Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского.



2019-07-03 590 Обсуждений (0)
Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социологические теории народничества.

Введение.

 

Учение социализма зародилось в Росси в условиях господства феодально-крепостнической системы. Возникает вопрос: почему передовые люди Росси, страны, которая шла в направлении капиталистического развития, отказались от претворения в жизнь буржуазных идей декабристов и устремили свой взор к социализму?

Корни этого нужно искать в социально-экономических условиях жизни страны, с одной стороны, и опыте общечеловеческого развития, в данном случае в опыте развития Западной Европы, - с другой.

Капиталистический уклад, формировавшийся в России с последней третьи XVIII века, в последующем, в первой половине XIX века, стал перерастать в капиталистические производственные отношения, которые разлагали господствующую феодально-крепостническую систему и в 30 - 50х годах вызвали, ее кризис, а затем и крах.

Растущий капитализм нес с собой прогресс, но лучшие люди страны видели, что он осуществляется за счет более искусного и изощренного способа эксплуатации народных масс. Проникнутые чувством глубокой любви к своему народу, они поэтому ставили перед собой задачи борьбы за освобождение его от всякого гонения и всякой эксплуатации.

Передовые люди России, трезво оценивая прогресс, обеспеченный Западу его буржуазным развитием, не могли понять его главного исторического результата - рождение класса пролетариата. Напротив, в экспроприации трудящихся масс они видели историческое зло капитализма. По-своему оценивая исторический опыт Запада, они ставили перед собой задачу: борясь за уничтожение феодально-крепостнического строя, в тоже время не допустить развития капитализма, перешагнуть через него и тем самым спасти трудящиеся массы от пролетаризации. Капитализм, породивший на Западе мечту о социализме - строе, где не будет эксплуатации человека человеком и политического гнета, - в период своего становления вызвал к жизни ту же мечту в России. Социально-экономической основой зарождения русского утопического социализма было господство в дореформенной России мелкотоварного производства - крестьянского хозяйства, кустарного промысла и ремесел.

 

2. Народничество как социальное явление и течение социально-философской мысли.

Учение социализма в России в связи с поздним появлением пролетариата, как класса долго оставалось на уровне утопического мечтания о справедливом строе. Объективно оно выражало демократические требования трудящихся масс крестьянства. Так как борьба крестьян против крепостничества, а затем против его пережитков развертывалось на протяжении многих десятилетий XIX века, идеология крестьянской демократии, зародившись еще до отмены крепостного права, оставалась господствующей в течение всего второго этапа освободительного этапа освободительного движения в России.

Основоположниками утопического социализма - учения о крестьянской демократии в России были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

“Герцен - основоположник “русского” социализма, “народничества” - писал В. И. Ленин.

В поле зрения русской интеллигенции (затем и теоретиков общественного развития) попадает совершенно новый предмет - народ. Многие передовые люди России в середине XIX столетия были охвачены утопическими представлениями о возможности перехода страны к социализму через преобразования общины с ее коллективистской сущностью. Теоретические основы народнической концепции социализма и путей его достижения в условиях России были разработаны А. И. Герценом, видевшим в русских крестьянах “истинных носителей социализма, прирожденных коммунистов, в противоположность рабочим стареющего, загнивающего европейского Запада, которым приходится лишь искусственно вымучивать из себя социализм”.

К 60-70м годам народничество стало массовой формой идеологии. Представители разных течений народнического движения без особого труда достигали взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевший к материализму Ткачев в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу. Движение всех народнических групп шло под общим лозунгом “Земля и воля”. Различия же проявлялись прежде всего в представлениях о средствах достижения цели: Лавров считал главным средством пропагандистскую работу интеллигенции в народе, Бакунин - крестьянские бунты, Ткачев - активные действия революционеров-профессионалов “революционного меньшинства”.

К 70м годам стало обнаруживаться, что представление о социализме, основанное на идеализации патриархальных отношений, на вере в легкость победы социализма именно в России - в стране особых традиций, далеки от научности. Оказалось, что эти внешне привлекательные концепции лишены отчетливого видения цели и путей к ней, понимания движущих сил развития общества, его социальной структуры.

Бесперспективность этих взглядов подтверждалась всем дальнейшим ходом событий, особенно когда к 90м годам русские социалисты были охвачены спорами по вопросу о том, должна ли Россия пройти в своем развитии (и если да, то в какой мере) стадию капитализма, прежде чем она придет к установлению социалистического строя. Лавров относится к этим спорам, как к спекулятивным словопрениям, ибо был убежден, что социалисты России способны одним ударом покончить со своими бедами: уничтожить крепостничество, самодержавие и капитализм. Он верил лишь в общину и крестьянскую социалистическую революцию. Таким образом, субъективный характер этих построений стал очевидным в ходе практики, показавшей, что, в конце концов, при всем различии форм и средств они неизбежно приводят к одному результату - идейному и организационному кризису.

Последние два десятилетия XIX века отмечены усилением либерального крыла народнического движения, действия которого приобрели особую известность в связи с теорией “малых дел” (С. Н. Кривенко, Я. В. Абрамов), использовавшейся для обоснования реформистской программы и определившей оппортунистическую позицию народников по отношению к самодержавию. Отношения между народниками и марксистами вступили в стадию открытой конфронтации. В этой идейной борьбе вопрос о природе социализма и путях его достижения был одним из главных. Марксисты выступали против ложной утопической основы народнических теорий вульгарного крестьянского социализма, в которых за теорию выдавались неосуществимые пожелания “ вроде уравнительности землепользования при сохранении господства капитала”. Социализм был представлен здесь как понятие вне классовое. Крестьянство рассматривалось как наиболее многочисленный и самый активный элемент в революции, противостоящий рабочим.

