Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое расходы и как их контролировать?



2019-07-03 196 Обсуждений (0)
Что такое расходы и как их контролировать? 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление расходами в режиме реального времени

Владимир ЧААДАЕВ, Татьяна БРОННИКОВА

Для успешного управления предприятием крайне важен четко организованный процесс контроля расходов. Но многие предприятия, даже внедрившие корпоративную информационную систему на основе ERP, продолжают осуществлять контроль расходов вне ее. Почему? Это связано с тем, что в ERP-системе заложена методика бюджетного контроля, которая обычно не совпадает с общепринятой практикой российских предприятий. В данной статье авторы обсуждают методику контроля расходов, реализованную в Oracle E-Business Suite, и предлагают принимать решение о ее применении только после детального анализа особенностей системы.

Что такое расходы и как их контролировать?

Что обычно понимается под термином «расходы»? В дефинициях бухгалтерского учета существует понятие «признанных расходов». Это расходы, которые можно включить в себестоимость реализованной продукции отчетного периода. Однако признанные расходы практически невозможно контролировать, так как момент признания является учетным событием, наступающим автоматически либо при закрытии отчетного периода, либо при отгрузке продукции. Обычно осуществляется контроль «понесенных расходов». Под такими расходами будем понимать оплаченные и неоплаченные обязательства по приобретению товаров и услуг. В некоторых случаях период, в котором расходы были понесены и признаны, совпадает. Но так происходит не всегда. Например, расходы на материалы, приобретенные в одном периоде, могут быть признаны в качестве расходов в другом. Чтобы не использовать неудобный термин «понесенные расходы», условимся в рамках статьи именовать понесенные расходы затратами.

Задача бюджетного контроля состоит в том, чтобы ограничить затраты рамками утвержденного бюджета. Эффективность бюджетного контроля определяется наличием в любой момент времени достоверной информации о том:

- какие расходы уже осуществлены;

- какие расходы еще предстоят;

- как те и другие расходы соотносятся с планом затрат.

Для организации бюджетного контроля требуются значительные технические и организационные усилия, а также информационная поддержка. Почему многие компании, внедрившие ERP-системы, не используют заложенные в них механизмы бюджетного контроля? Действительно ли применяемая в них методика непригодна для российских компаний, и мы и здесь идем «особым путем»?

Рассмотрим организацию бюджетного контроля с применением ERP-системы Oracle E-Business Suite. Для его организации потребуется внедрение следующих модулей системы: Главная книга, Закупки, Запасы, Кредиторы, Подсистема бюджетирования на основе OFA или ЕРВ (рисунок). Собственно контроль затрат реализуется с помощью функции «Контроль фондов».

На счетах Главной книги Oracle есть возможность одновременно хранить информацию по трем типам сумм: бюджетным, фактическим и обязательствам.

Бюджетные суммы формируются в системе бюджетного планирования и вводятся на счета Главной книги перед началом периода.

Фактические суммы передаются на счета ГК в результате проводки зарегистрированных счетов-фактур на услуги (Кредиторы) или при поступлении товарно-материальных ценностей (ТМГД) - закупки, запасы.

Обязательства представляют собой суммы, зарезервированные для будущих платежей по утвержденным заявкам и заказам на закупку и счетам-фактурам. Суммы обязательств автоматически формируются при создании в модуле Закупки следующих объектов: заявки на приобретение; заказы на приобретение; плановые заказы на приобретение, - а также при регистрации счета-фактуры в модуле Кредиторы.

Бюджетный контроль осуществляется в момент регистрации обязательства и заключается в контроле доступного фонда, который рассчитывается по следующей формуле:

доступный фонд = бюджет — фактическое сальдо — — обязательства.

Если доступный фонд больше нуля, то контроль фондов проходит успешно, и данный заказ или заявка утверждается и обрабатывается дальше. Если доступных фондов недостаточно, то контроль фондов может завершиться либо запретом и блокировкой операции, либо просто предупреждением о превышении. Это зависит от настройки параметров системы, которые определяют следующие возможные действия. В момент регистрации в системе заявки на закупку или счета-фактуры формируется «обязательство» по счету расходов, которое резервирует фонды на данном счете под конкретные расходы (см. рисунок). В дальнейшем при создании документов фактического учета по счетам-фактурам или поступлениям ТМЦ, осуществляется сторнирование проводок ранее созданных обязательств и перевод сумм затрат в «фактическое сальдо».

Для реализации бюджетного контроля в Oracle E-Business Suite потребуется специальная настройка структуры плана счетов. В Oracle применяется многосегментная структура плана счетов. Состав и структура сегментов определяются на начальной стадии внедрения. Важным моментом является то, что структура плана счетов используется для ведения как бюджетных, так и фактических данных. Именно период внедрения ERP-системы является удобным моментом для приведения в соответствие системы финансового управления и бухгалтерского учета в части создания единого плана счетов. В большинстве проектов внедрения системы Oracle E-Business Suite при настройке структуры плана счетов Главной книги используются следующие сегменты: бухгалтерский счет; статья затрат; центр финансовой ответственности (ЦФО); прочие аналитические сегменты.

Под счетом мы будем понимать уникальную комбинацию значений всех сегментов плана счетов. Например, 001. 26001. 5210. 10001 - это счет, у которого в сегментах определены следующие значения ЦФО - 001, счет БУ - 26001, статья - 5210, код проекта- 10001.

Бюджетные суммы, конечно, не вводятся с такой детальностью. Предположим, что бюджет затрат разработан в разрезе ЦФО, бухгалтерского счета и статьи затрат. При этом другие аналитические сегменты в процессе бюджетного планирования не используются. Для ввода таких данных будет использован «сводный счет», который суммирует значения по неиспользуемым сегментам.



2019-07-03 196 Обсуждений (0)
Что такое расходы и как их контролировать? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое расходы и как их контролировать?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)