Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концептуальная модель адаптивного тестового контроля знаний



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Концептуальная модель адаптивного тестового контроля знаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Была предложена концептуальная модель, состоящая из следующих блоков.

Блок целей обучения

Цели обучения определяют успешность процесса обучения. Поэтому их содержание, конкретная формулировка являются важнейшим шагом в технологическом конструировании учебного процесса. Цели образовательной системы в целом определяются законом об образовании. Цели данного учебного заведения определяются Уставом этого учреждения. При формировании целей обучения в рамках учебного предмета основная задача учителя заключается в следующем: по каждому разделу и теме учебной программы он должен определить степень успешности освоения учеником требуемых знаний, умений, и навыков, учесть проявляемое отношение к предмету и на основании этого определить комплекс учебных целей.

Блок содержания

В соответствии с концепцией адаптивного тестового контроля было рассмотрено содержание непрерывного курса информатики с 1 по 11 кл. и структурировано на модули. Обучающий цикл должен обеспечивать последовательную ориентацию обучения на намеченные цели. Благодаря такому строению учебный процесс приобретает “модульный” характер. В гуманитарно-естественном лицее N41 г. Ижевска разработана учебная программа по предмету “Основы информатики и вычислительной техники” (ОИВТ), построенная на модульном принципе, который позволяет в максимальной степени учесть быстро меняющееся содержание, дифференциацию учебных классов и учащихся.

Созданная модель содержания курса информатики и представленная в виде образовательных модулей позволяет разработать план теста и его спецификацию по каждому модулю курса с учетом требований образовательного стандарта по школьному курсу информатики. Для оценки изучаемого объема знаний предлагается составить тезаурус –толковый тематический словарь понятий.

Для контроля знаний учащихся методистами ИУУ и учителями информатики в роли экспертов проводился анализ и экспертиза качества созданных в лицее педагогических тестов по анкетной форме согласно разработанной инструкции.

Были определены основные проблемы при конструировании и применении адаптированных тестовых измерителей: модульный принцип структурирования содержания курса информатики, создание плана и спецификации тестов с выделением структурных единиц в виде “учебных единиц”, повышение содержательной валидности тестовых заданий, надежности результатов тестирования учащихся, предварительная диагностическая оценка уровня обученности и тестирование с применением адаптивных тестов для индивидуального точного определения уровня обученности.

Блок измерения

1) Таксономическая модель адаптивного контроля знаний определяет таксономию учебных целей в когнитивной области. Один из подходов к описанию целей обучения состоит в указании уровней, ступеней, которых достигает ученик по мере овладения знаниями. Выделяются шесть иерархических ступеней по B.S.Bloom: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Формулирование целей обучения можно производить с помощью системы требований к качеству знаний. К двум наиболее известным в мировой литературе классификациям знаний и способностей B.S.Bloom и R.M.Gagne. B.C.Аванесов добавляет свой перечень видов знаний, которые сформулированы исключительно для решения задач педагогического измерения. Объективные и адекватные измерителя успешности обучения - тесты, задачи, упражнения, контрольные задания, контрольные работы, компьютерное моделирование - могут быть использованы на всех уровнях иерархии учебных целей.

Самый распространенный способ описания целей обучения состоит в указании качеств знаний, которыми должны обладать учащиеся в результате обучения. Такой подход обоснован в трудах известных советских дидактов: М.И.Зарецкого, И.Я.Лерненра, И.Т.Огородникова, Е.И.Перовского, М.Н.Скаткина. Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания. Полнота знаний определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящих в школьную программу, глубина - совокупностью осознанных знаний об объекте. Полнота и глубина знаний - связанные, но не тождественные качества. Полнота допускает изолированность знаний друг от друга, глубина же, напротив, предполагает наличие осознанных существенных связей, в разной степени опосредованных.

2) Математическая модель адаптивного контроля знаний определяет уровень обученности учащихся в зависимости от трудности заданий. Теоретической основой адаптивного контроля является теория IRT в сочетании с дидактическим принципом индивидуализации обучения. Целям дифференциации обучаемых служит построение индивидуальных кривых испытуемых по двухпараметрической модели A.Bimbaum.

В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.

Другой подход к созданию педагогических тестов и к интерпретации результатов их выполнения представлен в так называемой современной теории педагогических измерений Item Response Theory (IRT), получившей широкое развитие в 60-е - 80-е годы в ряде западных стран. К исследованиям последних лет в этом направлении относятся труды B.C.Аванесова, В.П.Беспалько, Л.В.Макаровой, В.И.Михеева, Б.У.Родионова, А.О.Татура, В.С.Черепанова, Д.В.Люсина, М.Б.Челышковой, Т.Н.Родыгиной. Е.Н.Лебедевой и др.

К наиболее значимым преимуществам IRT относят измерение значений параметров испытуемых и заданий теста в одной и той же шкале, что позволяет соотнести уровень знаний любого испытуемого с мерой трудности каждого задания теста. Именно на этом свойстве оценок параметров испытуемых и заданий основана организация современного адаптивного контроля знаний. Критики тестов интуитивно осознавали невозможность точного измерения знаний испытуемых различного уровня подготовки с помощью одного и того же теста. Это одна из причин того. что в практике стремились обычно создавать тесты, рассчитанные на измерение знаний испытуемых самого многочисленного, среднего уровня подготовленности. Естественно, что при такой ориентации теста знания у сильных и слабых испытуемых измерялись с меньшей точностью.

3) Автоматизированный контроль знаний с применением компьютера и обработка результатов тестирования на ЭВМ для определения параметров качества тестирования.



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Концептуальная модель адаптивного тестового контроля знаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концептуальная модель адаптивного тестового контроля знаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)