Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Москва: от Кремля до Мытищ.



2019-07-03 171 Обсуждений (0)
Москва: от Кремля до Мытищ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития

Москва: от Кремля до Мытищ. Москва и вечные вопросы. Транспорт – пульс Москвы. Проблема экологии.

"Агломерации - раковая форма городов"

Мишель Руж, исследователь агломераций.

ХХ век - век урбанизации, век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти всё население в городах, век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звёзд по ночам, так как они затянуты смогом… Но проблема даже не в этом, ужасно то, что нам это даже нравится. Город как вирус или, скорее как наркотик всё больше и больше затягивает всё живое. И определение этому наркотику уже найдено. Город - очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город - двигатель прогресса.

Виктор Гюго писал, что город выполняет роль мозга. Ещё одно его назначение - быть центром своего окружения. Но именно как вирусы, города ничтожно малы по отношению к остальной площади суши - все города планеты занимают не более 1% площади суши, а живёт в них свыше 40% населения Земли.

Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту, то об агломерациях - тесных скоплениях городов - так можно сказать с ещё большим основанием. Многих этот рост пугает, и агломерации становятся объектом яростной критики.В них видят результат хаотического разрастания городов, расплывающихся подобно масляному пятну. Разбухающий гигантский город и окружающее его скопление так же расплывающихся поселений-спутников похоже на болезнь или на стихийное бедствие. Это какое-то неудержимое половодье, лавина, безжалостно сметающая всё на своём пути.

Но есть и прямо противоположные точки зрения. Агломерации характеризуют в качестве ключевых форм современного расселения, прочат им большое будущее, считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселения, в улучшение условий жизни людей.

Однако независимо от того, как относятся люди к агломерациям, они - объективная реальность, имеющая свои законы развития. Города перерастают в агломерации, поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (маятниковые миграции, культурно-бытовые связи, производственные связи предприятий и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей "достижимостью" любой точки агломерации.

Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий, которые и заставляют рассматривать агломерацию как нечто действительно глобальное. Существует несколько аспектов: экономический, экологический, социальный и территориальный (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие).

Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный паралич (пробки), трудности водоснабжения, проблемы экологии. В связи с этим промышленность вынуждена "уходить" из крупных городов, её место занимают другие функции. Это и научные и научно-исследовательские и опытно-конструкционные разработки, финансово-управленческие и др.

Экологические проблемы агломераций состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории.

Социальный аспект агломераций действительно глобальный. Он особенно проявляется в резких различиях качества жизни в богатых "зелёных" пригородах и в трущобных кварталах вокруг "заводских" агломераций.

Пространственный аспект связан со всеми предыдущими. "Расползание" агломераций означает распространение городского образа жизни на всё большие территории, а это, в свою очередь, ведёт к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам, к оттеснению всё дальше и дальше сельскохозяйственных зон.

Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) - стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако он вовсе не ведёт к равномерному "рассасыванию" населения, а скорее означает "расползающуюся" концентрацию. Этот процесс обусловливает и социальное расслоение населения.

Глобализм процесса разрастания агломераций особенно нагляден на примере развивающихся стран. Рост агломераций ведёт здесь к стремительному росту "псевдогородского населения" (отсюда: "трущобная урбанизация"). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они и пополняют население "трущобных кварталов" агломераций. Подсчитано, что свыше 1/3 городского населения развивающихся стран живёт в трущобах, причём их доля постоянно растёт.

Москва: от Кремля до Мытищ.

…Впервые Москва была упомянута в летописях как село Кучково. Даже не верится, что теперь это просто необъятный город с множеством спутников, с миллионами жителей, с огромным и бурным прошлым, которое можно с лёгкостью проследить по карте Москвы и Московской области.

