Реальный и нерисковый сегмент перестрахования
Официальные данные фиксируют лишь совокупные обороты рынка со всеми его "схемами". Рынок перестрахования по уровню "схемности" уступает только страхованию жизни. И если на рынке прямого страхования среди лидеров уже не встретить компании, чья деятельность не связана с классическим страхованием, то на рынке перестрахования долгие годы по совокупным взносам лидируют сомнительные компании. Достаточно посмотреть на уровень выплат по договорам входящего перестрахования — компании с уровнем выплат близким к нулю никак нельзя отнести к игрокам реального рынка. По оценкам "Эксперт РА", реальный рынок перестрахования в России в 2005 году составил порядка 33 млрд рублей. Годом ранее аналогичный показатель находился на уровне 28 млрд рублей. Таким образом, рынок реального перестрахования в России вырос приблизительно на 5 млрд рублей или на 17% в относительном выражении. Учитывая тот факт, что совокупные объемы рынка выросли на 6,5 млрд рублей, можно утверждать, что рост рынка перестрахования в России происходит, в основном, за счет роста операций по классическому перестрахованию.
Рисунок 3. Структура реального рынка перестрахования в Российской Федерации, % [6] Основным направлением на реальном рынке перестрахования является, естественно, перестрахование имущественных рисков — на него приходится порядка 67% рынка (приблизительно 22 млрд рублей). Следует отметить, что из-за невысокой емкости российских компании значительная часть рисков передается в ретроцессию. Особенно это относится к перестрахованию имущественных рисков со значительными страховыми суммами. По оценкам "Эксперт РА", приблизительно 40% взносов по перестрахованию имущественных рисков на реальном рынке передается в ретроцессию надежным западным компаниям. В нерисковом сегменте рынка перестрахования доля ретроцессии составляет более 90% (оффшорное перестрахование). Доля реального перестрахования в сегменте имущественных рисков составляет 30%.
Таблица 1. Компании, собравшие наибольшие взносы по перестрахованию имущественных рисков, 2005 год[7]
Вообще имущественное страхование очень удобный вид для проведения сомнительных операций. Взносы по безрисковому договору передаются различными путями в перестрахование в оффшорную компанию (напрямую или через российскую компанию-посредника), после чего деньги переводятся на "нужные" счета и благополучно оказываются под контролем первоначального страхователя. Российская компания-посредник при этом получает определенную комиссию за проведение операции. Именно на подобные операции и приходится более половины рынка российского перестрахования. Свидетельством тому является показатель уровня выплат в перестраховании имущественных рисков, равный в 2005 году 7,5%. Аналогичный показатель по имуществу в прямом страховании в 2005 году составил 24,7%. Отчасти подобное явление связано с особенностями перестрахования сложных рисков — авиакосмические риски, крупные промышленные объекты, убыточность которых на российском рынке остается на довольно низком уровне. Но все-таки основным фактором низкого уровня выплат остаются нерисковые операции. На собственном удержании у российских компаний остаются незначительные части риска по крупным договорам перестрахования, а также мелкие имущественные риски и авториски. При этом именно авториски следует признать основной составляющей имущественного сегмента перестрахования в разрезе нетто-удержаний. В совокупных объемах реального рынка перестрахование авторисков составляет порядка 30%. С одной стороны, автострахование — вид с довольно высокой убыточностью, но при грамотной тарифной политике он способен приносит небольшую, но стабильную прибыль. По пути привлечения авторисков идут, в основном, небольшие региональные перестраховочные организации, чьи финансовые возможности не позволяют привлекать значительные риски по другим видам имущественного страхования. В страховании водного и воздушного транспорта российским перестраховщикам достаются незначительные риски — крупные риски страховщики напрямую перестраховывают за рубежом. Космические риски при всей своей сложности перестраховываются, в основном, на внутреннем рынке. Значительная часть запусков связана с государственной тайной, поэтому страхование и перестрахование рисков, так или иначе связанных с космосом, осуществляется кругом специально отобранных компаний. Страхование грузов — довольно удобный вид для осуществления "схем". В страховании грузов тарифы сопоставимы с тарифами "огневых" рисков, в то время как период страхования значительно меньше. Данный вид очень удобен для "схем", можно довольно быстро провести нужную операцию, а отследить сомнительное страхование практически невозможно. Другая проблема, характерная для данного вида — мошенничество, причем не только со стороны клиентов страховых компаний, но и со стороны самих цедентов, желающих получить с перестраховщика возмещение по событию, которого не произошло. Российским перестраховщикам достается, в основном, перестрахование внутрироссийских перевозок. Экспортно-импортные операции преимущественно перестраховываются за рубежом. К тому же у большинства страховщиков имеется надежная западная облигаторная защита по страхованию грузов, что также несколько тормозит развитие данного сегмента российского перестрахования. Страхование строительно-монтажных рисков также, в основном, уходит за рубеж. Здесь общепризнанным мировым лидером является Munich Re, конкурировать с которым российским перестраховщикам пока не по плечу. Личные виды страхования наряду с автострахованием — те виды, в которых российские компании могут предложить адекватную перестраховочную защиту и конкурировать с иностранными перестраховщиками. Но в данном случае большинство договоров перестрахования заключаются таким образом, что ответственность перестраховщик несет только при достижении определенного уровня убыточности по виду у прямого страховщика. Этим отчасти объясняется низкий уровень выплат в перестраховании личных видов. Так, в 2005 году уровень выплат в перестраховании личных видов равнялся 19,7%. Вообще, договоры, основанные на принципе эксцедента убыточности, довольно распространены на российском рынке реального перестрахования. Но не следует забывать и о "сером" перестраховании, которое также присутствует на рынке. Доля реального сектора в перестраховании личных видов — 43%.
Таблица 2. Компании, собравшие наибольшие взносы по перестрахованию личных видов, 2005 год
Согласно официальной статистике, взносы по страхованию ответственности на рынке прямого страхования составили 16,1 млрд., а в перестрахование российским компаниям было отдано почти 60% от этой суммы. Такое соотношение, помимо наличия "схем" объясняется тем, что иностранные перестраховщики практически не берут себе перестрахование подобных рисков (титульные риски, финансовые риски). Основные причины — несовершенство российского законодательства и непрозрачность подобных операций, что порождает специфичность данного вида и непонятность его для иностранных компаний. Таким образом, подобные риски перестраховываются, в основном, на внутреннем рынке. Но следует отметить, что в данном сегменте довольно велика доля нерискового страхования — 70%.
Таблица 3. Компании, собравшие наибольшие взносы по перестрахованию ответственности, 2005 год
Перестрахование ОСАГО в России пока далеко от классического, о чем свидетельствует низкий уровень выплат — 27,7% в 2005 году. Пока убыточность ОСАГО не достигла крайних значений можно преобразовать полученные по ОСАГО страховые взносы в значительную прибыль, что запрещено законодательно. С помощью перестрахования происходит ускоренная трансформация взносов по ОСАГО. Отдав в перестрахование часть взносов по ОСАГО, страховщик в итоге получает обратно "свои" деньги (взносы по ОСАГО) в качестве тантьемы или иной выплаты (через оффшор). В результате та часть премий, которая по закону должна резервироваться, превращается в прибыль.
Таблица 4. Компании, собравшие наибольшие взносы по перестрахованию ОСАГО, 2005 год
Еще один вариант: страховая компания, не имеющая лицензии на ОСАГО, через свою сеть продаж реализует полисы другой компании, с которой заключено соответствующее соглашение. Продав полис ОСАГО, компания без лицензии через механизм перестрахования получает страховую премию от страховщика с лицензией за вычетом "комиссионных" (своеобразное вознаграждение за обладание лицензией). Страховые резервы сформированы через перестрахование и компания без лицензии получила, таким образом, часть рынка ОСАГО, она будет не только отвечать за сформированные резервы, но и осуществлять выплаты по договору, который формально заключен с другой компанией. Подобный механизм порождает определенные риски, связанные с надежностью контрагентов, не обладающих лицензией, но осуществляющих реализацию полисов. Подобные операции и составляют основной объем перестрахования ОСАГО. В европейских странах перестрахование CMPTL (аналог ОСАГО) занимает существенную часть рынка. Очевидно, что российский рынок должен прийти к такому же варианту, но произойдет это в том случае, если тарифы и лимиты ответственности по ОСАГО будут устанавливаться рынком, а не государством. Пока что установленный максимальный размер выплаты в 400 тыс. рублей не предусматривает активного участия перестраховщиков на рынке ОСАГО — такие суммы просто не логично перестраховывать. В то же время растет спрос на перестрахование всего портфеля ОСАГО по договорам эксцедента убыточности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |