Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типологии профессионального выбора



2019-07-03 363 Обсуждений (0)
Типологии профессионального выбора 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.

Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии.

1). Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:

1) выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных способностей и интересов;

2)  выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора:

I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью.

II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности.

III. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям.

3) Похожие основания усматриваются в подходе, который осуществляют Ф. Седлак, Х Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию:

первый тип — безразличный, меркантильный, второй — нереши­тельный, фантазирующий, третий — послушный, безответствен­ный, четвертый — целеустремленный, уверенный .

4) Достаточно синтетический характер имеет типология про­блемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:

I. низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в постро­ении профессионального плана, неумение выделить у себя про­фессионально значимые качества;

II. заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении про­фессионального плана;

III. заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

IV. завы­шенная самооценка, слабые склонности, затруднения в постро­ении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

V. завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть (Климов Е.А., 1976).

5) В этом же ключе рассматриваются финальные этапы профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре «казуса»:

I. в конце диагностического этапа профконсультации выбор профессии учеником сделан в соответ­ствии с его личными качествами,

II. в конце диагности­ческого этапа остается некоторое несоответствие между выби­раемой областью деятельности и интересами и склонностями, либо ученик недостаточно информирован о мире профессий и о своих качествах,

III. остается резкое несоответствие между профессией, которую ученик выбирает, и его склонностями и интересами,

IV. в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной позиции в отношении своего профес­сионального будущего (Королькова Г.Ф.,1975).

6) Очень перспективными представляются те подходы, в кото­рых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания пере­ложить собственную ответственность на другого (Skawran P.R., 1964). При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профес­сии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростки. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в част­ности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы про­фессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта.

7) В типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки делается акцент на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора. Эта типология строится при использовании двух парамет­ров, широко использующихся в настоящее время в эксперимен­тальных работах по структуре интеллекта: первый из них — вы­раженность когнитивного стиля, в соответствии с которым чело­век склонен или не склонен вступать в конфликт при решении важных вопросов, второй — уровень когнитивного развития, оп­ределяющий степень последовательности в реализации различ­ных стратегий. Пересечение этих двух параметров — при значи­тельной выраженности либо одного, либо другого полюса — дает различные типы «отклонений» профессионального выбора, в со­ответствии с которыми подросток может быть квалифицирован как «бесконфликтный приверженец», «бесконфликтный меняль­щик», «обороняющийся и избегающий» или «перестраховщик» (Berger P., von Orelli С., 1982).

Опираясь на все эти исследования ситуации профессиональ­ного выбора, можно констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует три типа установок:,

· на профконсультанта,

· на конкретно специфическую задачу профес­сионального выбора

· на профессиональное будущее в целом.

Что касается установок на специфическую ситуацию профессио­нального выбора, они в отличие от других установок, очень часто совсем упускаются из внимания. Между тем, именно эти установки обусловливают и большой степени ход всего профес­сионального развития.



2019-07-03 363 Обсуждений (0)
Типологии профессионального выбора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типологии профессионального выбора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)