Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика МСШ



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
Общая характеристика МСШ 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………6

1. Общая характеристика МСШ…………………………………….......6

2. Общелингвистические принципы……………………………………..8

2.1. Принцип интегральности……………………………………….9

2.2. Установка на реконструкцию языковой картины мира.........14

3. Теория «Смысл-Текст»……………………………………………….15

4. Системная лексикография……………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….24

Введение

Московская семантическая школа (МСШ) – это сформированная на основе Лаборатории машинного перевода Московского государственного педагогического института иностранных языков имени М. Тореза группа по научному изучению лингвистики. Данная школа представлена такими учёными как Ю. Д. Апресян, И. А. Мельчук. В. Ю. Апресян, И. М. Богуславский, О. Ю. Богуславская, М. Я. Гловинская, Л. Л. Иомдин, Л. Н. Иорданская, И. Б. Левонтина, В. З. Санников, Е. В. Урысон [3] и некоторые другие.

Цели МСШ:

1) построить общую теорию семантики, в основе которой лежат не репрезентативные примеры, а массовый материал естественного языка;

2) реализовать эту теорию в виде обращённых к широкому читателю лексикографических продуктов.

Теоретическая система МСШ построена на основе модели «Смысл⇔Текст», выдвинутой в 60-х гг. ХХ века А. Жолковским и И. Мельчуком [9]. Данное направление унаследовало конструктивные идеи русских лингвистов Л. Щербы и В. Виноградова, впитало в себя достижения в этой области западных учёных-лингвистов Дж. Катца, Дж. Лакоффа и Ч. Филлмора, переняла исследовательские методы представителей польской семантической школы А. Вежбицкой и А. Богуславского [20]. Эта лингвистическая школа благодаря своей самобытности и целому ряду важнейших революционных достижений оказала широкое и невероятно глубокое влияние на развитие микро- и макролингвистики, в том числе теоретической семантики, лексикографии и машинного перевода. Московская семантическая школа, о которой пойдёт речь в данной статье, – научное направление, взявшее за свою теоретическую основу принципы интегрального описания и системной лексикографии. Особое направление внутри МСШ, близкое к названному, сформировано работами Е. В. Падучевой и ряда её учеников и последователей (Г. И. Кустовой, Е. В. Рахилиной, Р. И. Розиной и некоторых других).

Актуальность исследования обусловлена малой изученностью материалов, заявленной темы и ее системному описанию. Так, необходимость изучения принципов и понятий МСШ приводит к ценности ее системного описания как центральной научной школы в области семантики. На данном этапе, МСШ только набирает обороты, но она уже привлекла пристальное внимание мирового лингвистического сообщества.

Целью исследования является рассмотрение и описание основных положений, принципов и результатов МСШ.

Данная цель определила постановку и решение следующих задач:

1. установление определения термина МСШ;

2. дать характеристику направлению в целом;

3. изучить основные теоретические принципы и понятия МСШ;

4. описать практическое воплощение теоретических принципов.

Научная проблематика: МСШ занимается лексико-семантическими исследованиями, изучение принципа интегральности лингвистических описаний, создание словарей, имеющий двойной статус, разработка систем машинного перевода серии ЭТАП, в основу которых положена идея практической реализации теории модели «Смысл ⇔Текст».

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке к лингвистическим дисциплинам, посвященным лексико-семантическим исследованиям.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть основой для дальнейшего изучения особенностей семантики в отечественной лингвистике.

Методологической базой исследования послужили следующие работы: Ю.Д. Апресян «О Московской семантической школе», Рахилина Е.В., Резникова Т.И. «Фреймовый подход к лексической типологии», Мельчук И.В. «Опыт теории лингвистических моделей «Смысл-Тект».

Методы исследования: описательный метод, интерпретационный метод, контекстуальный метод, элементы лексикографического анализа.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика МСШ

Московская семантическая школа (МСШ) - на­прав­ле­ние в се­ман­ти­ке, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о лек­се­ме как о сло­ве в од­ном из его зна­че­ний и о тол­ко­ва­нии как об основном ин­стру­мен­те изу­че­ния язы­ко­вых зна­че­ний.

Цели МСШ:

1) построить общую теорию семантики не на основе отдельных примеров, как это до сих пор принято, а на основе всего материала языка;

 2) реализовать эту теорию в виде словарей нового типа, обращенных к широкому кругу читателей.

