Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах



2019-07-03 188 Обсуждений (0)
Глава 4. Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Л.Н.Гумилев, открыв перечисленные и описанные им категории новой науки — этнологии, новых объектов изучения — этноса и этносферы, приберег силы ума и талант историка для написания в пользу "неучей", как он говорил, опуса по Всемирной истории. Фрагменты этих размышлений вошли в его монографии "Этногенез и биосфера Земли" и "География этноса в исторический период".

Самое интересное в истории — это появление на поверхности Земли новых этносов. Об этом и написаны все книги и статьи Л.Н.Гумилева.

Объяснения этносферы ученый начинал с географии. В географии его увлекало учение о ландшафтах и об экологической среде как нише для развития человечества, вида "хомо сапиенс", который так умело научился приспосабливаться к земной поверхности, к природным условиям, что тем самым создал механизм своей адаптации. Переселение народов - миграция и была одним из видов умелой адаптации человека к природе, иначе человек никогда бы не смог обжить всю сушу Земли.

Гумилев доказал, что при миграциях все этносы стремятся выбрать географическую нишу, ландшафт, как можно более напоминающий их родину. Например, русские крестьяне, расселившись по необъятным просторам Евразии, освоили для своей жизни похожие на родные ландшафты лесостепи и смешанного леса. Казаки жили по долинам рек, тюрки — по водораздельным степям, арабы осваивали оазисы среди пустынь, эллины — берега Средиземноморья, и даже англичане не заселяли Индию

Отдельные этносы не живут изолированно друг от друга, они образуют как бы этническую галактику. Как ясно из чтения книг Гумилева, этнос не является ни выдуманной категорией, ни философским обобщением тех или иных черт людей. Он, этнос, дан нам в ощущениях непосредственно, как свет, тепло, электрический разряд, и изучается отныне как одно из явлений природы, биосферы, а не как гуманитарная концепция. Поэтому этносы не существуют изолированно, исключение составляют реликтовые племена, но и там проблема внеэтнического сушествования отдельных особей не возникает. Их там просто не бывает, ибо изгнанник, лишенный этноса — родины, поддержки коллектива, обречен в суровых условиях на гибель. Однако непосредственно наблюдаемые этнографами этносы— лишь хвосты длительных фаз развития, причиной которых является взрыв пассионарности, результат неравномерного распространения по земле энергии живого вещества биосферы. "Взрыв" на поверхности земного шара— как бы мутация, которая создает развитие свободной энергии, способной производить работу, и эта толчковая энергия биосферы проявляется в этносах и живой природе, их окружающей, в сторону, обратную принципу энтропии. Иначе, процес этногенеза восполняет собой затухзняе энергетического заряда или удара биосферного запаса на Земле и в космосе, превращая инерцию спада в свою противоположность — в жизнь и борения людей.

Затем идет расширение ареала действия проявившего себя этноса, начало отсчета возраста этноса — формообразование, кристаллизация, упрощение структуры, ставшей через 600 лет после появления переусложненной, стабилизация социогенеза, затем один-два века "кровопусканий" — перегибы, шоки, и далее выход к инерционной фазе и приход к гармоничному равновесию, гомеостазу, до "ожидания" нового витка вибрации биосферы. И в конце пути этнос превращается в изолят, в некий влачащий жалкое существование этнический коллектив, над которым обычно проливают слезы журналисты и политики, не знающие, что эти люди пережили всё, они "старички", а не "младенцы", которых нужно учить премудростям цивилизации. Или же изолят превращается в нечто социально непривлекательное — в бомжей, в изгоев и т. п.

