Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представления о психике в эпоху Античности



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Представления о психике в эпоху Античности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Периодизация античной философии:

1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.

2) - человека объявили единственно заслуживающей интереса реальностью. Познание души считалось ключом к познанию мира.

3) Этап систематизации древнегреческой философии - появилось равновесие в описании мироздания и человека.

4) Эллинистский период - интерес к человеку, но не с позиций общества, а с индивидуалистической позиции; поиски путей обретения индивидуального счастья.

1. Этап натурфилософии. На вопрос: «Что есть мир?», «Какова первооснова мира?» - были даны следующие ответы: а) число, б) материальная субстанция, в) неделимый монолит, г) атомы+пустота

а) Пифагор (6 в. до н. э.) - мироздание имеет арифметически-геометрическую структуру. Числа, которые заложены в предмете, предопределяют его судьбу. Нумерология. Душа - гармония противоположностей тела.

б) Многие философы той эпохи основали свои школы, по-своему определив в качестве первоосновы мира ту или иную материальную субстанцию. Фалес (6 в. до и э.) - мир - это трансформации воды, его ученики Анаксимен и Анаксимандр выбрали каждый свою первооснову: первый - воздух, второй -алейрон. Гераклит (6-5 вв. до н. э.) -мир это превращения огня, в мире заложена строгая причинность

- Логос (закон); душа может им овладеть, если приблизиться к космическому огню, став менее влажной, приобретая «сияние сухого огня». Гераклит описывал законы качественных изменений (развития), поэтому считается первым философом-диалектиком. Эмпедокл (5 в. до н. э.) - каждая вещь в мире состоит из огня, воды, земли и воздуха, взятых в разных пропорциях; можно лечить людей, изменяя пропорции базовых субстанций в теле.

в) Идея о том, что мир един, целостен, монолитен принадлежит Элейской школе (от названия города Элея) 6-5 вв. до н. э. Чувства заставляют ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек.

г) Для опровержения парадоксов Элеатской школы Демокрит выдвинул гипотезу, по которой вещи состоят не из бесконечности точек (как принято в математических моделях), а из конечного количества частиц

- атомов, делить которые дальше природа не позволяет. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап (софисты и Сократ). Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину».

Сократ (5-4 вв. до н. э.) «Философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической беседы, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов (майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли). При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать.

3. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и Аристотель

Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма в античной философии. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них.

Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.

У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма (структура) тела. Чем сложнее душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.

Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и верховного разума: их роль он видел в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.

Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним.

Эллинистский период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.

Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).

Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается при умеренности желаний, безмятежности духа. свободе от страхов (не бойся смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).

Стоики - довольство жизнью связано с умением принять ограничения жизни как действие общекосмического закона. Это позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы,

Скептики - счастье заключено в умении освобождаться от догм, привитых в процессе воспитания.



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Представления о психике в эпоху Античности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представления о психике в эпоху Античности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)