Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание внешних чувств



2019-07-03 177 Обсуждений (0)
Воспитание внешних чувств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Что касается внешних чувств, то сторонник сенсуалистической психологии, которая в основу всех деятельностей души полагает ощущения, Руссо придает развитию их важное значение.

 

1) ibid., стр.44-45.

2) ibid., стр.122.

3)"Следует с малолетства приучиться спать на жесткой постели это лучшее средство не встречать больше дурных постелей".

4) Ребенок "должен уметь, без вреда для себя, ложиться поздно, вставать рано, быть внезапно разбуженым, проводить ночи без сна".

5) ibid., стр.108-109.

 

"Первые способности, развивающиеся и совершенствующиеся в нас, суть чувства. Значит, их нужно образовывать прежде всего, а между тем ими-то и пренебрегают более всего". "Упражняйте не одни только силы", - повторяет Руссо 1), - "упражняйте все чувства, которые ими управляют. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте!" В конце 2-ой книги "Эмиля" и дается довольно подробная психология и педагогика внешних чувств, замечательная по тонкости наблюдения н не только для того времени.

Осязание. На первом месте между чувствами Руссо ставит осязание. Правда, круг его деятельности ограниченнее зрения, но зато данные ею (восприятия ИХ основывающиеся на них суждения) вернее других чувств. "Простираясь только на то, до чего могут достать, наши руки исправляют легкомысленность других чувств, которые издали стремятся к предметам, едва видимым для них, тогда как все, что обозревается осязанием, обозревается им хорошо" 2). Помимо того, в соединении с деятельностью мускулов осязание дает и значительное количество ощущений: ощущения и суждения о температуре, объеме, виде, тяжести и прочности. Оно есть "чувство, которое мы чаще всего употребляем". "Поэтому в нем мы раньше других и приобретаем опытность". Однако, это не исключает и нарочитого развития чувства "осязания, чтобы сделать его столь же тонким, как оно оказывается у слепых, так чтобы даже ночью, в темноте, когда нам не служить зрение, мы могли, посредством осязания, иметь ясные и правильные восприятия. Будь у нас впотьмах последние, мы не боялись бы и темноты, как не пугает отсутствие света слепых. Отсутствие же определенных восприятии возбуждает наше воображение, и мы наполняем окружающую нас темь тысячами призраков и опасностей. Осязание дополняет не только зрение, но, в известной степени, даже и слух, "Положив руку на виолончель, можно без помощи глаз и ушей различить, по одному сотрясению и дрожанию дерева, какой звук издает она, низкий или высокий, и извлекается ли он из квинты, или из баса". Поэтому осязание можно бы поощрить так, "чтобы пальцами слышать целую мелодию". Руссо намекает даже на возможность именно благодаря осязанию сделать доступными музыкальные звуки глухонемым 3).

Зрение. Зрение имеет обширный район действия, по сравнению с осязанием. Но потому то оно "из всех наших чувств самое неверное": "при множестве одновременных ощущений и суждений, возбуждаемых им, возможно ли не ошибиться?!" Особенно мало верности в показаниях зрения насчет высоты, длины, глубины, расстояния. Но эту неверность зрения упражнением можно ослабить, если не устранить: недаром "у инженеров, землемеров, архитекторов, каменщиков живописцев глаз гораздо вернее, чем у нас, и они гораздо точнее определяют величину и расстояния" 4) и нет ничего легче - привлечь детей к упражнениям зрения. "Есть тысяча способов заинтересовать их в измерении, в знании, в оценке расстоянии". "Вот очень высокое вишневое дерево, - каким образом нарвем мы вишен?" Годится ли для этою лестница овина? Вот очень широкий ручей, каким образом перейдем мы через него. Можно ли перекинуть через него одну из досок, лежащих на дворе? Я хотел бы повесить качели между этими деревьями: будет ли достаточно длинна двухсаженная веревка?" и т.д. и т.д...

 

1) стр.112.

2) стр.120.

3) То, что в наше время опытом оправдалось на известной слепо-глухо-немой американке Елене Келлер.

4)"Эмиль", стр.123.

 

Чтобы точно воспринимать и распознавать формы вещей, полезно рисование и геометрическое черчение. При этом Руссо хотел бы, чтобы воспитанник занимался рисованием "не ради самого искусства, а ради приобретения верного глаза и гибкой руки. "И, вообще", - замечает Руссо 1) - важно вовсе не знакомство его с темь или с другим упражнением, а та тонкость чувства и привычка тела которые приобретаются благодаря этому упражнению". Поэтому он хотел бы чтобы воспитанник рисовал не с рисунков или моделей, а с действительных предметов, чтобы глаз навыкал их схватывать правильно 2). Правда, учась рисовать этим способом, он долго будет пачкать бумагу, поздно приобретет изящество и легкость рисунка, даже, может быть, никогда не достигнет изящного вкуса в рисунке, "но взамен того, несомненно, приобретет более точный глазомер, более верную руку знание настоящих отношений в величине и виде и более быстрое знакомство с действиями перспективы". Полученные рисунки - при чем для Руссо наиболее дорогими являются самые первые самые грубые, - и пусть украшают детскую комнату. Геометрическое черчение, с линейкой и циркулем, познакомить ребенка точнее с различными формами и поверхностями тел.

