Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы



2019-07-03 206 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Определение, причины и содержание переходного периода в странах Восточной Европы…………………………………………………………………...……5

 

Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы……………………………………………………………………….10

 

2.1 Последовательность мероприятий и особенности влияния переходного периода на экономику стран региона…………………………………………………………….10

2.2 Оценка современной экономической ситуации в странах Восточной Европы….23

2.3 Внешнеэкономические связи восточноевропейских государств……………...….30

2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы с Европейским союзом...…………...32

 

Глава 3. Перспективы развития экономики стран Восточной Европы…………37

 

Заключение………………………………………………………………………….45

 

Литература…………………………………………………………………………..47

 

Введение

На рубеже 80-х – 90-х годов 20 ст. многолетнее господство тоталитарных режимов в странах Восточной Европы завершилось закономерным крахом.Дискуссии вокруг вопросов, охватывающих социально-экономическую проблематику стран Восточной Европы и ряда им подобных стран других регионов мира, в последнее время становятся все более актуальными. Исследователи-экономисты выходят на уровень осмысления самого феномена стран, в экономике которых преобладает государственный сектор. Указанные государства прошли долгий и непростой путь к реструктуризации экономики. Сегодня некоторые из стран региона стали членами Европейского союза, значительно приблизившись к показателям экономического развития государств ЕС-15. Имея практически одинаковые условия в начале реформ, далеко не все страны региона достигли таких впечатляющих результатов, как его лидеры – Венгрия, Польша, Болгария. И опыт этих стран очень полезен для нашего государства, в котором процесс трансформации все еще продолжается. Поэтому проблемы, поднятые в курсовой работе, очень актуальны сегодня.Цель курсовой работы – выявить сущность процесса перехода от планово-административной экономики к рыночной в странах региона, отследить специфику этого процесса и особенности его влияния на современное экономическое положение государств Восточной Европы.Таким образом, объектом работы выступает экономическое развитие государств восточноевропейского региона.Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:1. Установить причины кризиса экономик стран Восточной Европы, определить сущность переходного процесса и охарактеризовать его основные этапы. Эти проблемы освещены в первой главе курсовой работы.2. Установить зависимость между мероприятиями периода и изменением экономической ситуации в регионе:· Рассмотреть основные этапы переходного периода в хронологической последовательности и выявить изменения в экономике восточноевропейских государств, вызванные ними.· Дать характеристику современному экономическому положению региона. · Рассмотреть внешнеэкономические связи восточноевропейских стран, уделив внимание проблеме евроинтеграции. Этим вопросам посвящена глава 2 курсовой работы.3. Определить пути решения проблем и перспективы дальнейшего развития государств региона (глава 3).

 

 

Глава 1. Определение, причины и содержание переходного периода в странах Восточной Европы

Господство тоталитарных режимов в социалистических государствах Восточной Европы завершилось кризисом экономики восточноевропейских стран.

Среди основных причин этого кризиса можно выделить:

· характер экстенсивного развития натурального хозяйства. В условиях расширенного экстенсивного воспроизводства для поддержания национального дохода на душу населения просто на прежнем уровне требуется, чтобы весь естественный прирост населения переходил в материальную сферу производства. Прирост же национального дохода на душу населения возможен лишь в той мере, в какой прирост занятых в материальной сфере производства опережает естественный прирост населения. Как видим, экстенсивно развивающаяся экономика имеет свой предел по трудовым ресурсам, который носит объективный характер;· не имея достаточного естественного прироста населения для простого воспроизводства в условиях экстенсивной экономики и полностью исчерпав свои возможности в маневрировании трудовыми ресурсами (такими как: вовлечение женщин в народное хозяйство, профориентации школьников на рабочие специальности, а самое главное перекачка трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность), страны Восточной Европы с середины 80-х годов стали ввозить рабочую силу из-за рубежа. Это отмечает начало последней фазы экономического кризиса в них;· экономика социалистических стран далее не может развиваться экстенсивно. Они закономерно пришли к кризису, последней фазой которого могла стать остановка производства.

Выход из создавшегося положения усматривался только в подготовке условий для осуществления кардинальных преобразований. Речь шла о преобразовании тоталитарного общества в правовое и государственно-административной экономики в рыночную. Развертывание процессов трансформации, масштабы и глубина его последствий в отдельных странах значительно различались. Но в каждой из них они были по-своему сложными и тяжелыми.

Для практической реализации этих преобразований требовалось длительное время, обозначаемое как переходный период. Основные характеристики такого периода – его протяженность во времени, социально значимая цена и результативность – оказались зависимыми от многих факторов. К главным из этих факторов в сфере экономики и экономических отношений можно отнести:

1) Исходное экономическое положение в каждой отдельно взятой стране. Уровень развития и сбалансированность экономики существенно различались по странам:

 

Рис.1.1 Показатели ВВП в странах региона в 1990 г. (по ППС; ЕС = 100)

 

Структура производимого ВВП во многом была схожей, однако, по сравнению со странами ЕС не могла считаться прогрессивной. Относительно равновесным характеризовался товарный рынок только в Венгрии и ЧСФР. В других странах спрос на товарном рынке намного превышал предложение.

