Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги



2019-07-03 173 Обсуждений (0)
Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В смешанной экономике государства не может устраниться от регулирования экономической жизни, которое предполагает установление самых общих правил поведения участников рынка, чаще всего в виде « мягких» ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с развитой рыночной экономикой носит преимущественно косвенный характер.

Как показывает анализ зарубежного опыта, вмешиваясь в процессы формирования цен, государственные органы управления осуществляют разработку ценовой политики и механизма воздействия на цены, определяют объекты регулирования цен.

Основными видами государственной ценовой политики являются: политика высоких цен, применяемых для стимулирования предпринимательской активности; политика замораживания или блокирования цен, используемая для борьбы с инфляцией; политика низких цен, применяемая как средство повышения уровня жизни населения; политика либерализации цен, используемая для оживления рыночных механизмов; политика твердых (стабильных) цен, применяема для регулирования товарно-денежных отношений.

Политика высоких цен успешно используется в ряде стран. Так в Швеции относительно высокие цены устанавливаются на продовольственные товары.

Характерным примером применения политики блокировки цен является замораживание в 1975 году во Франции цен на все товары после того, как в 1973 году было объявлено о либерализации цен на промышленную продукцию.

Политика низких цен на протяжении нескольких десятилетий являлась частью экономической политики ряда стран Восточной Европы. А политика либерализации цен, создающая условия для саморегулирования экономики, снискала себе популярность в большинстве стран мира.

Политика твердых государственных цен в отношении основных товаров проводится в Венгрии, Китае и других странах. Основным недостатком этой политики считается таящаяся в твердых ценах опасность для производства и обращения товаров связанная с возможностью продолжительной консервации этих цен на одном уровне вне зависимости от меняющихся экономических условий.

С этой точки зрения политика плавающих цен является более предпочтительной. Она придает ценам подвижность и эластичность. Такая политика не только сохраняет право государства на контроль за ценами, но и представляет самостоятельным товаропроизводителям возможность в определенной степени самим устанавливать цены, изменять их в допустимых пределах в ту или иную сторону.

Для плавающих цен обычно устанавливаются: минимальный предел; максимальный предел; минимальный и максимальный пределы одновременно; среднее (нормативное) значение цен и размеры отклонения от этого значения в связи с выполнением дополнительных условий.

Нижние пределы цен устанавливаются обычно на сельскохозяйственную продукцию и выступают в виде «защитных» или «гарантированных» цен. Опыт установления подобных цен имеется в США, Венгрии и других странах.

Максимальный предел цен и тарифов используется при установлении уровня транспортных тарифов не только на государственных, но и частных предприятиях.

Примером установления верхнего и нижнего пределов цен и тарифов одновременно, а также их «центра» с допустимыми отклонениями может служить опыт Венгрии. Рост цен в сторону повышения от установленного «центра» допускается здесь в пределах, как правило, от 4 до12%.

Кроме политики цен, органы государственного управления используют право на разработку общей тактики. Под общей тактикой понимается набор средств и методов, обеспечивающих реализацию общей стратегии.

Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей тактики используют правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен самостоятельными товаропроизводителями. К актам такого рода можно отнести американское антимонопольное законодательство, запрещающее сговор о ценах и ценовую дискриминацию. Во Франции действуют постановления о ценовой конкуренции, согласно которым не допускается деятельность никаких объединений, способных деформировать ценовую конкуренцию. В Венгрии получило распространение установление правил калькулирования затрат, формирования прибыли и цен. При этом обязательные правила формирования цен время от времени меняются. Наиболее существенные изменения они претерпели в 1980 году, когда за обязательную основу калькуляции внутренних цен на преобладающую часть продукции промышленных предприятий этой страны были приняты фактические цены внешних рынков, выраженные в свободно конвертируемой валюте.

Методологический аспект общей тактики ценообразования состоит в выработке государственными органами форм и методов установления цен.

Формы и методы регулирования цен весьма разнообразны и применяются в различных сочетаниях. Систему ценового регулирования можно представить тремя сферами:

· наблюдение за ценами. Главная цель - выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

· прямое государственное управление. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен.