Концепция мировой, или Всемирной истории потребовалась для того, чтобы Л.Н. Гумилёва не могли упрекнуть, будто, погнавшись за "химерами" никем не виданных объектов, "феноменов", он переписал историю, как хотел. Наоборот, Всемирную историю он сделал проверочным материалом для подтверждения правоты своей теории пассионарности, а затем на базе теории, используя новый понятийный аппарат своей науки этнологии, он написал и прочитал за последние десять лет лекции — создал учебный курс народоведения "Этногенез во Всемирной истории". В этой его истории есть место для всех народов Земли. И в то же время его теория не стала ключом для открытия загадок российской истории. Менее всего он хотел подставлять теорию под определенную заданность, под, как он говорил, "академические приписки".

Продолжая научный способ описания, необходимо процитировать Гумилева еще раз: "Этногенез — это творческое преобразование этнических коллективов в этносферу. Переведем наше обобщение на язык смежных наук и мы получим: в плане философском — момент творческой динамики этноса соответствует скачку при переходе количества в качество. В плане зоогеографии этнос — это антропогенная сукцессия, затухающая вследствие сопротивления среды. В плане географии и геологии — это тектонические микроизменения, где этносы приравнены к прочим природным факторам. Даже развалины городов можно рассматривать как метаморфизированный антропогенный ландшафт. В плане этнографии — визуальное наблюдение над нефиксируемым в динамике объектом, потому что этнографы не изучают и не включают в свое наблюдение темпоральность, то есть время. В плане генетики — это микромутация, появление нового признака, который в процессе эволюции утрачивается. Передача его от поколения к поколению происходит не столько передачей генотипа, сколько посредством научения и отбора. И наконец, в плане культуры— это возникновение и утрата традиций, явление зафиксированное, но каждый раз переобъясняемое и переиначиваемое историками, культурологами, потому что переживание истории бесконечно, а сама история единична".

Так этнологии находится место в системах наук. И так находится необходимый инструментарий, рожденный на русском языке Л.Н.Гумилевым для дальнейших изучений народов в этносферной оболочке земного шара.


Заключение

 

Остается сказать, что Гумилев был крупнейшим авторитетом XX века еще и по ряду специальных дисциплин. Замечательный русский историк, он создал также историю Великой степи и всего кочевого мира, ее населяющего. Лев Николаевич был выдающимся исследователем народа хунну, самым известным в истории хунноведом, был выдающимся тюркологом.

Парадоксальный и полемичный Гумилёв продолжает привлекать внимание к своим идеям многих специалистов – с ним и сегодня спорят, соглашаются или пытаются развивать отдельные мысли.

Сейчас Л.Н. Гумилёв – один из самых цитируемых авторов в научных публикациях в России и странах СНГ. Новые понятия, введенные в науку Л.Н.Гумилёвым, стали общепринятыми в массовом сознании людей. Постоянно многочисленными тиражами повсеместно издаются все его труды.

Нынешней осенью исполняется 95 лет со дня рождения Гумилёва. Историку, географу, этнологу, философу, автору теории этногенеза - одной из самых нравственных научных концепций ХХ века - посвящена мемориальная доска на доме номер 1 по Коломенской улице, где он жил в 1990 —1992 годах.

Имя и заслуги Льва Николаевича перед современной наукой и культурой не забываются. По его литературным произведениям снимаются фильмы (х/ф «Монгол»); по материалам его работ читаются лекции, проводятся конференции и семинары. Основные идеи историка и философа Гумилёва служат фундаментальными идеями многих современных исследователей.

В памяти последующих поколений все более зримо будет выступать великий человек, совершивший революцию в истории.

 


Список литературы

 

1. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь/ Ред. Л.П. Карельская.- М., 1998.- 307 с.

2. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало.- М., 1999.- 189 с.

3. Гумилёв Л.Н. От Руси до России.- М.,2002.-192 с.

4. Гумилёв Л.Н. Сочинения.- М., 1994.- 1010 с.

5. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.-М.,1989.- 496 с.

6. Карельская Л.П. Л.Н. Гумилёв.- М.,2005.-112 с.

7. Русский биографический словарь/ Под ред. М.А. Лановского.-М., 2005.- 1208 с.



2019-07-03 188 Обсуждений (0)
Глава 4. Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)