Воз­ник­ло в нач. 1960-х гг., ко­гда язы­ко­зна­ние пе­ре­жи­ва­ло глу­бо­кие сдви­ги, свя­зан­ные с тем, что се­ман­ти­ка ста­ла осоз­на­вать­ся как крае­уголь­ный ка­мень лин­гвис­тического опи­са­ния, а так­же с тем, что воз­ник­ла по­треб­ность в та­ком опи­са­нии се­ман­ти­ки, мор­фо­ло­гии, син­так­си­са, ко­то­рое мог­ло бы лечь в ос­но­ву сис­тем ав­то­ма­ти­че­ско­го пе­ре­во­да. Поя­ви­лись ра­бо­ты Ла­бо­ра­то­рии ма­шин­но­го пе­ре­во­да Московского государственного пе­да­го­гического ин-та ино­стран­ных язы­ков им. М. То­ре­за (ны­не Московский государственный лин­гвис­тический ун-т), в ос­но­ву ко­то­рых по­ло­же­на идея прин­ци­пи­аль­но­го ис­поль­зо­ва­ния смыс­ла при ма­шин­ном пе­ре­во­де (А. К. Жол­ков­ский, Н. Н. Ле­он­ть­е­ва, Ю. С. Мар­темь­я­нов). Важ­ной ве­хой стал вы­ход 8-го вы­пус­ка сб. «Ма­шин­ный пе­ре­вод и при­клад­ная лин­гвис­ти­ка» (1964). В сер. 1960-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась тео­рия лек­сических функ­ций Жол­ков­ско­го и Мель­чу­ка, тог­да же ими бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на ос­но­ва кон­цеп­ции тол­ко­во-ком­би­на­тор­ной лек­си­ко­гра­фии; на­ча­лась ра­бо­та (про­дол­жав­шая­ся до 1976) над со­став­ле­ни­ем сло­вар­ных ста­тей слов рус. яз. для Тол­ко­во-ком­би­на­тор­но­го сло­ва­ря (ТКС), явив­ше­го­ся реа­ли­за­ци­ей кон­цеп­ции (опубликован в 1984 в Ве­не). В конце 1960-х гг. к груп­пе ТКС при­сое­ди­нил­ся Ап­ре­сян, став­ший, на­ря­ду с Мель­чу­ком, идей­ным ли­де­ром шко­лы. Боль­шой вклад в соз­да­ние ста­тей внес­ли   Л. Н. Иор­дан­ская, Л. П. Кры­син, С. Е. Ни­ки­ти­на, В. З. Сан­ни­ков и др. В ра­бо­те участ­во­ва­ли в об­щей слож­но­сти около 40 линг­ви­стов, в т. ч. не при­над­ле­жав­ших не­по­сред­ст­вен­но к МСШ, что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию и рас­про­стра­не­нию её идей. Идео­ло­гия МСШ бы­ла за­кре­п­ле­на в кни­ге Мель­чу­ка о мо­де­ли «Смысл ⇔ Текст» и в «Лек­си­че­ской се­ман­ти­ке» Ап­ре­ся­на (обе 1974).

С 1977 (по­сле отъ­ез­да И. А. Мель­чука в Ка­на­ду) гла­вой МСШ яв­ля­ет­ся Ю. Д. Ап­ре­сян. На раз­ви­тие шко­лы боль­шое влия­ние ока­зывает его се­ми­нар «Тео­ре­тическая семантика», ко­то­рый с сер. 1970-х гг. про­хо­дил во Все­со­юз­ном НИИ ин­фор­ма­ции и тех­ни­ко-эко­но­мических ис­сле­до­ва­ний в элек­тро­тех­ни­ке, а с 1985 про­во­дит­ся в Ин-те про­блем пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции (ИППИ) им. А. А. Харкевича РАН. Под рук. Ап­ре­ся­на осу­ще­ст­вля­ет­ся реа­ли­за­ция мо­де­ли «Смысл ⇔ Текст» в ви­де лин­гвис­тического про­цес­со­ра ЭТАП (Ла­бо­ра­то­рия ком­пь­ю­тер­ной лин­гвис­ти­ки ИППИ РАН). С 1980-х гг. чле­на­ми МСШ (И. М. Бо­гу­слав­ским и др.) соз­да­ют­ся ра­бо­ты по дейк­си­су, праг­ма­ти­ке, час­ти­цам.

