Состояние рынка кожаной обуви в России.
Экономический кризис. Разразившийся в августе 1998 года, совершенно по–новому перераспределил рыночные ниши потребительского рынка России. Так, уменьшение емкости рынка отечественной обуви обусловлено тем, что за 1997-2002 годы покупательская способность населения сократилась примерно в 2 раза. По оценкам экономистов доля расходов на покупку обуви в семейном бюджете сократилась в 1,5-2 раза, а платежеспособный спрос на обувь уменьшился в 4 раза. Это обусловило определенные трудности в кожевенно- обувной промышленности в России, выразившиеся в сокращении производства с 1997 по 2002 год более чем в 3 раза, и росте цен на обувь из – за высокой стоимости сырья почти в 10,5 раз. Поэтому удовлетворить растущие потребности торговли отечественной обувью полностью не удается.
Производство кожаной обуви в России Таблица №2.1. (млн.пар.) Показатели |
Годы | ||||||||||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | ||||||||||
Производство, всего | 46,8 | 45,3 | 37,2 | 33,4 | 26,4 | 13,0 | |||||||||
Производство на душу населения, пар | 4,6 | 4,4 | 3,6 | 3,2 | 2,6 | 1,3 |
Сегодня Российский рынок открыт для иностранного товаропроизводителя. В результате резкое падение спроса на обувь и никем не планируемое широкое предложение импорта мгновенно сформировали ее избыток на рынке. Если существовавший до распада СССР дефицит высококачественной обуви исключал сколько-нибудь заметную конкурентоспособность производителей, то сегодня реализация обуви стала осуществляться в условиях жесткой конкуренции. Импорт обуви в России за 1997 – 2002 годы увеличился более чем в 2,2 раза и составил 6,5 млн. пар обуви по учтенным данным. Это происходит в основном за счет челночного рынка, составляющего около 82,5%. Ценовой фактор позволил обуви из Китая, Юго-Восточной Азии, Турции, несмотря на ее низкое качество, потеснить на рынке доброкачественную отечественную обувь. Это соотношение равно 40 к 60% соответственно, несмотря на то, что контрольные проверки органов стандартизации и сертификации показали, что доля брака в импортной обуви составляет 21%, а в отечественной – 1,5-2%.
В 1999 году производство обуви составило лишь 15,2 млн. пар. Причем значительная часть обуви ( более 60% ) поставлена в страны ближнего и дальнего зарубежья по бартерным операциям. В связи с этим Рослегпромом поставлена задача ежегодного увеличения производства и реализации обуви в пределах внутреннего рынка. Так, в 2000 году намечено довести ее до 16,7 млн пар. Кроме того, пять кожевенных комбинатов в России производят доброкачественные кожи, но из-за дефицита кожевенного сырья и поставок значительной доли готовых кож на экспорт отечественные обувные предприятия не могут получить кожи в достаточном количестве. Россельхозпром экспортирует до 50% кожсырья за рубеж, чтобы погасить свои отраслевые долги. Поэтому очередной задачей кожевенно-обувной промышленности является задача изыскания более дешевого и качественного сырья за пределами стран СНГ, создание совместных и акционерных предприятий.
Говорить о конкурентоспособности названных товаропроизводителей между собой на товарных рынках республики весьма трудно, поскольку Министерство статистики и анализа России не публикует основные финансово -экономические показатели деятельности данных СП и ОАО. На потребительском рынке республики экономико-статистическим показателем конкурентоспособности субъектов хозяйствования и их продукции может стать рыночная доля как показатель, обеспечивающий сопоставимость эффективности хозяйствования. Она определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта в общем объеме. Увеличение или уменьшение ее в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
По характеру распределения долей рынка можно выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры рынка; со слабой; средней и сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся; с улучшающейся; с ухудшающейся; и быстро ухудшающейся конкурентной позицией. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основе которой легко установить место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации ( табл. ). Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели представляется завоевание н7аибольшего конкурентного статуса на рынке в процессе экономико-состязательного соперничества в сравнении с конкурентами.
Каждый из названных товаропроизводителей имеет свою рыночную долю на рынке кожаной обуви республики. Как представляется, она должна характеризоваться не только конкурентоспособностью продуцента отечественной обуви, но и конкурентоспособностью выпускаемой им продукции. Представим конкурентную карту рынка обуви отечественного производства по рыночной доле.
Конкурентная карта обуви отечественного производства
В России (на 01.01.2002г.)
Таблица №2.2
Классификационные группы по динамике изменения рыночной доли, Т, % | Классификационные группы по рыночной доле. Д. % | ||||
Лидеры | Сильная конкурентная позиция | Средняя конкурентная позиция | Слабая конкурентная позиция | Аутсайдеры | |
43,7 | 43,69-20,1 | 20,0-16,6 | 16,59-0,51 | 0,50 | |
С быстро улучшающейся конкурентной позицией (10,1 и более) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С улучшающейся конкурентной позицией (от 0 до 10) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
С ухудшающейся конкурентной позицией (от –0,1 до –10) | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
С быстроухудшающейся конкурентной позицией (-10,0 и менее) | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Примечание: в матрице выделено 20 типов состояний, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ.
· «Вымпел» на рынке имеет конкурентный статус 6;
· «Красный богатырь» – конкурентный статус 11;
· «Буревестник – конкурентный статус 7;
· Заря свободы, Восток – конкурентный статус 9;
· Парижская коммуна, кубинка ОАО – конкурентный статус13
· Москожкомбинат, Обувная московская фабрика им. Г.В.Муханова – конкурентный статус 5
Анализ потребителей, проведенный фирмой «Инкомаркет» к конце 2002 г., позволил выяснить структуру их предпочтений (для жителей г.Москвы). Некоторые результаты этой работы приведены ниже.
В качестве основного метода получения первичной информации использовалось интервьюирование, проводившееся в различных торговых предприятиях города. Всего было опрошено 145 респондентов.
Портрет респондентов характеризуют следующие данные.
Место жительства
Таблица №2.3.
Количество респондентов | % к числу респондентов | |
Москва Московская область Другой город Другая область Нет ответа Вся выборка | 118 16 4 4 3 145 | 81,4 11,0 2,8 2,8 2,1 100,0 |
Далее все результаты представлены только по москвичам.
Также потребителей распределили по полу, в % к итогу ответов: женщины – 58,47, мужчины – 41,53. всего ответивших – 100.
2019-07-03 | 266 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Состояние рынка кожаной обуви в России. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы