Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. Ф. Шаталов. Необычное лучше запоминается



2019-07-03 376 Обсуждений (0)
В. Ф. Шаталов. Необычное лучше запоминается 0.00 из 5.00 0 оценок




Человеку свойственно мыслить образами. В науке это положение утвердилось достаточно прочно и в новых доказательствах, вообще говоря, не нуждается, но к вопросу оптимального использования этого свойства человеческой психики в процессе обучения и развития школьников ученым-дидактам придется возвращаться еще много и много раз.

Вспомним рассказ Я. И. Перельмана о "феноменальном" мальчике, который после одного неторопливого прочтения 100 произвольно взятых слов запоминал их все до единого. И не только сами слова, но и их порядковую нумерацию в списке. От первого до последнего! На деле же, как выяснилось позже, никакого феномена не было. А был обычный эстрадный трюк, основанный на образных ассоциациях: каждое новое слово мальчик связывал с ранее подготовленными и заученными до автоматизма словами. Все остальное решали ассоциативные связи. Так, в основном списке слов под номером 39 стояло слово усы, а в предложенном для запоминания списке под этим же номером стояло слово машина. Немного воображения и - усы застряли в машине.

Мысль, образ, слово могут приходить к нам в самых неожиданных комбинациях. При этом одни из них могут превалировать, другие играть вспомогательные роли, но, будучи взаимосвязанными, обособиться они уже не могут никогда. Это естественное свойство нашей памяти, лежащее у истоков и научного, и литературного, и всякого иного восприятия окружающего мира.

Ведь действительно, если задуматься, то можно вспомнить, что ассоциативное изучение надолго остается в глубинах нашей памяти. Многие педагоги начальных классов придумывают специальные ассоциации для детей, чтобы им было легче запомнить правописание слова. Например, для детей осень сложным является написание слова «яблоко». Маленькому школьнику так и хочется написать вместо «о» букву «а», но давайте включим воображение. Можно предложить детям игру, в которой они будут представлять на месте второй гласной само яблоко, которое по форме напоминает букву «о». Таким образом, в памяти у детей навсегда останется данная ассоциация, и ошибку они не будут допускать. Это и хочет сказать Шаталов в своей статье, таким образом, облегчив не только процесс обучения детей, но и сохранить педагогу собственную психику.

 

И. П. Волков. Учим творчеству

Надо видеть, как работают первоклассники на уроке труда! Старательно, увлеченно, сосредоточенно. Уверенно орудуют угольником и линейкой, что-то стирают, снова чертят. И когда, по их понятиям, чертеж готов, они тут же начинают пилить. Опилив деревяшку, берут проволоку и самостоятельно гнут ее, опять же по своему чертежу. Это в дальнейшем будут ноги, руки, копье или меч. Затем так же самостоятельно накладывают их на чертеж и начинают прибивать к туловищу. Вот здесь-то им и пригодились молотки, с которыми они шли в творческую комнату. Видимо, в этом возрасте высока приспособляемость к работе.

На следующем уроке первоклассники облепляют каркас пластилином, и в конце концов у них получается скульптура рыцаря. Усомниться в этом никак нельзя. Рыцари одеты в латы, причем у всех разные, шлемы и оружие тоже. Чувствуется, что фантазии детям не занимать. Правда, у одного рыцаря бедра в три раза шире плеч, другой похож на бабу-ягу, но это сейчас не важно, главное, что ребенок все сделал сам. Он освоил технологию изготовления скульптуры, а чувство пропорции - дело наживное.

Если посещать уроки весь год, то можно увидеть, как ученики I класса чеканят по металлу, шьют куклы, делают различные изделия способом папье-маше, занимаются инкрустацией, резьбой по дереву, чертят детали, рисуют акварелью. Причем все работы выполнены на высоком уровне мастерства, тщательно и красиво. И в то же время нет ни одной похожей работы: в каждую внесена выдумка, фантазия, какие-то свои детали. Кроме того, второклассники решают задачи по черчению по теме "Сечение" или делают технический рисунок детали по двум проекциям и выполняют разрез. А это как понять? Ведь темы "Сечение" и "Разрез" - курс VIII класса. А второклассники выполняют задания легко, практически не задумываясь над решением.

Таким образом, российский педагог И.П. Волков говорит о том, что со стороны может показаться, что дети могут быть неспособны к выполнению творческих заданий. Но выбор правильного метода обучения и приёма воспитания могут привести к заинтересованности всего класса, в котором дети, не осознавая всех масштабов своей творческой деятельности, могут выполнять огромную работу. Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

Заключение

Очень важно, что опыт учителей-новаторов технологичен, т. е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех, получают воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми можно овладеть.

Знакомство с опытом, представленным в данной книге, предоставляет возможность увидеть общность и различие идей и подходов к обучению и воспитанию школьников, многообразие творчества учителей-новаторов.

"Всякая перестройка, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач" - эти слова из Политического доклада. Можно сказать, что настало время педагогики новаторства. И чем больше учителей воспримут новые идеи, оптимизм, смелость и энергию правофланговых перестройки нашего педагогического дела, тем скорее произойдет обновление советской школы.

Наверное, не секрет, что учителя сразу заметили существенную особенность книг серии "Педагогический поиск..."* - они развивают педагогическое мышление, пробуждают творческую жилку, подталкивают читателя к самостоятельному поиску лучших форм воспитания и обучения. Важную роль в этом играют и вступительные статьи к каждой книге, написанные видными учеными-педагогами. На мой взгляд, издателями предъявляются серьезные требования и к форме книги - стилю, языку, яркости и убедительности примеров: авторы, как правило, ориентируются на классиков педагогики, которые писали языком, понятным если не всем, то подавляющему большинству читателей. Таким образом, мы рассмотрели приёмы воспитания некоторых педагогов-новаторов, которые предлагая свои методы обучения, превозносят для педагогов и родителей новые аспекты и новые положения ребёнка, как школьника, его интересы, учёт его индивидуальных особенностей. Именно это и является важной чертой в школьном обучение для ребенка – учет его личных интересов и предрасположенности.

 

Используемая литература

1. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова. - M.: П24 Педагогика, 1987. - 544 с.

 

 



2019-07-03 376 Обсуждений (0)
В. Ф. Шаталов. Необычное лучше запоминается 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. Ф. Шаталов. Необычное лучше запоминается

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)