Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурно-семантические модификации



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Структурно-семантические модификации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Самым частым приемом структурно-семантической трансформации ЭФЕ является распространение их компонентного состава, то есть добавление новых слов или словосочетаний, которые могут располагаться перед фразеологизмом, после него или между компонентами. Распространитель, как правило, относится к одному из компонентов фразеологической единицы.

«Несмотря на разобщенность фразеологизма с помощью вставки «посторонних слов», полностью сохраняется его семантическая целостность и никакого разрушения фразеологизма не происходит» (Воронина 1982, 30).

«Введение дополнительных компонентов способствует более гармоничному взаимодействию фразеологической единицы с непосредственным словесным окружением и увеличивает ее выразительные возможности, предельно приближая ее значение и образность к условиям данной речевой ситуации» (Шадрин 1991, 198).

К индивидуально-авторским модификациям, видимо, можно отнести не все случаи распространения фразеологической единицы, а лишь такие, которые вызывают нарушение ее семантической или стилистической устойчивости. «Преобразование не создается, в частности, вклиниванием в структуру фразеологизма вводных слов, словосочетаний или предложений, … а также вклиниванием обращений. … Вклинивание является преобразованием только тогда, когда вклинивающееся слово органично вплетается в структуру фразеологизма и составляет с ним одно семантическое и стилистическое целое» (Шадрин 1991, 199).

По формальному признаку можно выделить три типа расширения компонентного состава:

а) Синонимический, когда добавляется слово, которое является однородным членом для одного из компонентов ФЕ (и чаще всего – синонимом, языковым либо контекстуальным): не лежит душа, топорщится, ёкнуло и заскулило сердце; дрожит, сжимается сердце; озноб, мороз пошел по коже и т. п.

Дрожит, сжимается сердце от песни… «Я у окошечка сидела, боже мой, а дождик капал на меня» (Астафьев, 1992, 52).

Озноб, мороз пошел по коже, когда задание для нового леспромхоза услышал, а духу возразить не хватило (Абрамов, Пряслины, 754).

б) Атрибутивный – к одному из компонентов добавляется зависимое слово: томительно и сладко заноет сердце, на всеобщих радостях, бередить открытую рану, сердце запрыгало воробьем и т. п.

Колька улыбался, не веря собственному счастью: Юрий Петрович ему на всеобщих радостях спиннинг подарил (Васильев, 227).

За что это боярина в ров либо в речку кидать, когда он сам на царя зубами давно скрипит (Люфанов, 247).

Необходимо отметить, что к глагольным компонентам чаще добавляются однородные члены, а к именным компонентам – атрибутивные.

в) Внедрение между компонентами ФЕ вставных конструкций:

Затем кукушка отозвалась снова, только уже в другой стороне, и сердце смешное сердце, не верящее ни в бога, ни в черта, защемило от этой паузы. Как ее понимать? Продолжить ему счет или нет? (Панасенко, 97).

Сердце щемит. Сердце защемило. Кто-либо испытывает чувство гнетущей тоски (Федоров 1995).

г) Комбинированное распространение фразеологизмов:

[Шестаков ищет пропавших солдат на территории, занятой немцами]. «Если ребята увились в огороды, пойти они могли только здесь», – заскулило, заныло у негоеще с реки не успокоившееся сердце (Астафьев 1995, 245).

Однородный член для глагольного компонента + атрибутивный распространитель (словосочетание) для именного компонента.

Распространение фразеологической единицы в большей или меньшей степени затрагивает и аспект ее содержания.

Во-первых, добавляемые слова вводят дополнительную информацию либо о самой эмоции, обозначаемой фразеологизмом, либо о человеке, испытывающем данную эмоцию.

а) Прием распространения компонентного состава сужает, конкретизирует значение ЭФЕ (особенно важно это для фразеологизмов, номинирующих неопределенные эмоции):

Но только ли она одна со сладким замиранием сердца ворошила в своей памяти то далекое прошлое? (Абрамов, 1977, 120).

Ср. С замиранием сердца. Испытывая сильное волнение, тревогу (Молотков 1987). Здесь происходит конкретизация оттенка эмоции (приятное волнение).