Первое датированное упоминание о Москве относится к 1147 году. Каких-то конкретных сведений о Москве в нём не даётся, зато тверская летопись сообщает, что деревянный "город" (крепость, Кремль) был построен в 1156 году при впадении Неглинной в Москву-реку (теперь часть Кремля у Боровицкой башни). В 1367 году, при Дмитрии Донском, вокруг Москвы были возведены каменные стены, предопределившие в основном расположение стен современного Кремля. В XVI веке население Москвы исчислялось примерно в 100 тыс. чел. В 1535-1538 годах основная часть посада (слободы, окружавшие Москву), лежавшая между Неглинной и Москвой-рекой, была обнесена каменными стенами Китай-города. В 1571 году Москва была сожжена крымскими татарами. С восстановлением и расширением посада, для его безопасности, была построена каменная стена Белого города(1580-1590 годы), шедшая по линии современного Бульварного кольца. Посад, разраставшийся за стенами Белого города, был укреплён деревянными стенами и валом, который был позже назван Земляным. В XVII веке территория Москвы уже не вмещалась в пределы Земляного города, и она вынуждена шагнуть дальше.

В 1712 году Пётр I перенёс столицу в Петербург. Это вызвало сравнительно большой отток населения, особенно среди дворянства, но уже во второй половине XVIII века, после освобождения от обязанностей службы, дворянство начинает вновь возвращаться в Москву. Тем не менее, чёрная полоса для Москвы ещё не закончилась. Указ 1714 года о запрещении возводить каменные строения всюду, кроме Петербурга, приостановил строительство Москвы. Лишь с 30-ых годов XVIII века Москва снова начинает строиться.

Огромные потери и разрушения, нанесённые Отечественной войной в первой половине XIX века, компенсируются в его второй половине: если население Москвы в 1811 году составляло 262-275 тыс. чел., то в 1848 оно возрастает до 350 тыс., в 1862 - до378 тыс. чел., а в 1897 достигает 1039 тыс.

XIX век принёс Москве эпоху развития индустрии и облик промышленного города. Начало ХХ века - революцию. Тем не менее, с первых лет более или менее мирного периода начался рост населения. За 13 лет, с 1926 (2019 тыс. чел.) по 1939 год, население Москвы увеличилось на 2107 тыс. чел. или больше чем удвоилось.

На протяжении этого периода Москва всё продолжала расти. Постановлением президиума ВЦИК 3 июня 1929 года Москва становится центром области управления и одноимённого округа. К 1930 году из состава Московского округа Москва была выделена в особую административную единицу. В том же 1930 году был утверждён пятилетний план развития Московской области, который предусматривал большое развёртывание тяжёлой индустрии. Именно в этом постановлении и начинают зарождаться те самые города-спутники, которые выросли из "рабочих" посёлков, образовавшихся вокруг заводов. Тем не менее, последовавший Генеральный план развития Москвы 1935 года не принёс каких-либо новых решений в отношении будущей Московской агломерации. Этот Генплан глубоко затронул лишь одну сферу развития Москвы - жилищное строительство. Тем не менее, постоянно растущие и постепенно заглатывающие окраины зоны жилой застройки также привели к росту Московской агломерации.

С 1941 по 1945 год для Москвы снова началась чёрная полоса. К концу войны окраины города пришли в запустение: стёкла на окнах нижних этажей были выбиты, а на верхних - всё ещё заклеены крест на крест, редкие магазины находились в подвалах, а по самой окраине ощетинились противотанковые "ежи"… Тем не менее, Москва стала восстанавливаться почти сразу же после войны. Конечно, на устранение последствий войны ушло много лет, но благодаря тому, что реконструкция началась почти сразу, Москва не успела разрушится ещё больше. С усилием "перевалив" через послевоенную пятилетку, экономика Москвы вновь пошла в гору, и столица снова начала расти.