Свободных рынков труда и капиталов практически не было. Они стала зарождаться только в Венгрии и Польше. В целом значительно различались показатели уровней благосостояния государства и населения.

2) Состояние и тенденции развития борьбы политических сил и движений за определение главных характеристик преобразований. Отторжение тоталитарных порядков в обществе и экономике было почти единодушным. В острых спорах постепенно выделялись и формировались два основных направления системных преобразований – по концепциям неолиберализма или социал-демократии. На практике ни одно из этих направлений в чистом виде не реализовывалось. Наибольшей политической стабильностью в регионе до недавнего времени отличалось положение в Чехии. Следом за ней – Венгрия, Польша, Словакия. Более серьезным оценивалось положение в Болгарии и Румынии. Здесь не раз отмечались принципиальные изменения правительств, но успехами в реальном продвижении реформ особо не отличалось ни одно правительство.

3) Качество действий правительства, включая реализацию принятых в обществе направлений реформирования. Отстранение государства от экономики не может быть полным, иначе появляется вакуум управления. В переходной экономике неизбежно одновременное действие регулирующих функций рынка (сфера свободных спроса и предложения), государственных рыночных регуляторов (сфера косвенно ограничиваемых государством спроса и предложения) и государственных административных мер воздействия на спрос и предложение. Механизмы регуляторов и административных мер должны развиваться по критериям их соответствия передовым достижениям в мире и адаптивности к национальным особенностям в каждой из стран.

Международный опыт позволяет выделить три ключевых направления экономической политики в переходный период:

1. Создание либеральной экономической среды при полном отсутствии или с незначительным ценовым и административным контролем над деятельностью частного сектора, включая внешнюю торговлю и инвестиции;

2. Реализация консервативной финансовой и валютной политики, основными моментами которой являются низкие государственные расходы, нулевой или небольшой дефицит госбюджета, низкие налоговые ставки и невысокие расходы на систему социального обеспечения;

3. Высокая норма сбережений.

При реализации подобной политики некоторым странам удалось добиться темпов экономического роста, значительно превышавших 5% в год в течение длительного периода (в частности, странам Юго-Восточной Азии). Столь непохожие друг на друга страны, как Чили, Ирландия и Маврикий, проводя либеральную экономическую политику и консервативную финансово-валютную политику, добились беспрецедентно высоких уровней сбережений и темпов роста экономики.

Со сложной задачей преобразования тоталитарной экономики в рыночную странам Восточной Европы справиться удалось далеко не в равной мере. Критерием для таких оценок являлись, главным образом, продвинутость рыночных преобразований и динамика конкретных результатов функционирования экономики.

Продвинутость рыночных преобразований – преобразования административной экономики в странах Восточной Европы. Они включали пять важнейших блоков:

· Либерализация экономики – призвана снять административно-правовые барьеры для поощрения легитимной личной инициативы и предпринимательства, а также перевести административно-командные связи в хозяйстве на рыночные основы;

· Стабилизация экономики, в первую очередь в сфере цен, денежно-кредитных и финансовых отношений, а затем и материального производства. Как недостаточно, так и излишне жесткая стабилизационная политика быстро приводят к отрицательному результату;

· Реструктуризация экономики на макроуровне согласно требованиям рыночных отношений – означает замену преобладающей части государственного хозяйствования на частное предпринимательство путем приватизации государственной собственности и управления в сфере хозяйства, а также путем стимулирования учреждения и развития новых хозяйств, основывающихся на негосударственной собственности;

· Формирование условий для реструктуризации экономики на микроуровне, т.е. на уровне непосредственно субъектов хозяйства – предприятий, банков и т.д. (тех, которые к началу преобразований уже существуют). Новые хозяйства должны с самого начала учреждаться и функционировать по рыночным требованиям, иметь структуру деятельности и управления, приспособляемую к требованиям рыночных отношений.

· Реальная адаптация - после проведения макро- и микроэкономических реформ внутристрановые цены будут тяготеть к мировым и таким образом отражать издержки и сигнализировать о дефиците товаров и факторов производства. Однако распределение факторов производства и затрат в рамках компаний, унаследованных от эпохи социализма, может не вполне соответствовать новым ценам с точки зрения как затрат, так и выхода продукции. Какая-то продукция станет неконкурентоспособной в новых условиях. Не исключено, что часть реальных активов окажется устаревшей, а внутренняя и международная конкуренция обострится. Поэтому отдельные национальные компании и вся экономика ощутят трансформационный шок.

Эти пять блоков задач переходного периода взаимосвязаны, и только их сбалансированное и полное достижение может означать смену типа системы хозяйства.

Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы



2019-07-03 206 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.052 сек.)