[У Серпилина умерла жена]. В дивизии были близкие ему люди, которых он, по фронтовым понятиям, уже давно знал. Их отношение к его горю, конечно, грело бы душу, но в то же время и бередило бы открытую рану гораздо сильней, чем то более формальное сочувствие, с которым ему пришлось столкнуться в штабе армии со стороны новых сослуживцев, не имевших причин входить в подробности его горя (Симонов, т. 2, 145).

Ср. Бередить <душевную> рану кого, чью. Вызывать тягостные воспоминания; волновать, тревожить, беспокоить (Молотков 1987).

Конкретизация значения: недавнее, острое горе («открытая рана»).

б) Добавляемые в состав ЭФЕ слова могут характеризовать не эмоции, а человека, испытывающего данную эмоцию (или группу людей, или людей вообще). Компоненты сердце, душа символизируют человека как носителя мыслей, желаний, эмоций:

И вдруг умер Гошка. Опять шьют чего-то, ходят тревожные и непривычно скорбные люди – опять разбередили больную детскую душу (Астафьев, Кража, 18). [Речь идет о детях из сиротского приюта].

Ср. Бередить душу (сердце) кому. Разбередить душу (сердце) кому. Волновать, тревожить кого-либо; вызывать тяжелые воспоминания. (Федоров 1995).

И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает беззащитное человеческое сердце (Васильев, 124).

Ср. Мотать душу (нервы, сердце). Изводить, терзать кого-либо; надоедать, досаждать чем-либо неприятным, нудным и т. п. (Жуков 1987).

Дамы – народ нервный, требовательный, скандальный. Их наша кипучая жизнь такими делает плюс природа, конечно. Надо с этим считаться? непременно! Ну, не так она тебе скажет, ну, сердечко свое больное на тебе сорвет, покапризничает, наконец (Адамов, 614).

Ср. Срывать сердце. Сорвать сердце на ком, на чем. Разг. Вымещать свой гнев, раздражение, ярость и т. п. (Федоров 1995).

Другой семантический результат распространения компонентного состава фразеологизмов – повышение образной насыщенности. Образ, лежащий в основе фразеологической единицы, в силу своей двуплановости содержит большое количество потенциальных сем (Коралова 1980, 131). Из-за частого употребления фразеологизмов образная основа практически перестает ощущаться, что снижает их информативную ценность при осуществлении номинации. В результате включения дополнительных компонентов потенциальные семы, присутствующие в значении ЭФЕ, активизируются, что повышает качество номинативной функции. Экспрессивная функция также реализуется более эффективно, поскольку «нестандартный облик» фразеологизма привлекает внимание читателя.

Если распространитель соотносится с одним или со всеми компонентами ЭФЕ в прямом значении, то происходит активизация их прямого значения. Фразеологический образ становится более отчетливым, «обновляется», «оживает»:

Она представила себе, как бы она пошла с Егоршей по деревне – он с гармошкой, она в новом платье, – и у нее воробьем запрыгало сердце в груди (Абрамов, 1984, 543).

Ср. Сердце прыгает. Сердце запрыгало у кого. Кто-либо испытывает сильное волнение (Федоров 1995).

А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердцеРиты падало прямо в коленки (Васильев, 11).

Ср. Сердце падает у кого. Сердце упало у кого. Кто-либо испытывает страх, тревогу, приходит в отчаяние. О внезапном ощущении тревоги, испуга и т.п. (Молотков). Здесь ЭФЕ имеет значение внезапного сильного волнения.

Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» (Астафьев, Последний поклон, 142).

Ср. Язви тебя <в душу>. Обл. Выражение острой досады, недовольства, негодования (Федоров 1995).

А я тут, видать, не к месту пришелся: не лежит душа, топорщится (Васильев, 123).

Ср. Душа (сердце) не лежит к кому, к чему. Нет интереса, склонности, желания, симпатии, доверия к кому-либо или к чему-либо. (Молотков).

Конкретизация значения: видимо, здесь не только «отсутствие симпатии» и т.п., но и «внутренний протест, активное неприятие чего-либо», так как возможна актуализация обоих значений глагола топорщиться: 1) подниматься торчком; 2) перен. упрямиться, проявлять строптивость, несговорчивость (Ожегов, Шведова 1997).