Территория Москвы значительно расширилась в начале 60-ых годов. Её граница была установлена по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), что привело к увеличению площади почти в 2,5 раза. В черту города вошли Тушино, Бабушкин, Перово, Кунцево. Также в административное подчинение Моссовета перешёл город-спутник Зеленоград. Следующим важным событием стало утверждение Генерального плана развития Москвы в 1971 году. Этот Генплан делал упор на строительство промышленных зон (абсолютно нового для того времени способа размещения производства) за чертой города, а также расположенных вокруг них новых микрорайонов. Это и было рождение тех "заводских" посёлков, из которых выросла Московская агломерация. Благодаря всему вышеперечисленному, население Москвы к 1986 году превысило 8500 тыс. чел. Естественно Москва снова начала расти, ей стало тесно, и она была вынуждена шагнуть за пределы МКАД. Снова стали искать выход, и, кажется, нашли. 20 июля 1999 года был утверждён последний на данный момент Генплан развития не только Москвы, но и её агломерации, с учётом всех её аспектов (экономического, экологического, социального и территориального) и всех её особенностей…

…Теперь Москва насчитывает около 9800 тыс. чел. Она - центр своего окружения. Общая численность её агломерации около12000 тыс. чел., в её составе свыше 50 городов и несколько десятков посёлков городского типа, сотни сельских поселений. Московская агломерация - соседство очень разных по своей величине городов (16 городов-"стотысячников"), по времени образования (ровесники Москвы - Дмитров и Волоколамск, детища екатерининской административной реформы - Подольск и Бронницы, развившиеся из фабричных сёл - Озёры и Щёлково, новостройки первых пятилеток - Электросталь и Фрязино), по профессии. Примечательно обилие "городов науки". Среди них крупные центры: электронной промышленности - Зеленоград, ядерных исследований - Дубна, авиационной техники - Жуковский.

Москва и вечные вопросы.

Город находит в агломерации, в формировании пояса спутников средство решения своих собственных проблем. Москва здесь не исключение. Дальнейшая концентрация населения, производственной и прочей деятельности угрожает ещё большим ухудшением экологической обстановки. Да и территориальные ресурсы Москвы уже практически исчерпаны. В этих условиях Москва совершенно естественно начала расти за счет спутников, выводя в них филиалы своих предприятий и учреждений.

Агломерация для решения вечных городских проблем - размещения производства, расселения людей, устройства сложных транспортных сооружений и многого другого, в чём нуждается и без чего не может обойтись современный крупный город - располагает большими по сравнению с самой Москвой возможностями. Обладая большими резервами, агломерация наследует и приумножает разнообразные и огромные возможности Москвы.

В полувековой, после Генерального плана 1935 года, практике развития и реконструкции Москвы ведущее место занимало жилищное строительство. Оно велось в больших объёмах и было достаточно централизовано, так как имело одного заказчика.

В жилищном строительстве появились некоторые достижения: была отработана система массового строительства, которая основывалась на комплексном проектировании новых жилых районов и микрорайонов за чертой города, на использовании типовых проектов как жилых, так и общественных зданий и учреждений и возведения их в кратчайшие сроки из-за постоянно растущей концентрации населения.

Сейчас в строительстве жилищного комплекса прослеживаются, в общем-то, те же принципы, естественно заметно усовершенствованные. Самое серьёзное различие заключается в том, что тогда проектированием и строительством жилищного комплекса занималось только государство. Теперь же этим могут заниматься и частные предприятия, но, тем не менее, значительную долю заказов составляют государственные.

На данный момент самым важным событием в строительстве жилищного комплекса является постановление последнего Генплана (20 июля 1999 года), о переустройстве жилого фонда города. В ходе этого переустройства жилищный комплекс увеличится со 179 до 220-230 млн. кв. м общей площади. НО! Самое главное состоит в том, что значительный объём этой площади предусматривается получить за счёт реконструкции 5- и 9-этажной застройки и надстройки и модернизации 5-этажных блочных, кирпичных и панельных домов, а не за счёт ещё большей стихийной застройки агломераций. Это позволяет надеяться, что Москва уже не будет разрастаться и "съедать" все окружающие территории с такой скоростью.

