Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Установление и поддержание доверия со стороны внешнего мира (роль государства - 3)



2019-07-03 169 Обсуждений (0)
Установление и поддержание доверия со стороны внешнего мира (роль государства - 3) 0.00 из 5.00 0 оценок




С учетом особой роли внешней торговли для Японии, а также для привлечения иностранного капитала поддержание доверия со стороны внешнего мира было положено в основу государственной политики.

1) Поддержание курса иены.

В течение послевоенной истории 22 года подряд - с апреля 1949 г. по декабрь 1971 г. обменный курс иены по отношению к доллару сохранялся на одном фиксированном уровне - 360 иен за доллар. Это потребовало огромных усилий макроэкономической политики. Очень часто возможности проведения макроэкономической политики ограничивались "потолком платежного баланса". А именно: в силу того, что валютные резервы находились на низком уровне, сокращение резервов в результате роста импорта в фазе подъема конъюнктуры вынуждало правительство прибегать к рестрикционной политике. Таким образом, правительство длительное время проводило свою политику в узком коридоре возможностей, определяемом необходимостью поддержания равновесия платежного баланса.

2) Поэтапная либерализация валютного контроля.

В силу крайне низкого уровня валютных резервов на первоначальном этапе всеoвалютные операции - как текущего, так и капитального характера, - жестко ограничивались. Точнее, с точки зрения законодательства все они были запрещены и разрешались только в виде исключения. Для увеличения валютных резервов использовался механизм (принудительной) концентрации валютной выручки. Однако по мере экономической стабилизации в стране валютные операции по текущим статьям были постепенно либерализованы, в 1964 г. Япония присоединилась к восьмой статье Устава МВФ и ликвидировала систему, предусматривавшую концентрацию валютных ресурсов. В дальнейшем происходила и поэтапная либерализация операций по капитальным счетам, что потребовало длительного времени. Причина последнего обстоятельства заключалась в том, что было необходимо отгородить внутренний рынок от потоков спекулятивного капитала. В 1964 г. Япония вступила в ОЭСР и начала процесс либерализации в соответствии с кодексом мер для либерализации операций по капитальным счетам. В 1979 г. были внесены существенные изменения в закон о валютных операциях и установлен в принципе свободный режим осуществления операций капитального характера. Полная юридически оформленная либерализация валютных операций произошла в результате кардинального пересмотра соответствующего законодательства в апреле 1998 г. Этот шаг стал завершающим актом отказа от упорядочивания валютных операций (валютного контроля) посредством банковского контроля.

3) Система мер для поощрения экспорта.

В период высоких темпов роста важной задачей был провозглашен рост экспорта, в реализации которой важную роль сыграли соответствующие правительственные институты - Экспортно-импортный банк Японии, система внешнеторгового страхования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов от экспорта). Помимо мер финансового характера в интересах увеличения экспорта был создан специальный правительственный институт для содействия экспорту - "Джетро". Итогом принятых мер стал рост экспорта, поддерживавший экономический рост и доверие со стороны внешнего мира.

4) Сотрудничество с международными финансовыми организациями.

Япония вступила в МВФ в 1952 г. В тот период потолок, определяемый платежным балансом страны, был низким, так что Япония дважды (в 1953 г. и 1957 г.) прибегала к своему праву заимствования (для поддержания платежного баланса) и дважды (в 1962 г. и 1964 г.) заключала с МВФ соглашения о кредитах "stand-by". В процессе переговоров для достижения с МВФ соглашений (о мерах экономической политики), сопровождающих предоставление кредита, между сторонами происходили жесткие дискуссии, но достигнутые соглашения Япония соблюдала неукоснительно.

Также в 1952 г. Япония вступила во Всемирный банк. Первое время ввиду низкого кредитного рейтинга Японии Всемирный банк весьма пассивно относился к предоставлению Японии ссуд. В 1958 г. это отношение переменилось на позитивное, и в первой половине 1960-х годов Япония наряду с Индией была самым крупным заемщиком Всемирного банка. Я лично участвовал в некоторых переговорах с Всемирным банком, и помню, что дискуссии относительно условий кредитования, так же как и на переговорах с МВФ, были весьма жесткими. Однако согласованные условия выполнялись безукоризненно, и были даже случаи, когда Япония готова была досрочно погасить некоторые займы, но наталкивалась на несогласие Всемирного банка.

Таким образом, послевоенная Япония избрала в качестве своей стратегической линии сотрудничество с международными финансовыми организациями и всячески укрепляла международное доверие к себе.

Заключение.

Как мы можем видеть из вышеизложенного материала/ послевоенное развитие японской экономики:

1) использовало в качестве своей движущей силы частные инвестиции в оборудование главным образом на основе рыночного механизма;

2) в этом процессе правительство выполняло, в частности, следующие роли:

а) совершенствовало климат для деятельности частного сектора,

б) поощряло сбережение и обеспечивало функционирование кредитно-финансовой системы, мобилизовывавшей эти сбережения,

в) посредством промышленной политики направляло инвестиции в приоритетные сферы.

Важным моментом является также то, что через деятельность консультативных советов правительству в значительной степени удавалось обеспечить взаимопонимание правительства и частного сектора (сотрудничество госаппарата и бизнеса), а также в течение длительного времени поддерживать доверие к экономической системе. Данная система, как нам представляется, в целом функционировала эффективно и внесла свой вклад в экономическое развитие страны, о котором было сказано в начале доклада.

В последние годы среда, в которой действует японская экономика, сильно изменилась, и перед ней встали новые задачи. Сегодня прилагаются усилия для ее системного реформирования в соответствии с требованиями новых условий.

Среда, в которой находится сегодня экономика России, во многом отличается от условий послевоенной Японии, поэтому методы, применявшиеся в свое время в Японии, не могут быть в том же виде применены к сегодняшней России. Тем не менее, представляется, что опыт японской экономики, которой в течение длительного времени удавалось поддерживать высокие темпы роста, может оказаться полезным при разработке стратегии на будущее.

Список литературы

Косукэ Накахира, Вице-президент Института мировой экономики. Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии

 



2019-07-03 169 Обсуждений (0)
Установление и поддержание доверия со стороны внешнего мира (роль государства - 3) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Установление и поддержание доверия со стороны внешнего мира (роль государства - 3)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)