«Оживление образа» наблюдается и в том случае, когда распространяющее слово соотносится с одним из компонентов ЭФЕ метафорически (в прямом значении они не коррелируют):

Но только ли она одна со сладким замиранием сердца ворошила в своей памяти то далекое прошлое? (Абрамов, 1977, 120).

Ср. С замиранием сердца. Испытывая сильное волнение, тревогу (Молотков). Здесь: конкретизация оттенка эмоции (приятное волнение).

Таким образом, прием распространения компонентного состава ЭФЕ выполняет две основные функции: уточнение номинации и повышение экспрессивности. Он позволяет авторам как можно точнее и выразительнее описать эмоциональные состояния своих персонажей, отступая от фразеологического «шаблона».

На способность и вид распространения ЭФЕ влияет степень семантической слитности ее компонентов,потенциальные семы в значении компонента, символически маркированное значение компонента (сердце, душа).

Контаминация – это возникновение нового фразеологизма в результате слияния частей двух (реже трех) фразеологизмов. «Смысловая близость объединяемых ФЕ не является здесь обязательным условием контаминации» (Ройзензон, Абрамец 1970, 281).

И вообще, все эти пять лет, что они живут вместе, он только и слышит дома: «Иван, полегче! Иван, потише! Иван, не наступай, Бога ради, на больные мозоли людям…» (Абрамов, Пряслины, 571).

Ср. наступить на <любимую> мозоль + задеть больную струну, задеть за (ударить в, попасть в и др.) больное место.

Автором выражения наступить на любимую мозоль считается Н.С. Лесков. «Едва ли можно согласиться с авторами «Словаря фразеологических синонимов русского языка», которые признают нормативным вариант наступить на больную мозоль. На самом деле (прилагательное больная вместо любимая здесь появилось в результате воздействия синонимического фразеологизма задеть больную струну) это авторская инновация ненормативного характера» (Добродомов 1993, 64). Однако И.Г. Добродомов пишет, что данный фразеологизм без прилагательного встречается редко, а наш материал этого не подтверждает (наступить на мозоль – … примеров, наступить на любимую мозоль – …, наступить на больную мозоль – 1).

Была в нем [Капустине] эта черта бесстрашия, за которую Малинин любил даже тех людей, в которых все остальное было ему поперек души (Симонов, т.2, 390).

Ср. не по душе + поперек горла.

Возможно, к своеобразной разновидности контаминации следует отнести объединение двух фразеологизмов, имеющих в своем составе общий компонент (или двух вариантов фразеологизма), где этот компонент повторяется однократно.

В качестве составляющих элементов такой «контаминации» выступают:

а) части двух фразеологизмов, имеющих общий компонент:

Сутки, всего сутки пробыл Михаил в деревне, а душу и нервы вымотал за год (Абрамов, Дом, 101).

Ср. вымотать нервы, вымотать душу.

Васька понял: пронесло. Не то чтобы он сильно переживал. Но сердце заныло, сжалось (Приставкин, 360).

Ср. сердце ноет, сердце сжимается.

…Лейтенант Щусь ушам своим и глазам своим не верил: неужели это те самые солдаты, еще вчера за крошку хлеба готовые вырвать глаз у сотоварища, трясущиеся, едва живые в строю парни так преобразовались, так взорлили?! (Астафьев, Прокляты и убиты, т.1, 281).

Ср. не верить <своим> глазам, не верить <своим> ушам.

б) два варианта одного фразеологизма:

Сам сатана, сам дьявол вселился в Егоршу. И он просто завизжал, затопал ногами (Абрамов а, 98).

Ср. <сам> сатана (дьявол) вселился в кого.

Ох да ах – и, перемогая немочь, достала царица Прасковья из Часослова листок с ключом к тайнописи, в жар и в пот ее бросило, когда вручала гонцу (Люфанов, 499).

Ср. бросает в жар (в пот).

Использование этого приема повышает экспрессивную функцию, особенно если присутствуют два именных или адвербиальных компонента. Если два глагольных (напр., перечисляется, что «происходит» с сердцем, душой и т. п.), то, как правило, дается более точное и полное описание эмоции.