3. косвенное государственное управление. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды. К ним относятся: заключение ценовых соглашений хозяйствующими субъектами под контролем государства или местных органов; применение скользящих цен; завышение издержек производства; декларирование цен; антитрестовское и антимонопольное законодательство; акты о ценовой дискриминации.

Заключение ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами - известный в мировой практике способ борьбы с инфляцией в рамках жесткой финансовой и кредитно-денежной политики. В целях защиты общественных интересов такие соглашения должны заключаться под контролем федеральных и региональных органов власти и управления.

Формирование и изменение цен в международной торговле происходит под регулирующим воздействием закона стоимости, конкретные формы его проявления на мировых рынках имеют ряд специфических особенностей.

Под действием закона стоимости обмен товаров на мировом рынке происходит на базе среднемировых затрат труда, т.е. по интернациональной стоимости. В свою очередь среднемировые затраты труда на производство единицы продукции определяются среднемировой производительностью труда, которая складывается как средняя от национальных уровней производительности труда. Основную роль в формировании общественно необходимых затрат труда играют затраты труда в стране наиболее крупном поставщике данного товара на мировой рынок.  Интернациональная стоимость, регулирующая процессы ценообразования на мировом рынке, обычно меньше национальной стоимости соответствующих товаров. Формирование более низкой стоимостной основы цен в масштабах мировой торговли обуславливается особенностями ценообразующих процессов на мировом рынке[3].

Существенное влияние на мировые цены оказывает и политика транснациональных корпораций (ТНК), в ходе деятельности которых в международной торговле формируются особые каналы сбыта продукции, которые обособляются от обычной традиционной международной торговли. Экспорт и импорт по каналам ТНК жестко регламентируется в отношении объемов и направлений реализации, уровня цен, форм расчетов и .т.п. Жесткая регламентация движения товаров дает возможность ТНК изолировать национальные рынки и в зависимости от своих интересов произвольно завышать или занижать цены в целях подавления конкурентов.

2.Важное влияние на мировую цену оказывает качество продукции, ее потребительная стоимость. На мировом рынке это проявляется через спрос, который зависит от структуры мирового хозяйства и для национальных хозяйств является внешним фактором. Это вызывает противоречия между стоимостью и потребительной стоимостью, углубление которого приводит к значительным отклонениям мировых цен от интернациональной стоимости.

3.В современных условиях все большее влияние на уровень цены оказывают услуги производителя товара при продаже и в процессе функционирования (условия поставки и монтажа, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т.п.) Естественно эти затраты учитываются в мировой цене..

4.Существенное влияние на мировые цены, обуславливающие их отклонения от интернациональной стоимости оказывает политика протекционизма. Например, механизм единых цен ЕВС в сочетании с компенсационными сборами приводит к тому, что цены на сельскохозяйственную продукцию на Общем рынке выше ,чем мировые.

5.Интернациональная стоимость в условиях применения экспортных льгот и субсидий, непосредственно влияющих на величину прибыли экспортеров, может повышаться. Такое движение интернациональной стоимости субсидируемого товара объясняется тем, что она будет формироваться с учетом более высоких индивидуальных затрат производителей, включающихся в международное разделение труда с помощью стимулирования экспорта этого товара. В тоже время мировая цена в связи с ростом предложения товара на мировом рынке в условиях неизменности спроса будет иметь тенденцию к снижению. Таким может возникнуть несоответствие между повышающейся интернациональной стоимостью и снижающейся мировой ценой.

6.Еще один немаловажный фактор, вызывающей отклонения мировых цен от интернациональной стоимости - инфляция. Инфляция проявляется в повышении цен товаров и тесно связана с обесцениванием бумажных денег. Инфляция, вызывающая повышение товарных цен на внутреннем рынке, понижает конкурентоспособность страны на внешних рынках.

7. Существенное влияние на мировые цены на международном рынке оказывают валютно-финансовые факторы, воздействующие на конъюнктуру рынка. Нестабильность валютных курсов, наличие валютных зон приводит к тому, что цены, выражаемые в разных валютах, неодинаковые. Это порождает клиринговые соглашения, а поставки в клиринговых соглашениях часто отличаются уровнями цен, что ведет к росту мировых цен и к инфляции.




2019-07-03 173 Обсуждений (0)
Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Макроэкономические аспекты анализа ценовой политики на товары и услуги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)