В 1990-х гг. под рук. Ю. Д. Ап­ре­ся­на про­во­ди­лась ра­бо­та над эс­ки­зом Ин­те­граль­но­го сло­ва­ря, в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие мн. лин­гвис­ты, в т. ч. и не при­над­ле­жав­шие не­по­сред­ст­вен­но к МСШ. В Ин-те рус. язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН соз­дан сек­тор тео­ре­тической се­ман­ти­ки, ко­то­рым за­ве­ду­ет Ап­ре­сян.

От­ли­чи­тель­ные чер­ты МСШ – ин­те­граль­ность (со­гла­со­ва­ние грам­ма­ти­ки и сло­ва­ря) и сис­тем­ность в под­хо­де к опи­са­нию язы­ка, ус­та­нов­ка на ре­кон­ст­рук­цию ле­жа­щей в ос­но­ве упот­реб­ле­ния язы­ко­вых средств язы­ко­вой (на­ив­ной) кар­ти­ны ми­ра, спе­ци­фич­ной для ка­ж­до­го язы­ка и от­лич­ной от на­учной кар­ти­ны ми­ра, осо­бое вни­ма­ние к изу­че­нию си­но­ни­мических и пе­ри­фра­стических средств язы­ка; тол­ко­ва­ние слож­ных зна­че­ний че­рез бо­лее про­стые, стрем­ле­ние к лек­си­ко­гра­фическому во­пло­ще­нию лин­гвис­тических зна­ний, в ча­ст­но­сти к соз­да­нию сло­ва­рей ак­тив­но­го ти­па.

Идеи МСШ по­сле­до­ва­тель­но реа­ли­зо­ва­ны в сло­ва­рях но­во­го ти­па [в 1990-х гг. опуб­ли­ко­ван про­спект Но­во­го объ­яс­ни­тель­но­го сло­ва­ря си­но­ни­мов рус. язы­ка (НОСС), в 1997–2003 вы­шел сам НОСС (в 3 вып.), в соз­да­нии ко­то­ро­го при­ни­ма­ли уча­стие Ю. Д. Ап­ре­сян, В. Ю. Ап­ре­сян, Е. Э. Ба­бае­ва, О. Ю. Бо­гу­слав­ская, И. В. Га­лак­тио­но­ва, М. Я. Гло­вин­ская, С. А. Гри­го­рье­ва, Т. В. Кры­ло­ва, И. Б. Ле­вон­ти­на, А. В. Птен­цо­ва, Е. В. Уры­сон; идёт ра­бо­та над Ак­тив­ным сло­ва­рём рус. язы­ка (АС)], в тру­дах по тео­ре­тической се­ман­ти­ке, язы­ко­вой кар­ти­не ми­ра и сис­тем­ной лек­си­ко­гра­фии (в т. ч. в мо­но­гра­фии «Язы­ко­вая кар­ти­на ми­ра и сис­тем­ная лек­си­ко­гра­фия», во ввод­ном раз­де­ле ко­то­рой Ю. Д. Ап­ре­ся­ном сфор­му­ли­ро­ва­ны идеи МСШ в её современном со­стоя­нии).

Ны­не в МСШ вхо­дят И. А. Мель­чук, Ю. Д. Ап­ре­сян, В. Ю. Ап­ре­сян, И. М. Бо­гу­слав­ский, О. Ю. Бо­гу­слав­ская, М. Я. Гло­вин­ская, Л. Л. Иом­дин, Л. Н. Иор­дан­ская, И. Б. Ле­во­нти­на, В. З. Сан­ников, Е. В. Уры­сон и др. Мель­чук и Иор­дан­ская тер­ри­то­ри­аль­но и ор­га­ни­за­ци­он­но от­да­ли­лись от МСШ по­сле пе­ре­ез­да в Ка­на­ду, но со­хра­ни­ли идей­ное род­ст­во с ней. МСШ ста­вит пе­ред со­бой сле­дую­щие це­ли: по­стро­ить об­щую тео­рию се­ман­ти­ки, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жат не ре­пре­зен­та­тив­ные при­ме­ры, а мас­со­вый ма­те­ри­ал ес­тественного язы­ка; реа­ли­зо­вать эту тео­рию в ви­де об­ра­щён­ных к ши­ро­ко­му чи­та­те­лю лек­си­ко­гра­фических про­дук­тов.

Осо­бое ме­сто в МСШ за­ни­ма­ет Е. В. Па­ду­че­ва, ра­бо­ты ко­то­рой со­ста­ви­ли осо­бое на­прав­ле­ние внут­ри шко­лы (Г. И. Кус­то­ва, Е. В. Ра­хи­ли­на, Р. И. Ро­зи­на и др.).



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
Общая характеристика МСШ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика МСШ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)