Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами (роль государства - 2)



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами (роль государства - 2) 0.00 из 5.00 0 оценок




Как мы уже отмечали выше, послевоенная Япония испытывала острый дефицит финансовых ресурсов. Соответственно, стоял вопрос: где взять эти средства и как направить их на производственное инвестирование и другие цели, важные с точки зрения экономического роста? Говоря чуть более подробно, важнейшей задачей правительства было 1) стимулировать сбережения; 2) вовлечь их в кредитно-финансовую систему;'3) создать механизм, обеспечивающий предоставление этих средств экономическим субъектам в необходимом месте под низкий процент. То есть заставить функционировать механизм создания кредита. Помимо этого, осуществлялось распределение средств через бюджет и программу государственных инвестиций и кредитов.

1) Увеличение (стимулирование) внутренних сбережений.

Поскольку условием увеличения сбережений является стабильность цен, в первую очередь акцент был сделан на подавлении инфляции. В большой степени ей способствовала политика сбалансированного бюджета, предусматривавшаяся принятой в 1949 г. концепцией экономической политики, получившей название "курс Доджа" (по имени разрабатывавшего её американского экономиста - прим. переводчика).

Далее, были разработаны меры по поощрению сбережения во всех секторах экономики - в домашних хозяйствах, на предприятиях, в правительственном секторе. К личным сбережениям применялась поощрительная схема налогообложения. В отношении небольших сбережений устанавливалось освобождение от налогообложения процентного дохода. Налогообложение предприятий стимулировало накопление ими капитала: использовались схемы ускоренной амортизации, предусматривавшие сокращение нормативных сроков износа оборудования, а также создание различных резервных фондов, освобождаемых от налогообложения; всячески поощрялось накопление нераспределенной прибыли.

В правительственном секторе ставилась задача поддержания сбалансированности бюджета, причем особенно заметно сдерживались расходы правительства на текущее потребление. Сокращение налогов, начиная с 1949 г. производилось в пределах естественного (то есть обусловленного ростом экономики) увеличения налоговых поступлений. Для обеспечения доходной базы бюджета совершенствовалась система сбора налогов: наряду с системой, сформировавшейся еще в эпоху Мэйдзи (государственные налоговые органы и сбор налогов, осуществляемый предприятиями ("налогообложение у источника")) в ходе налоговых реформ было значительно увеличено число работников налоговых органов (с 20 до 50 тыс. чел.).

В результате использования вышеописанных мер норма сбережения выросла и значительно превысила аналогичные показатели стран Европы и США (в Японии - более 30%, в США - 17-18%, в странах Европы - около 20%.

2) Мобилизация личных сбережений.

Следующей задачей являлось вовлечение накапливаемых средств в кредитно-финансовую систему, уход от практики наличных сбережений ("под матрасом").

Для этого в свою очередь усилия были направлены на обеспечение доверия населения к банковской системе. Если обратиться к исторической статистике количества банков в Японии. то до двадцатых годов текущего столетия банки в Японии существовали в чрезмерном количестве (1910 г. - 1621 банк, 1925 г. -1577). В 1927 г. ряд банков потерпел крах, и в результате массового изъятия вкладов страну поразил финансовый кризис. В том же году был законодательно установлен минимальный размер капитала для банков, а последовавшая реструктуризация банковской системы избавила страну от мелких и слабых банковских институтов (в 1936 г. насчитывалось 424 банка). В, годы войны в рамках системы жесткого административного контроля (1936-1945 гг.) был взят курс на слияние банков по принципу "одна префектура - один банк", в результате чего к 1945 г. в Японии работал 61 банк. Укрепление доверия к этим банкам и стало приоритетом правительственной политики.

Конкретно это выразилось, прежде всего, в линии на ограничение (в качестве общего правила - на отказ) предоставления новых лицензий на банковскую деятельность. В области банковского надзора в дополнение к проверкам финансового состояния банков была установлена практика постоянного предоставления ими информации о своем финансовом положении и руководства ими со стороны органов банковского надзора. Были разработаны нормы, положенные в основу практики надзора, опубликованы детальные инструкции. Либерализация этих норм в дальнейшем проводилась поэтапно, с тем чтобы избежать резких изменений и обеспечить в банках должный уровень управления.