Под конверсией понимается переход фразеологизма из одного лексико-грамматического разряда в другой.

Чаще всего глагольный компонент заменяется компонентом-существительным, и тогда глагольный фразеологизм переходит в разряд субстантивных (иногда изменяясь и в грамматическом оформлении):

[Идет эвакуация жителей из Москвы в связи с наступлением фашистов]. Я одного приостановил, спросил – дюжий такой мужчина: «На отъезд разрешение имеете?» Так он за все карманы сразу схватился, бумажонками пол-тротуара засыпал. А кто я ему? Почему испугался? Значит, нет у него ничего за душой, кроме дрожи в поджилках (Симонов, т.1, 259).

Ср. Поджилки дрожат у кого. Прост. Пренебр. Кто-либо испытывает чувство сильного волнения, страха и т.п. (Федоров 1995). Дрожь в поджилках становится окказиональной перифразой страха.

Глагольная ЭФЕ становится глагольно-пропозициональной:

Я пока с московским разгоном – обязательно пойду [на суд], чего-нибудь нашумлю. А неделю дома поживешь – уже хвост поджимается (Солженицын, 240).

Ср. Поджимать / поджать (прижимать / прижать) хвост. Прост.Испугавшись, устрашившись последствий своих дел, действий, своего поведения, становиться более осторожным, осмотрительным, уступчивым и т.п. (Яранцев 1981).

Междометизация фразеологизма:

– Как Зарубин? – спросил Понайотов.

– Ат, кузькина мать!.. – Мартемьяныч хлопнул себя руками по бедрам. – Запышкался! Главное-то и забыл. В госпитале майор (Астафьев, Прокляты и убиты, т. 2, 455).

Ср. Показать кузькину мать кому. Грубо-прост. Проучить, жестоко наказать кого-либо; всыпать кому-либо. Обычно как выражение угрозы (Молотков 1987).

Здесь ЭФЕ употребляется как выражение досады на себя, недовольства собой.

Наблюдаются также комплексные преобразования, причем могут сочетаться как модификации одного класса, так и модификации разных классов. При одновременном использовании нескольких приемов преобразования фразеологизмов не всегда можно выделить ведущий прием.

Повторение компонента + распространение ЭФЕ:

И старшина сказал, не глядя: – Придется вам, товарищ лейтенант [застрелить немца]. … Плужников кивнул. Сердце его вдруг заныло, заныло тяжело и безнадежно, и он впервые остро пожалел, что не пристрелил этого немца сразу, как только перезарядил автомат. Мысль эта вызвала в нем физическую дурноту: даже сейчас он не годился в палачи (Васильев, 423).

Э-эх, любови военных дорог, кружения голов и кровей… (Астафьев, Повести, 361).

Ср. кружить голову кому, голова кружится.

Зафиксированы нами и индивидуально-авторские (окказиональные) фразеологизмы, которые не восходят к какой-либо конкретной ФЕ, однако опираются на существующие в языке фразеологические модели: «Такие фразеологические новообразования строятся как с использованием структуры и отдельных элементов общеупотребительного фразеологизма, так и с использованием одной лишь его структуры» (Шанский 1996, 175).

Не изведанное до сего дня, пустынное, беспросветное одиночество давило его, он плакал, не утирая слёз, не испытывая ни радости, ни торжества от того, что спасся, просто холодно, просто воет сердце от запустелости, просто жалко самого себя (Астафьев, Прокляты и убиты, т.2, 234).

Данная ФЕ образована по модели сердце + глагол = «человек испытывает какую-либо эмоцию».

В редких случаях окказиональные ЭФЕ могут быть обусловлены жанровыми особенностями того или иного произведения. Так, в фантастической повести встречаем следующий пример:

– Антос нам свои стихи почитает, правда?

– Откуда вы знаете? – Гланка встрепенулась, сжала руками лицо.

Великий Космос, да достаточно увидеть, какими глазами он на тебя смотрит, девочка. Кто ж в его возрасте не пишет? (Дымов, 299).



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Структурно-семантические модификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурно-семантические модификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)