Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа.[12] Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив - это группа людей. Но любая ли группа кол­лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».

Под коллективом понимается любая организованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа В том значении, которое приобре­ло понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллек­тивом называется объединение воспитанников, от­личающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп­пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и госу­дарством, не противоречит господствующей идеологии, кон­ституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения постав­ленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными уси­лиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной дея­тельности, должна быть общая организация деятельности. Чле­нов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отра­жающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста­навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений.

Но особенно отчетливо они проявля­ются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и други­ми очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива Одна из таких характеристик - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества

В коллективе, обладающем всеми перечисленными призна­ками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется ра­зумным сочетанием личных и общественных интересов, умени­ем подчинять личное общественному. Такая система формиру­ет ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь­ного коллектива - коллектив класса, в рамках которого проте­кает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он вы­полняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки кол­лектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имею­щая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безус­ловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Ученический коллектив как система – это:[13]

1. органичная часть более сложного объединения - вос­питательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;

2. относительно автономная система, которой свойствен­ны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправ-

3. скоординированное единство двух структур: официаль­ной, складывающейся под влиянием взрослых, определяю­щих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

4. субъект деятельности по реализации единых обще­ственно значимых целей;

5. носитель общего интегративного свойства - его поля, характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микро­групп, и проявляющегося в общественном мнении коллекти­ва, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентаци-ях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

6. субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, измене­ниями в жизни общества в целом, в непосредственно окру­жающей коллектив среде, в характере педагогического руко­водства деятельностью коллектива. Движет процесс разви­тия коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и плани­руемыми, между интересами коллектива и отдельных чле­нов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

Заключение

 

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль­но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про­явлений воспитания как социального явления.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биоло­гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин­стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи­тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра­вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа­ции или ситуации жизни.

Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детены­шей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспита­ние в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы­страивало человечество на протяжении истории своего су­ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо­лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой­ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении дли­тельных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.[14]

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхож­дения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитатель­ных учреждениях, наделенными обществом профессио­нальными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание - это целенаправленная содержательная про­фессиональная деятельность педагога, содействующая макси­мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.


Список литературы

 

1. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.

2. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

3. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 


[1] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[2] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[3] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

 

[4] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

 

[5] Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.

 

[6] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[7] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[8] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

[9] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

[10] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[11] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[12] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

[13] Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

 

[14] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)