Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представления о психике в средние века



2019-07-03 165 Обсуждений (0)
Представления о психике в средние века 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики (от слова «школа»), построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей.

Все концепции той эпохи были теологическими, основанными на вере в существование Бога. Но существовали моменты расхождений. Например, высказывались разные версии о сущности «универсалий» (общих понятий). Часть мыслителей считала их идеальными сущностями, реально существующими наподобие Платоновских «идей», но с христианской поправкой на то, что идеи - это создания Бога. Это направление называлось реализмом. Другие мыслители общие понятия считали лишь внешними знаками - словами, «дуновением голоса» Это направление называлось номинализмом. Основные мыслители средневековья в европейских странах Плотин (неоплатонизм) /Зв. /, Августин Аврелий (Авг. Блаженный) /4-5 в / (теория внутреннего опыта, волюнтаризм), Пьер Абеляр /12в/ («третий» взгляд на предмет спора реалистов и номиналистов). Фома Аквинский /13в/ (томизм), Уильям Оккам /14в. / (номинализм, принцип Оккама = «бритва Оккама»: «При объяснении мира не умножай сущностей без надобности»),

Основные мыслители средневековья в араб; ком мире. Ибн Сина (Авиценна) /10-11 в. / (создатель теории двух истин), Ибн аль-Хайсам (Альгазен) /10-15в /, Ибн Рушд (Аверроэс) /12 в. /. Достижения связаны с практикой внешнего опыта (психофизиология органов чувств, психофизиология эмоций, разработка идей о психике как факторе телесного здоровья, идеи о психологии развития ребенка).



2019-07-03 165 Обсуждений (0)
Представления о психике в средние века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представления о психике в средние века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)