Предпосылки социализма усматривались народничеством в общинных формах деревенской жизни - кооперации, артели. Они идеализировали общину, придавая этому понятию абсолютный смысл. Веря в возможность перехода к социализму через развитие общинных форм, идеологи народничества не замечали, что тем самым они не только не способствовали укреплению общности как основы социалистических преобразований, а напротив, подталкивали ее к разрушению. Стремительное развитие в деревне капиталистических отношений развеивало последние иллюзии относительно общины как предпосылки социализма.

 

Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского.

Субъективная школа является, по выражению Геккера, специфически русским направлениям в социологии, наиболее отчетливо выразившим общественно-исторические особенности российской действительности. В истории отечественной науки субъективная школа явилась не просто значительным событием общественной жизни или одним из течений, притом самым широким и влиятельным. Она составила целую эпоху и была представлена такими яркими именами, как П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др.

Унаследовав основные принципы позитивизма, его учения об эволюции и прогрессе, теоретически субъективного направления поставили перед собой задачу путем обращения к фактам истории, общим теориям исторического процесса, к научной литературе по проблемам эволюции органической природы, а также к реалиям социально-исторического и культурного развития России, найти ответы на главные вопросы времени:

· каковы природа, содержание и движущие силы общественного прогресса?

· в чем состоит сущность исторического процесса и какую роль играют в нем отдельные личности?

В трудах основателей субъективной школы, прежде всего в произведениях программного содержания - “Исторических письмах” Лаврова, “Что такое прогресс?” Михайловского, дается разъяснение ее названия: главный предмет исследования общества и человека составляет привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. Объективные же процессы - материальные условия жизни людей, исторические традиции и т. д. - также учитываются, но лишь как факторы инертные, используемого критически мыслящим субъектом в его творческой деятельности.

Вся разнообразная проблематика, субъект социологии, формировалась вокруг единого стержня - субъективного метода. Основу субъективного метода составляет позитивистское деление человеческой истории на три периода:

· объективно-антропоцентрический (первобытный);

· эксцентрический (период разорваности жизни, разделение труда, подавленности окружающей действительностью);

· субъективно-антропоцентрический (когда начинает торжествовать основной принцип субъективного метода: человек - центр земной жизни, все для человека);

Сущность третьего периода Михайловский выразил следующим образом: “ Я - не цель природы, природа не имеет других целей, но у меня есть цели и я их достигну”. Этим пониманием субъективного метода обусловлена его структура:

· пламенное отношение к человеку как он есть, к страдающему человечеству;

· законосообразность;

На всех этапах развития народнического движения субъективный метод использовался его идеологами в качестве главного оружия в борьбе против исторического материализма и марксистской методологии социального познания. Самый общий смысл этого понятия в том, что познающий субъект (наблюдатель) в ходе познания ставит себя на место наблюдаемого, т. е. Субъективный метод есть такой способ познания, при котором объект социологии - “человек - тождественен с субъектом, может быть, в следствии этой тождественности мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не разлучится с ним, т. е. Войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдания, переплачет его слезами”.

Попытки выразить сущность субъективного метода, как принципиально нового и многообещающего средства познания предпринимались неоднократно. Так, Лавров связывал с ним надежды на выведение социологических законов. Процедура его применения, считал он, состоит в том, что социолог ставит себя “на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма”. Михайловский, трактовавший этот метод как “такой способ удовлетворения познавательных потребностей, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого” видел в нем, кроме того, еще и особый способ регулирования деятельности, тот “путь, которым сознательно идем к определенной цели”.

Основоположники субъективного метода обладали могучим интеллектуальным зарядом. В соединении с сознанием высокого гражданского долга он дал мощный импульс к развитию социологической мысли на многие годы вперед. Об этом свидетельствует и широкое использование идей субъективной школы в практике русского революционного движения, и постоянно возникающая потребность обращения к теориям Лаврова, Михайловского на более поздних этапах народнического движения. Лавров и Михайловский обнаружили своеобразие социального факта и убедились в насущной необходимости использовать в социологии оценочные критерии (поскольку социолог имеет дело не только с психологией, но и различными фактами этической, религиозной, правовой и другими сторонами жизни людей).

Большой заслугой Михайловского считается разработка им идея индивидуальности и связанная с этим трактовка понятия истины, объединяющего Правду - Истину и Правду - Справедливость. Тема борьбы за индивидуальность как часть общей борьбы за человеческое достоинство и справедливость составляет главное содержание субъективного метода, его гуманистическую сущность. Серьезной заслугой субъективной школы была пропаганда в России достижений западной социологии. Благодаря заботам Лаврова, Михайловского, других представителей этой школы, русская общественность получила возможность ознакомиться с трудами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, других европейских мыслителей. Тем самым были достигнуты заметные сдвиги в сторону радикализации общественного сознания, сделаны новые шаги по пути к приобщению общественной мысли России к достижениям мирового научного сообщества.

 



2019-07-03 590 Обсуждений (0)
Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)