Слух. Что касается развития слуха (его тонкости и музыкальности), то здесь полезны упражнения в ясной, правильной речи, пении и музыке. Так как ребенку чужды еще страсти, то совершенно не нужно знакомить его с аффектацией в речи и пении: декламация, как и театральное пение, не для его лет. Пусть приучается он говорить просто, ясно и хорошо, без аффектации достаточно громко но и без крика. В пении же сделайте его голос верным, ровным, гибким, звучным; ухо - чувствительным к гармонии, такту, и ничего больше". С обучением музыке не спешите и здесь, как и там, "избегайте всего патетического и выразительного" 3). Руссо, вообще против раннего, преждевременного возбуждения каким бы то ни было образом страстности и душевной аффектированности. (Припомним аналогичное отношение к аффектации у Фенелона и картезианский взгляд на страсти).

Вкус и обоняние. Что касается педагогического отношения к вкусу, то Руссо в согласии с основными взглядами, хотел бы "оставить у ребенка его первобытный вкус как можно дольше: пусть пища его будет простая и обыкновенная, пусть вкус его приучается только к мало приправленным кушаньям и пусть не образуется у него исключительного вкуса. Считая не естественным вкус к мясу и опасаясь за спокойный, мягкий характер детей, Руссо решительно стоит за растительное и молочное питание, за вегетарианство. Касаясь обоняния, Pycco отмечает связь ощущений обонятельных с воображением; сам по себе запах - ощущение слабое но, он возбуждает нервы и воображение: "потому то на минуту он освежает темперамент, но в конце концов истощает его 4) Поэтому то обоняние и не должно быть слишком деятельно в первом возрасте".

8. Характеристика Эмиля перед годами ученья. В заключение книги (2-й) о воспитании физическом и внешних чувств Руссо рисует своего Эмиля, каким он стал к концу этого периода. Он, прежде всею, крепок и здоров "Здоровьем сияет его лицо, твердая походка придает ему бодрый вид". У него нет затверженных речей, заученных познаний.

 

1)"Эмиль" стр.128.

2) Автор популярного руководства к детскому рисованию Е. Буше также рекомендует при срисовывании рисунков иметь пред глазами и соответствующие им действительные предметы, чтобы вдуматься и разобрать рисунок, - все ли существенное в предмете и как представлено на рисунке. "Давайте рисовать", - изд. Горбунова-Посадова. М. 1908 г. Стр.9. "Самоучитель рисования"

3) ibid., стр.136.

4) ibid., стр.146.

 

"Идеи его ограничены, но ясны если он ничего не знает на память, зато многое знает по опыту, если он хуже другого ребенка читает в наших книгах, зато лучше читает в книге природы ^м его не на языке, а в голове" 1). У него, вообще, немного знаний, но много здравого смысла "он не будет глупо расспрашивать всех о том, что видит, но рассмотрит это сам, и, прежде нежели спросит кого-либо, будет биться из всех сил, чтобы узнать то, чему хочет научиться. Попадет ли он в непредвиденный просак, он меньше растеряется, чем другой, встретится ли опасность, он также меньше испугается". Если сравнить его с другими детьми того же возраста, то он превосходит всех. "Между городскими детьми нет ни одного, который бы был ловчее его, но он сильнее всякого другого. Между молодыми крестьянами он равен всем по силе и всех превосходит в ловкости. Во всем, что доступно детскому пониманию, он судит, рассуждает, предвидит лучше всех". И это совершенство он не купил ценою счастья напротив, одно способствовало другому. "Приобретая весь разум своего возраста, он был счастлив и свободен".

 

Вопросы

 

1. Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо? Чем важны материнские заботы о ребенке? Каких качеств Руссо требует от воспитателя?

2. В чем состоят первые заботы о ребенке? Как Руссо смотрит на пеленание? Почему важно закалять детей? Какое отношение закаливание имеет к нравственности? Какие указания Руссо дает насчет развития речи у ребенка?

3. Возможны ли умственные занятия с детьми до 12-ти лет? Позволительны ли они? Почему Руссо против книги в этом возрасте? В чем ребенок находит умственный материал для своего возраста?

4. Возможно ли здесь нравственное наставление? Почему Руссо и против нравственного приучения в этом возрасте? Чего он требует в нравственном отношении от детства?

5. В каком смысле возможна нравственная подготовка в этом возрасте? Чем можно заменить здесь нравственную дисциплину (нравственное приучение)?

6. Какое воспитание Руссо относит на этот возраст (до 12-ти лет)? Какое отношение физическое воспитание имеет к умственному? В чем состоят средства физического укрепления в этом возрасте?

7. Как смотрит Руссо на воспитание внешних чувств? Какое чувство Руссо ставит на первом месте и почему? Почему зрение он ставит на втором месте? Как можно развивать глазомер у детей? Чем полезно рисование? Что нужно дляразвития слуха? Почему Руссо против аффектированности в чтении и пении? В чем должны состоять заботы о вкусе? Почему обоняние не должно быть деятельно в детстве?

8 Каким представлен у Руссо Эмиль к годам ученья (в физическом и умственном отношениях)?

 

1) ibid., стр.150.




2019-07-03 177 Обсуждений (0)
Воспитание внешних чувств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание внешних чувств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)