Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отстаивание интересов, прав (защита законных прав и интересов личности, закон как защита прав и свобод граждан).



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Отстаивание интересов, прав (защита законных прав и интересов личности, закон как защита прав и свобод граждан). 0.00 из 5.00 0 оценок




3. Способ сохранения жизни. Согласно концепции гума­нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) стрем­ление человека к защищенности - одна из жизненно важных потребностей человека. А. Маслоу, выделяя потребность в без­опасности в качестве одной из базовых потребностей человека, включает сюда стремление человека чувствовать себя защи­щенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

Исследователи О. С.Газман и А. В.Иванов определили понятие «педагогической защиты», которое представляет со­бой «систему педагогических действий, обеспечивающих физи­ческую, психическую и нравственно-психологическую безопас­ность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил» (80).

61

На сегодняшний день в отечественной литературе (А.В.Иванов и др.) выделено три основных вида педагогиче­ской защиты:

- физиолго-педагогическая защита - обеспечение физиче­ского здоровья, безопасности жизни и развитие организма пу­тем удовлетворения витальных потребностей.

Данная деятельность предполагает: во-первых, выявление заболеваний у детей и своевременное направление на лечение;

во-вторых - помощь в овладении основами физической культу­ры;

- психолого-педагогическая защита - совокупность спосо­бов и мер, направленных на оказание помощи в психологи­ческой стабилизации личности, на поддержание положитель­ных эмоций, на развитие психологической устойчивости, твор­ческой активности личности, способность к самопознанию и самореализации;

- социально-педагогическая защита - это система средств, мероприятий, которая:

а) способствует предотвращению межличностных конф­ликтов, формирует позитивные отношения между людьми;

б) способствует развитию способностей и интересов лич­ности, защите его прав;

в) формирует и развивает личностные качества индивида, необходимые для позитивной жизнедеятельности.

Педагогическая защита ориентирована не только на то, чтобы создавать личности внешнюю защищенность, но и на то,

 

 

62

чтобы формировать у ребенка способность к самостоятельно­му решению собственных проблем.

Важным направлением деятельности социального педаго­га в работе с детьми - сиротами является их защита. Направ­ленность работы социального педагога на защиту ребенка со­ответствует жизненной потребности человека в защищенности и в защите, тем самым реализуется гуманистический смысл процесса, направленного на создание условий для развития личности. Задача социального педагога заключается и в том, чтобы помочь детям-сиротам научиться самим решать трудные ситуации, создавать условия для нормального физического, психического и социального развития.

К ведущим функциям деятельности социального педагога в профессиональном училище следует отнести:

- диагностическую - направленную на диагностику лич­ности ребенка и социальной среды (учебного заведения, семьи, друзей, учреждений досуга и спорта и т.д.) во взаимодействии с которой он находится.

Понятие «диагностика» имеет несколько толкований. В широком смысле под диагностикой понимается не только вы­явление факторов, детерминирующих процесс формирования личности, но и определение медико-биологических, психолого-педагогических и социально-педагогических параметров изу­чаемого объекта. Диагностика является важным и необходи­мым средством в деятельности социального педагога, от ка­чества диагностики зависит характер дальнейшего взаимодей­ствия с личностью.

63

Важным компонентом диагностирования, по убеждению исследователя Л.М.Кустова, является собственно педагогиче­ская деятельность, которую он рассматривает в контексте но­вой отрасли научного знания - квалиметрия (педагогической диагностики). Суть его заключается в том, что педагог должен овладеть основами двух методологий: методология педагоги­ческой деятельности и методология педагогической диагности­ки. Последняя включает анализ-проектирования и воплоще­ния. (102)

Данная теория обогащает и расширяет приведенную функцию социального педагога;

- прогностическую - заключающуюся в прогнозировании характера развития личности и среды, с целью выявления по­зитивных и негативных факторов данного процесса;

- превентивно-профилактическую и социально-терапев­тическую - направленную на разработку мер по предупрежде­нию развития и преодоления негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного процесса развития личности ребенка.

Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою биологическую природу. В основе данного поведения лежат социально-психологические, психолого-педагогические и пси­хобиологические факторы, знание которых необходимо для эф­фективной превентивно-профилактической деятельности.

Особое место в данной деятельности занимают создание и разработка педагогических коррекционных программ, направ­ление на выявление отклонений и их коррекцию. Анализ раз-

64

работки такой программы, сориентированной на деятельность социального педагога, выполняющего превентивно-профилак­тическую функцию, содержится в работах ученых В.П.Кащен­ко (86), И. Ф. Мягкова (23);

- охранно-защитную - включающую создание условий, обеспечивающих защиту и реализацию прав ребенка и среды формирования личности на основе международной и государ­ственной нормативно-правовой базы.

