Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление и развитие отечественной психологической науки



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Становление и развитие отечественной психологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.Социокультурные корни. В 60-е гг. 19 в. ослабление цензурногогнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии. В 60-70-е гг. 19 в. – освобождение от крепостного права и общее раскрепощение человеческой личности. Происходит осознание своей самобытности, появляется стремление описать свои национальные психологические качества. Первая попытка осмыслить национальный характер опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала Н.И. Надеждину в 30-е гг. 19 в., кот. предложил программу широкомасштабного описания самими русскими собственных особенностей многие ее поддержали.

2.Отечественная психологическая наука 2опл. 19 в. Середина века. Начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета. Расцвет естественных наук в России наложил естественнонаучный, материалистический отпечаток на развитие психологии. Два направления в проблеме человека. Необходимо было разработать методологию, что привело к вопросу, какой психологии надлежит быть – естественной или гуманитарной, а также на основе какой науки формировать психологию – философии или физиологии. Эти направления сложились в две концепции построения психологии. 1) Чернышевский – антропологический принцип. От Сеченова до Павлова и Ухтомского – его развитие. Это естественнонаучное течение. 2) Юркевич и Соловьев – теологический принцип. Бердяев, Трубицкие, Франкл – развивали его. Это религиозно-философское течение. Борьба этих двух направлений дало много учений, и каждое направление развивалось. Чернышевский Идея единства человеческого организма в противовес дуализму. Психика как один из жизненных процессов этого организма не является самостоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познанной иными средствами, чем те, которыми наука добывает истину о других вещах. Т.е. применение методов, которые используются для познания других вещей. Юркевич - первый оппонент Чернышевского. Аргумент – его учение о двух опытах (мы познаем человеческое существо двояко): внешними чувствами (тело и его органы) и внутренними чувствами (душевные явления). Метод – субъективный. Шел по пути от Декарта (понятие рефлекса). Кавелин о культурной детерминации психики. Исследовал проблемы нравственности в разных ее аспектах. В его концепции зарождаются контуры отечественной психологии личности – идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. Потебня: язык народа как орган, образующий мысль. Принцип историзма – это анализ эволюции умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, впитывающий эти структуры, благодаря усвоению языка. Изменение социальной ситуации в кон.19 в. В России образовались два группы интеллигенции, которые занимались проблемами гуманитарных наук. 1) либерально-народнические взгляды – общечеловеческий с европейским укладом путь развития России. 2) самобытный путь развития России. Они влияние на методологические основы психологии. Разочарования в психологической науке и поворот к религии и мистике. Конец 19 – начало 20 в. – переориентация психологии с материалистической на идеалистическую, связанную с философией и социологией. Научные причины – развитие психологии показало невозможность применения к ней естественнонаучных методов в полном объеме, в особенности к исследованиям явлений гипнотизма, бессознательных структур психики.

3.Университетские профессора. Университетские психологические школы. Конец 19 в. Во всех крупных университетах появляются кафедры психологии. Юркевич поддерживал индуктивный метод и английский ассоционизм. Развивает идеи ассоционизма и доказывает, что все психические процессы формируются благодаря разным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Большое внимание уделяет проблемам нравственности и практическому использованию психологических знаний. Сохранял принцип противопоставления душевных явлений телесным (телесные не входят в область психологии). Соловьев: неохристианская концепция души. Это кульминация поворота в мышлении. Выступил против позитивизма, который господствовал в России. Изучал проблемы нравственности, формирование личности человека, проблемы воли, и сделал их центральными. Основатель христианской философии (рационалистические элементы сознания соединялись с мистическими). Развитие экспериментальной y в России Челпанов: создание Института экспериментальной психологии.Открыт в марте 1914 года. Ланге: естественнонаучная ориентация y. Главный оппонент Челпанова. Создал первую университетскую лабораторию экспериментальной y. Цель – это развитие y как объективной науки. Субъективному методу противопоставил понятие о психическом мире – от низших животных до человека.

Русский путь в науке о поведении. И.М.Сеченов – основатель науки о поведении. Он придал иное значение слову "рефлекс". Доказал, что поведение в целом рефлекторно. Считал, что психическая д-ть строиться по тиру условных рефлексов, включая в себя восприятие среды, переработки инфо и ответную реакцию двигательного аппарата. И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. Им создана международная школа. Ввел понятие "условный рефлекс". Ввел понятие о двух сигнальных системах.

Объективная y Бехтерева. Разрабатывал объективную как y поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, но не отвергал сознание как предмет y.Это два дополняющих друг друга метода. Но рефлексология не может заменить y, потому что невозможно вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов. А.А.Ухтомский – учение о доминанте. Ввел понятие о доминанте, как принципе работы о нервных центрах Пытался дать научное объяснеие соц. природе человеч. психики, кот. порождается др. людьми и включ. в культ. ценности.

Пути развития отечественной y в 20-50 годы 20 в. Реактология Корнилова Попытка разрешить конфронтацию между объективным и субъективным методом. Основной элемент психики – это реакция. Она измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Предложил изучать психические процессы в качестве реакций – восприятие, памяти, воли и т.д. Но фактически экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций. Л.С.Выготский: теория высших психических функций. Предмет психологи – история поведения, включающая различные стадии и уровни субъектных состояний р-ка, эволюцию жизни р-ка. Плюс, принцип деятельности (Басов)



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Становление и развитие отечественной психологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление и развитие отечественной психологической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)