Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В усвоении знаний надо вести ребенка путем полной самостоятельности и самодеятельности. Руссо - ожесточенный враг книжности и всякого попугайства. Прочь книги и чужие объяснения, при которых всегда остается опасность недостаточно ясного и сознательного отношения к вещи.

 

1) ibid., стр.157.

2) См. "Эмиль", стр.221, где Руссо, по развитию самосознания человека, делит знания на два круга определяющие отношения человека к неодушевленным вещам (занятия для отрочества) и определяющие отношение человека к другим людям (антропологические знания для позднейшего возраста).

3) ibid., стр.159.

 

Ребенок должен учиться из фактов, а не из книг, и не при помощи чужих объяснений, а самостоятельным, собственным допытыванием явлений. "Я не люблю", - замечает Руссо 1), - "голословных объяснений; молодые люди невнимательны к ним и забывают их. Фактов! фактов! Я не могу достаточно часто повторять, что мы придаем слишком много силы словам; наше болтливое воспитание способно образовать только болтунов" 2) Надо учиться самостоятельно, из вещей, потому что "о вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки". Кроме того, именно учась так, "не приучаешь своего рассудка к раболепному подчинению авторитету и изощряешь ум, тогда как, принимая беспрекословно все, что нам дают, мы допускаем наш ум ослабевать в беспечности; подобно тому, как тело человека, которого всегда одевает, обувает прислуга и возят лошади, лишается, наконец, силы и употребления своих членов" 3). В интересах полной самостоятельности и самодеятельности в занятиях Руссо восстает против всяких искусственных помочей здесь, - в роде специальных приборов, машин, даже глобусов, карт: так раньше он исключал всякие помочи при первых попытках ребенка ходить. "Вы хотите преподавать этому ребенку географию и отправляетесь за глобусами, картами: сколько инструментов! К чему все эти представления? Зачем не покажете вы ему первоначально самый предмет?". В другом месте, говоря об изучении законов природы, он замечает по поводу разного рода приборов: "Атмосфера учености убивает науку. Все эти машины или пугают ребенка, или их наружный вид привлекает внимание, которое он должен бы обращать на их действия". Руссо хотел бы, чтобы питомец учился из самых простых, обыденных явлений, и если уж нужны приборы и инструменты, то делал бы сам их. Только в последнем случае, не теряя собственной ловкости и наблюдательности, мы получаем еще и увеличивающие их пособия 4).

В 3 - и книге своею "Эмиля" Руссо дает несколько примеров такого самостоятельного изучения вещей и явлений. Вот, например, урок космографии: "Мы видели солнечный восход на Иванов день, мы посмотрим на него и в Рождество, или другой какой хороший зимний день, известно, ведь, что мы не ленивы и смеемся над стужей. Я озабочусь, чтоб это второе наблюдение происходило в том же самом месте, где происходило первое, и, благодаря небольшой ловкости в подготовке замечания, один из нас непременно вскрикнет: он, ой! вот забавно-то! Солнце всходит не на том месте! Вот здесь наши старые приметы, а оно взошло там, и проч.

 

1) ibid., стр.176.

2) Припомним суждения о словесном красноречии у Монтеня.

3) ibid., стр.171, 320 и др.

4) ibid., стр.171 - 172.

 

Следовательно, есть летний восток и зимний восток, и проч." 1). В области изучения географии "первыми его (т.е. воспитанника) пунктами пусть будут город, где он живет, и дача его отца; затем промежуточная местность, затем соседние реки, наконец, видь солнца и способ ориентироваться. Пусть он сам нарисует карту всего этого, карту весьма простую и сначала состоящую из этих двух предметов, к которым он присоединит мало-по-малу и другие, по мере знакомства и оценки их расстояния и положения" 2) В области физики, "при исследовании законов природы, всегда начинайте с самых обыкновенных и осязательных явлений. Я беру камень и делаю вид, что кладу его в воздухе, раскрываю руку, камень падает. Я взглядываю на Эмиля, который внимательно следит за тем, что я делаю, и говорю ему отчего этот камень упал? Какого ребенка затруднит этот вопрос? Никакого, ни даже Эмиля, если я не позаботился подготовить его к неуменью отвечать. Все скажут, что камень падает, потому что он тяжел. А что же тяжело? То, что падает. Следовательно, камень падает потому, что падает? Тут мой маленький философ, действительно, приходит в тупик. Вот его первый урок систематической физики" 3). Посредством самых простых опытов, можно изучить и другие свойства и вещи природы. "Опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если вы не оставили для воздуха прохода, воздух может, следовательно, оказывать сопротивление. Погрузите глубже стакан, вода займет некоторое пространство, не будучи в состоянии наполнить весь стакан, воздух, значит способен сжиматься до известной степени, и проч., и проч.4).

Так, Руссо рекомендует учиться не из книг и чужих объяснении, а из фактов самой природы. "Я ненавижу книги", - замечает Руссо 5), - "они учат только говорить о том, чего не знаешь". Одну только книгу он допускает, это - "Робинзона Крузо". Она так подходит к той самодеятельности, самостоятельности, которая составляет идеал и принцип воспитания Эмиля "Робинзон Крузо на своем острове, один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий, однако, свое пропитание, самосохранение и достигающий даже некоторого благосостояния: вот - предмет, занимательный для каждого возраста". "Этот роман будет служить для Эмиля, в ту эпоху, о которой идет речь (т.е. от 12-15 лет), вместе и забавой, и поучением. Я хочу, чтобы он увлекся им, чтобы он беспрерывно занимался своим замком, своими козами, плантациями Путь он вообразит себя Робинзоном, одетым в звериные шкуры", и будет полон забот, чтобы, подобно Робинзону, обеспечить себя всем, нужным для жизни. "Ребенок, торопясь сделал запас для своего острова, будет выказывать больший пыл к учению, нежели учитель к преподаванию. Он захочет узнать все, что полезно, и только это и захочет знать; вам не придется руководить им, а придется удерживать" 6).

 

1) ibid., стр.162.

2) ibid., стр.163.

3) ibid., стр.172.

4) ibid., стр.170-171.

5) стр.181.

6) ibid., стр.182 - 183.

 



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)