Результатом такой политики стало то, что за 50 послевоенных лет в Японии не было ни одного случая массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банка. В случаях появления проблемных банков с одной стороны, для предотвращения системных рисков распространения проблем на другие банки использовался такой инструмент, как слияние проблемных' банков с каким-либо крупным банком на основании указаний соответствующих органов/ с другой - для того чтобы избежать морального ущерба всячески подчеркивался общественный характер банков (принцип общественной ответственности").

Благодаря этому несмотря на низкие проценты (о чем будет сказано ниже) вкладчики в Японии спокойно могли доверить свои средства любым кредитным учреждениям независимо от их размеров - от крупных банков до кредитных корпораций и кредитных кооперативов. Разница в уровне процента по вкладам между этими учреждениями была порядка одной десятой процента.

Строгие нормы в целях обеспечения доверия были установлены и для эмиссии корпоративных облигаций. Благодаря тому, что право на эмиссию предоставлялось только компаниям с устойчивым финансовым положением, и не допускался выпуск "бросовых" облигаций, не было случаев дефолта по корпоративным облигациям. В случаях угрозы дефолта проблемные бумаги выкупались банками-агентами, что по сути означало наличие у корпоративных облигаций банковской гарантии.

Большую роль сыграли и почтовые сбережения. На вклады в почтово-сберегательной сети, включая проценты по ним, распространялась гарантия государства, а проценты устанавливались с учетом процентов по депозитам в частных банковских учреждениях. Процентный доход по "почтовым" вкладам не облагался налогом, однако с учетом потолка аналогичных вкладов в частных банков, проценты по которым не подлежали налогообложению, для почтовых вкладов устанавливался потолок их размера. Средства, мобилизованные почтово-сберегательной сетью, через программу государственных инвестиций и кредитов использовались для целевого финансирования.

В результате сложилась ситуация, когда преобладающую часть финансовых активов населения составляют вклады в кредитно-банковской системе. Сложилась и специфическая японская система корпоративного управления, при которой банки за счет кредитного финансирования реального сектора играют большую роль при принятии важных для него решений, а через систему приоритетных отношений каждого предприятия со "своим" главным банком заметно влияют на управление этими предприятиями, и одновременно власти через ту же систему приоритетных отношений предприятий с одним главным банком получали информацию об управлении этими предприятиями.

3) Ссудные операции частных кредитных учреждений под низкий процент (движение средств, вовлеченных в кредитно-финансовую систему)

Для достижения высоких темпов экономического роста было необходимо, чтобы предприятия имели доступ к дешевым финансовым ресурсам. В этих целях использовались следующие два инструмента.

Во-первых, политика низких процентных ставок, проводившаяся Банком Японии. Хотя Банк Японии и манипулировал своей ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальные консультации с Министерством финансов. Во-вторых, был установлен потолок процентов по вкладам. На основании "Временного закона о регулировании процентных ставок" министр финансов устанавливал потолок ставок по депозитам в соответствии с уровнем ставки рефинансирования Банка Японии. Таким образом, банки концентрировали у себя ресурсы с низкой ценой привлечения и финансировали реальный сектор под низкий процент.

Кредитные корпорации и другие малые и средние кредитные учреждения предоставляли ссуды малому и среднему бизнесу также с низкой процентной ставкой. Причиной являлось то, что их вкладчики были уверены в том, что и малые кредитные учреждения не обанкротятся, в результате чего последние могли привлекать средств под низкий процент. Эти средства также по сравнительно низким процентным ставкам ссужались малому и среднему бизнесу, чем внесли вклад в его развитие.