Ещё одна важная тенденция - рассеивание учреждений обслуживания и деловой активности от исторического центра Москвы к её агломерации. Судя по плану Правительства Москвы, к 2020 году "сердце" Москвы постепенно передаст функции массового обслуживания вначале срединным районам города, а потом - агломерации. Уже сейчас на окраинах Москвы развивается сеть центров обслуживания и крупных рекреационно-спортивно-развлекательных комплексов на озеленённых территориях.

Другой причиной возникновения агломерации был, является до сих пор и наверняка ещё будет рост промышленности.

В промышленном строительстве по сравнению с жилищным комплексом обстановка сложилась совершенно по-другому.

До ХХ века нашу страну по праву можно было считать аграрной, а не индустриальной. Сейчас ситуация изменяется с точностью до наоборот, причём эта перемена наметилась ещё в самом начале XX века (если не в конце XIX) и к середине нашего столетия уже превратилась в стихийный процесс. Тем не менее, промышленное строительство скорее напоминало какую-то кустарщину: единого заказчика не было, строительство и реконструкция велись штучно, зачастую без учёта интересов города, а ещё чаще вопреки им. Проектирование осуществляли десятки проектных организаций, подчинённых различным министерствам, причём никто не имел права вмешиваться в такое строительство, даже если территорию и ресурсы использовали нерационально, здания строились без намёка на архитектуру (в плане чисто эстетическом), и совершенно разные предприятия и даже промышленные комплексы с лёгкостью совмещались. Такие "мелкие" недочёты вовсе не были редкостью… Помимо всего прочего, пожалуй, стоит добавить, что некоторые из таких вот министерств вообще находились вне Москвы и даже при большом желании могли очень приблизительно представлять себе её особенности и все те многочисленные факторы, которые влияют на размещение производства. Была и ещё одна "мелочь", которую можно было бы назвать забавной, если бы не самый настоящий трагизм положения - в штате этих организаций часто вообще не было ни одного архитектора…

Итак, решительное постановление пришло сверху: "Срочно необходимо принять меры! Так больше продолжаться не может! "…

…Вот, собственно, и вся предыстория постановления Генплана 1971 года "о производственных зонах". Постановление это направило все свои идеи и усилия по трём основным направлениям: во-первых, по сообществам заводов, находившихся чуть ли не в нынешнем центре, вдоль Москвы-реки (для тех времён это не было редкостью), но эти заводы уже постепенно теряли свою значимость, и правительство начало больше заботиться об их устранении из производства, чем об их развитии; были такие скученные сообщества и на периферии ( они также постепенно влились в производственные зоны, но произошло это несколько позже), однако с ними дела обстояли не так плохо, так как при их формировании были оставлены свободные, резервные участки для последующей достройки или переустройства; и, наконец, произошло просто эпохальное событие: появилось абсолютно новое понятие - "производственная зона" (территория, на которой сосредоточены не только производственные предприятия, но и складские зоны, транспортные подъезды, санитарно-защитные зоны, а так же резервные территории, т.е. территории для дальнейшего развития предприятий).

Производственные зоны казались просто блестящим выходом из создавшейся плачевной обстановки, являясь не просто отдельными кучками заводов, а рациональным размещением производства. Но их самое главное достоинство состояло в том, что они не только обеспечивали нужды индустрии, но и являлись местом работы для значительной массы населения, которое появилось в районах-новостройках, расположенных у границ города, так же как и сами новые промзоны. Вывод был один - производственная зона заключает в себе как достоинства предыдущих форм размещения производства, так и свои собственные плюсы. Можно было смело назвать промзону идеальным решением.

