Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы философии.



2019-07-03 359 Обсуждений (0)
Основные проблемы философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.

Возникновению философии способствовали объективные и субъек­тивные предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:

 

А) Объективные предпосылки:

1) Социально-политические:

-общественное разделение труда;

-систематическое производство материальных благ, содер­жательно изменившее человека и поставившее его в прин­ципиально новое отношение к природе: приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием;

-разделение общества на классы;

-возникновение государств, городов- мегаполисов с демок­ратической формой государственного устройства (Афины <-> Спарта);

2) Культурно-исторические:

-создание письменности;

-возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины);

-возникновение и развитие различных видов искусства;

-возникновение образовательных учреждений (ликеи, ака­демии);

-наличие в обществе мифологии и религии как здоровых на­чал культуры.

Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.

1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ.

Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения.

Этот духовный процесс имел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 г.г. до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории, принёсший много необычного.

 

В этот период:

-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;

-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;

-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом;

-в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

-в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Пармени­да, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидиды и ме­ханика Архимеда.

Всё, что связано с этими именами, возникло почти од­новременно в течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира

Уже древние философы указали на два источника из кото­рых "рождается" философия:

а) Способность удивляться.

 Древнегреческий философ Арис­тотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духов­ный мир личности, тем сильнее развита у ней эта спо­собность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непре­рывная работа мысли. "Мыслю - следовательно сущест­вую", - говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.).

б) Переживание.

Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому се­бе) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий фило­соф V век до нашей эры) вдохновляющим гением филосо­фии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование.

2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический ха­рактер, типы.

Возникновению философии способствовало (как мы указали выше) дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это также привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базиро­ваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понима­нии природы, в её осмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции, перспективы развития мира, пони­мать смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.

Такого рода представления о мире и месте в нём человека на­зывают мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образовани­ям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического про­цесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, соци­альных групп, личностей.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь его компонентов.

 

Какие это компоненты?



2019-07-03 359 Обсуждений (0)
Основные проблемы философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)