4) Создание банковской системы, обеспечивающей долгосрочное финансирование (частные специализированные кредитные учреждения)

С точки зрения привлечения японскими предприятиями долгосрочных кредитов для инвестиций в основной капитал важную роль в Японии сыграли банки долгосрочного кредитования и траст-банки. Банки долгосрочного кредитования на основании принятого в 1952 г. Закона о банках долгосрочного кредитования выпускали облигации со сроком погашения 5 лет. Благодаря внедренной в том же 1952 г. системе трастовых кредитных операций траст-банки получили возможность легко привлекать более длинные ресурсы. Все это сыграло важную роль в обеспечении предприятий кредитными ресурсами для инвестиций в оборудование. Если городские и региональные банки имели большую филиальную сеть и привлекали в основном депозиты на срок до одного года и предоставляли предприятиям средства для текущих расходов, то банки долгосрочного кредитования и траст-банки имели немногочисленные филиалы и работали главным образом с долгосрочными финансовыми продуктами со сроками до 5 лет, тем самым выполняя функцию кредитного обеспечения инвестиций в оборудование.

5) Программы государственных инвестиций и кредитов, финансируемые за счет почтовых сбережений (целевое финансирование и т.д.)

Вместе с тем есть ряд сфер, где привлечь необходимые средства только с помощью частных кредитных учреждений сложно. В отношении подобного рода областей функцию предоставления средств взяло на себя целевое финансирование через систему государственных инвестиций и кредитов. Субъектами кредитования в рамках целевого финансирования являются Японский банк развития, предоставляющий ссуды в соответствии с положениями промышленной политики; финансирующая малый и средний бизнес Корпорация кредитования малого и среднего предпринимательства; предоставляющая ссуды сельскому, лесному и рыбному хозяйству Корпорация кредитования сельского, лесного хозяйства и рыболовства, финансирующая жилищное строительство Корпорация кредитования жилищного строительства и др. Кроме того, были учреждены организации, осуществляющие программу государственных инвестиций и кредитов для развития экономической инфраструктуры - например, Японская общественная корпорация скоростных дорог, осуществляющая строительство и эксплуатацию платных автомобильных дорог.

6) Развитие за счет бюджетных средств общественного капитала (общественной инфраструктуры)

Как уже упоминалось ранее, в период высоких темпов роста выдерживалась линия на сохранение сбалансированности бюджета, однако доля капитальных вложений в составе общих расходов правительства была высокой. Текущее государственное потребление всячески сдерживалось, в то время как приоритет отдавался расходам капитального, инвестиционного характера. Эти средства направлялись на строительство тех объектов общественной инфраструктуры, которые не могли быть созданы только за счет привлечения ссуд. В 1965 г. впервые за послевоенный период правительство пошло на выпуск государственных облигаций, большая часть которых - так называемые "строительные займы" использовалась для совершенствования общественного капитала - дорог, портовых сооружений, инфраструктуры сельского хозяйства и т.п.

7) Активное вмешательство правительства в процесс привлечения иностранного капитала.

Выше мы рассмотрели ситуацию с внутренними источниками капитала. Быстрый рост- японской экономики в своей основе финансировался' из внутренних источников накоплений, однако правительство активно вмешивалось и в процесс привлечения иностранного капитала.

В то время международный финансовый рынок был невелик по объему, возможности Японии мобилизовывать для своих нужд валютные средства были ограничены, поэтому небольшие по объему валютные поступления должны были распределяться с учетом утвержденных приоритетов. Для реализации этой задачи был принят "Закон об иностранном капитале", каждый проект с его участием в индивидуальном порядке рассматривался и получал разрешение на реализацию на заседании Консультативного совета по иностранному капиталу. Другими словами, речь шла не о пассивном отношении к привлечению иностранного капитала/ а, скорее, об упорядочении этого процесса.

В 1953-1966 гг. Япония активно использовала кредиты Всемирного банка и вместе с Индией была крупнейшим их получателем. Эти кредиты направлялись на создание инфраструктуры и в базовые отрасли экономики, в частности на развитие электроэнергетики, черной металлургии, строительство скоростных автодорог, скоростных железных дорог и др.



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами (роль государства - 2) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами (роль государства - 2)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)