Функция оказания социальной помощи и поддержки ори­ентирует социального педагога на изучение: различных социо-культурных сред (семья, социальная группа, микроколлектив);

процесса формирования и развития личности (четырех ее ас­пектов - медицинского, психологического, социального и педа­гогического); взаимовлияния личности и микросреды ее оби­тания; теории отклонений; условий и способов социальной помощи и поддержки; нормативно-правовой базы охраны дет­ства и семьи;

- компенсаторную и реабилитационную, заключающиеся в создании условий, необходимых подростку для более полно­го удовлетворения личностных и социально-значимых потреб­ностей и интересов;

- организаторскую - направленную на организацию со­циальной творческой деятельности.

Таким образом, социальный педагог в системе учрежде­ний начального профессионального образования осуществляет педагогическую, психологическую, исследовательскую, диаг­ностическую, прогностическую и другие формы деятельности в

 

 

65

области развития, коррекции, социальной адаптации и реаби­литации личности учащегося.

Целью деятельности социального педагога в профессио­нальном училище является социально-педагогическая адапта­ция личности учащегося, создание психолого-педагогических условий данного процесса.

Для осуществления данной цели необходимо определить квалификационные требования к специалисту. В их основу бы­ли положены разработанные отечественными учеными профес-сиограммы. Исследователями Н.Ю.Васильевой, Л.Г.Гусляко-вой, И.А.Зимней, В.С.Магун, Т.Д.Шевеленковой предложены следующие компоненты составляющие основу базовой харак­теристики социального педагога (79):

- психолого-педагогическая компетентность;

- способность обеспечивать допустимое и целесообраз­ное посредничество, выполнять своеобразную роль «третьего человека»;

- умение влиять на общение, отношения между людьми;

- умение стимулировать, побуждать человека к той или иной деятельности для решения его собственной проблемы;

- способность работать в условиях неформального обще­ния, в позиции неформального лидера, способствующего про­явлению инициативы, активной субъективной позиции лич­ности подопечного;

- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

66

- осознание социальным педагогом само ценности челове­ческой личности, ее индивидуальности и творческой сущности;

- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психо­логического комфорта;

- способность воспринимать, различать, интерпретиро­вать и анализировать, а также вырабатывать профессиональ­ные суждения;

- способность ситуативного разъяснения нескольких со­циальных процессов;

- знание и умение применять психологические приемы ди­агностики и изучения личности ребенка, его семьи и социума;

- способность к разработке конкретных методик социаль­но-педагогической деятельности и т.д.

Определение данных критериев позволило сформулиро­вать квалификационные требования, предъявляемые к соци­альному педагогу как профессионалу, включающие в себя:

1. Требования к личностным особенностям: гуманистиче­ская направленность личности, личная и социальная ответ­ственность, чувство собственного достоинства и уважение до­стоинства другого, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоцио­нально-позитивная направленность, эмоциональная устойчи­вость, установка на психическое здоровье, личностная адек­ватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

2. Требования к деятельности:

 

 

67

а). К должностным обязанностям: организация социаль­но-значимой деятельности среди подростков; социально-пра­вовая защита клиента; координация деятельности различных государственных, общественных и клерикальных организаций для оказания действенной помощи клиенту и т.п.

б). К профессиональным знаниям и умениям: умение вы­членять проблемы клиента, диагностировать их; уметь опреде­лять характер требуемой психологической помощи; к навыкам психологического консультирования, коррекции и реабилита­ции и т.п.

• в). К уровню сформированности деятельностно-ролевых умений: умению устанавливать равно партнерские отношения с клиентом, умению формировать новые социальные роли у кли­ента и т.п.

3. Требования к особенностям социального взаимодей­ствия социального педагога и клиента: к умению координиро­вать социальные связи и отношения (горизонтальные и верти­кальные), умение координировать свои собственные действия на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации и т.д.

4. Требования к коммуникативным навыкам и умениям:

владение культурой общения, фасилитативные умения и пр.

Таким образом, становится очевидной и необходимой це­лесообразность создания системы отбора претендентов на роль социального педагога и их профессиональной подготовке.

В 1990 г. с целью организации научных исследований и подготовки специалистов по социальной педагогике в ряде пе-

 

 

68

дагогических вузов России были открыты отделения, факуль­теты социальной педагогики, а позднее была разработана кон­цепция научно-методического обеспечения процесса подготов­ки социального педагога (В.Г.Бочарова, Г.М.Брагин, М.А.Га-лагузова). Были разработаны и приняты к реализации более тридцати учебных программ и специальных курсов по подго­товке социальных педагогов более чем по десяти специализа­циям. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно вни­мания в педагогических вузах уделяется подготовке педагогов, работающих с категорией детей-сирот, тем более социальных педагогов данной специализации. Специфика становления и развития личности детей-сирот, особенности организации жизнедеятельности данной социально незащищенной катего­рии детей, требует специальной подготовки социальных педа­гогов к работе с детьми-сиротами.

