Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историко-психологические проблемы самопознания



2019-07-03 219 Обсуждений (0)
Историко-психологические проблемы самопознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Самопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит "Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объективный диалектический закон, управляющий мирозданием. Все течет, все меняется. Сократ – "Познай логос собственной души". Познать себя м. только ради добра и справедливости, познание себя д.б. целью жизни. Возвел с/п в жизненный принцип, связанный с заботой о душе. Заботиться о приходящем нет смысла, т.к. все предрешено и мы не м. повлиять на ход событий. Мы хозяева в мире своей души, своего разума, об этом надо заботиться. Надо направлять мысль не ко вселенному закону, а к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно. Познание изначально социально, т.к. корениться в общении. Забота о душе – это священная обязанность. Метод – диалог. Платон – душа выступает в качестве начала посредственного м/д миром идей и чувств. вещей. С/п связывает с понятием забота о себе. Познание направлено на бытие (идеи) и дает подлинные знания. " вида высокого знания: 1) рассудок – область идей; 2) разум (ум) –постижение идей. Эпикур – забота о душе, как спасение. Спасение вызвано рождением и смертью. Забота о душе избавляет от страха перед Богами и страданиями. Спасение означает спасение для самого себя. Надо жить настоящим.

У римских стоиков (Сенека, Эпиктет) философия превращается в учение о совершенствовании души (психогогику), или лечение души, как называл ее Сенека. Это своего рода психотерапия, использующая такие методы, как самонаблюдение, разговор с самим собой (солилоквиум), размышление о предполагаемых бедах (паренеза), нравственную проповедь (диатриба), утешение и молитву. (Сенека, Аврелий) – с/п – форма укрепления души. Мир враждебен, важно познать себя, чтобы противостоять внеш. миру. Забота о себе только для себя, а не для др. Необходимо познать законы своей души, чтобы сохранить себя. Душа уникальна, ч-к д. защищать гармонию души. С/п – познание души, а познать душу – познать Бога (Аврелий). Августин: с/п – через познание божественного замысла, ч.\з диалог с внутренним человеком – это истина, кот. человеку предстоит познать. Через диалог с внутр. ч-ком познается замысел о данном человеке. Метод: молитва. Абеляр: с/п направлено на свой собственный путь. Взгляд на себя со стороны. Познавание – узнавание ч-ка это не тоже самое, что ч-к говорит о себе. Декарт: с/п как некий принцип индивид. свободы –главное достоинство ч-ка. Обращается к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. В мысли открывается наше существование: Я мыслю, след-но я существую. Метод – рефлексия. Вплоть до 10 в. с/ перестает быть научной проблемой. Сфера познания, по Локку, ограничена общим количеством имеющихся у нас идей, да и те взаимодействуют не в полной мере. Поэтому наше познание ограничено недостатком идей, недостатком связей между ними и недостаточной степенью изучения идей.

Наконец, рассуждая о реальности нашего познания, Локк говорит, что наши простые идеи соответствуют действительности и надо идти от них. Чем проще идея, тем более верна она, откуда делается вывод, об истинности познания с помощью математики, как относительно простой идеи. Истина - соединение знаков в соответствии с реальностью, следовательно, познание возможно без экспериментов с объектом, и даже, более того, не требует существования объекта

Фрейд – с/п как смысл человеческой жизни. Познание того, что скрыто в б/с-ном. Гуманистич. психология: с/п – основа человеч. развития. Маслоу – самоактуализация (осознание своих мотивов и ценностей); Роджерс – СО (внутренняя сущность, самость); Франкл – смысл. Психосинтез: с/п – познание своих субличностей, проблемы др. (различие своего и чужого). Др. – как условие с/п. Классическая интроспекция - с/п совершается: 1) в анализе рез-тов собствен. д-ти, своего поведения; 2) при осознании отношения др. ко мне; 3) в самонаблюдении своих состояний, мыслей. С/п является основой развития с/контроля и саморегуляции. Интроспекционисты считали, что предметом психологии м.б. только непосредственный опыт, кот. действует "здесь и теперь", а не прошлый. Вундт - проникновение в собственный опыт, переживания. Титченер – данные интроспекции – это сумма человеческого опыта. Джемс – выделял существование "Я" и "Мое". "Я" – мыслящая вещь, субъект восприятия, активное в-во, кот. думает, переживает. Оно является целостным и неделимым, познать его невозможно. "Я" раскрывается в опыте переживания, с/контроля, с/регуляции. "Я" –аспект существования человека. "Мое" – то, что принадлежит субъекту. Выделяют: 1) социальное (титулы, роли, статусы); 2) физическое (тело, одежда, машиан); 3) духовное (цели, смыслы, идеологии). С/п – забота о "моем".Практика самопознания развивается в психотерапии.

Брентано. Предмет психологии - психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источником знания о них Б. считал внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление - как представление, суждение - как суждение, и т.д. Внутреннее восприятие, или внутренний опыт, есть в то же время источник очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем, суждение - именно как то суждение, которое мы высказываем, и т.д. Здесь намечается основной пункт его расхождения с И. Кантом: по Б., внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи-в-себе и явления. Основными признаками отличия психических феноменов от физических являются следующие: 1) все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях; 2) каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета, или направленностью на объект. Б. заново вводит средневековый термин "интенциональный", который становится одним из основных в философии 20 в.

Классификация психических феноменов проводится Б. соответственно их интенциональной природе, т.е. по способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признается или отвергается (суждения - это не комбинация представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля). Из этой классификации вырастает этическое учение Б., основанное на аналогии между третьим и вторым классами: в отличие от представлений они обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного.

 



2019-07-03 219 Обсуждений (0)
Историко-психологические проблемы самопознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историко-психологические проблемы самопознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)