…Стоит добавить, что все эти плюсы справедливы и для данного момента нашей жизни, но как бы печально это не было, идеальных идей не бывает. Скоро, очень скоро промзона обнаружила все свои минусы, а то, что их не хотели замечать - уже другое дело, что, собственно, и привело к последствиям, которые оказались намного хуже её изначальных недостатков. Уже сейчас все производственные зоны в основном застроены. В Москве не так много свободного места ни для ведения массового жилищного строительства, ни для дальнейшего развития других сфер столичной экономики: предприятий бытовых услуг, торговли, организаций бытового обслуживания и прочего мелкого бизнеса. Проблема же экологии столь велика, что ей будет посвящен отдельный раздел. Остаётся лишь добавить, что все эти проблемы действительно глобальны, но всё же есть надежда на их разрешение, так как наблюдается снижение роста промышленности в целом; происходит массовая реконструкция, повышение эффективности производства (интенсификация), переход к мини-производству.

…Московская агломерация вытянута на восток - именно там сосредоточена большая часть промзон. Это не случайное совпадение, а логичная закономерность. Московская агломерация сложилась именно таким образом по нескольким причинам. Во-первых, многие из нынешних крупных промзон выросли из рабочих посёлков вокруг промышленных предприятий. Необходимое для них сырьё поставлялось в основном с Урала, поэтому по своему расположению предприятия тяготели к сырью, а значит и к востоку. Но это не единственная причина. На восток и юго-восток шли все крупные железные дороги (в том числе и Транссибирская магистраль) - одни из них уходили в глубь Сибири, другие - на юго-восток, к чернозёмным плодородным землям. И ещё одной причиной являлся водный транспорт (особенно повлияла на такое расположение агломерации связь Москвы и Нижнего Новгорода) - Москва стоит на Москве-реке, на притоке Оки, которая в свою очередь впадает в Волгу, то есть Москва относится к Волжской системе водного транспорта… Неудивительно теперь, что большинство промзон тяготеют к востоку. Всего их 66, и большинство из них находится за чертой города. Крупные производственные комплексы Московской агломерации сосредоточены не только в старых промышленных центрах, таких как Мытищи (вагоностроение), Люберцы (машиностроение, в том числе и вертолётостроение), Павловский Посад (текстильный центр), но и в многих новых городах столичной области, в основном обслуживающих ВПК. Калининград - центр ракетно-космической техники, Жуковский - лидер российского авиастроения. Так же в Московской агломерации сосредоточены крупные центры машиностроения (Подольск, Чехов, Балашиха и т.д.) и находится центр чёрной металлургии - Электросталь.

…Вряд ли, полное переосмысление понятия "промзона" произойдёт скоро - скорее наоборот, несмотря на то, что эта тенденция уже намечается. Это и есть те вполне реальные перспективы, на которые Москва может надеяться благодаря Генплану принятому 20 июля 1999 года.

Было принято решение завершить новое жилищное строительство частично на территориях реорганизуемых промышленных зон, где предусматривается сокращение производственных площадей с 20,9 до 15,6 тыс. га. Часть освобождаемых территорий - около 1,2 тыс. га - войдёт в систему общегородских центров обслуживания и деловой активности. Около 1,9 тыс. га отойдёт под жилищное строительство. 2,2 тыс. га в охранных зонах рек Лихоборки, Хапиловки, Нищенки и других после реабилитационных мероприятий (восстановления почвы, ликвидации последствий строительства, производства и др., посадки деревьев) вновь станут естественной частью природного комплекса Москвы.

Статус промышленных зон предполагается снять с 16 из 66 промзон. Полностью ликвидируются промышленные объекты в пределах исторического центра столицы, а это значит, что производственную эстафету перехватывает агломерация.

Совершенствование территориальной и технологической организации сохраняемых производственных территорий, проведение на них природоохранных мероприятий позволит создать дополнительно около 300000 новых рабочих мест.



2019-07-03 171 Обсуждений (0)
Москва: от Кремля до Мытищ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Москва: от Кремля до Мытищ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)