• Как отмечалось во втором параграфе данной главы, кате­гория детей-сирот отличается специфическими особенностями такими как:

- отставание в интеллектуальном развитии, наглядно-об­разном мышлении;

- недоразвитие способности произвольно управлять сво­им поведением, самостоятельно выполнять определенные пра­вила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к неорганизованности, ситуативности поведения;

- худшие, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье, здоровье детей-сирот, как физиологическое, так и пси­хическое, высокий уровень заболеваемости;

69

- проблемами в формировании навыков продуктивного общения;

- конфликтность, высокий уровень тревожности, высокая интенсивность мотива страха отвержения;

- низкой самооценкой и ориентацией на оценку себе дру­гими и т.д.

Все это позволяет определить основу подготовки соци­ального педагога и работе с детьми-сиротами.

На наш взгляд, основу профессиональной подготовки должны составлять знания и умения в таких областях как:

- специфика становления и развития личности детей-си­рот;

- социальное и нормативное сиротство, история вопроса и перспективы развития проблемы;

- деривация и деривационный синдром;

- система социальных учреждений, оказывающих помощь ребенку;

- проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и т.д.;

- основы теории, методики и авторских педагогических технологий по работе с детьми-сиротами;

- методы управления, диагностики, прогнозирования, со­циально-педагогического исследования.

Специфика деятельности социального педагога по работе с детьми-сиротами заключается в том, что при решении про­блем в жизнедеятельности данной категории подростков он (социальный педагог) органически входит в общественные от-

70

ношения со многими социальными институтами. Выявление проблем, их решение осуществляется прежде всего через уста­новление и поддержание контактов с представителями этих ин­ститутов - детского дома, отдела, опеки, правоохранительных и административных органов, центров социальной защиты, что требует, в свою очередь, высокого уровня развития у социаль­ных педагогов социально-перцептивных, коммуникативных способностей для эффективного выполнения своих профессио­нальных функций.

Успех деятельности социального педагога в значительной мере зависит от его коммуникативной компетенции - компе­тенции в межличностной коммуникации, межличностном вза­имодействии. Кроме того, связанные с этим психологические нагрузки, создают напряженность в процессе общения. Имен­но поэтому в ходе профессиональной подготовки необходимо уделить особое внимание формированию коммуникативной компетенции, что даст возможность специалисту быть более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного меж­личностного общения.

Таким образом, можно выделить две группы подготовки к профессиональному общению: вооружение знаниями о соци­ально-психологических особенностях общения, обучение вер­бальным и невербальным техникам, и вторая группа проблем -развитие способностей, предполагающих развитие эмпатии и рефлексии, . .

На наш взгляд, на эффективность деятельности социаль­ного педагога по работе с детьми-сиротами влияет качество

 

 

71

его профессиональной подготовки, в которой существенное место отводится психолого-педагогической компетенции и формированию профессионально значимых качеств и умений, которые способствуют гибкому реагированию на постоянно изменяющиеся условия социума и способности к созданию личностно ориентированной модели деятельности с детьми-сиротами.

В данном параграфе мы осветили функции деятельности социальных педагогов, требования к профессиональным и личностным качествам. Особое место в деятельности социаль­ного педагога по работе с детьми-сиротами занимает разра­ботка и создание педагогической коррекционных программ, целью которых является социально-педагогическая адаптация в условиях начального профессионального образования.

Мы рассматриваем специфические особенности развития детей-сирот в условиях учреждений НПО, к которым мы отно­сим: отставание в интеллектуальном развитии и наглядно-образном мышлении также им свойственна конфликтность, высокий уровень тревожности, . интенсивность мотивации страха и низкий уровень самооценки; что и позволило нам разработать комплексную программу индивидуальной работы с детьми-сиротами, которая направлена на решение указанных проблем в жизнедеятельности детей-сирот.

 

 

72 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

• В данной главе исследования мы проанализировали про­блемы социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях учреждений НПО в философской, социальной и пе­дагогической литературе.

Для совершенствования процесса социально-педагоги­ческой адаптации детей-сирот в учреждениях НПО первосте­пенное значение имеют:

1. Конкретизация и развитие понятия «социально-пе­дагогическая адаптация детей-сирот», определяемое как педа­гогически организованный процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими .многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в сущест­вующую социальную среду.

2. Определение и учет особенностей социально-педаго­гической адаптации детей-сирот в условиях учреждений на­чального профессионального образования, необходимые для эффективной организации данного процесса и выявления пси­холого-педагогических условий его протекания, к которым от­носятся: возрастающая степень самостоятельности в освоении социального опыта по сравнению с периодом пребывания в детском доме; освоение, наряду с бытовыми функциями, про­фессиональных функций, социальной роли рабочего.

3. Выявление психолого-педагогических условий станов­ления и развития личности детей-сирот; проблем, возникаю­щих в учреждениях начального профессионального образова-

73

ния и затрудняющих процесс социально-педагогической адап­тации детей-сирот в данных учреждениях.

4. Необходимость введения должности социального педа­гога по работе с детьми-сиротами.

 



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Отстаивание интересов, прав (защита законных прав и интересов личности, закон как защита прав и свобод граждан). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отстаивание интересов, прав (защита законных прав и интересов личности, закон как защита прав и свобод граждан).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)