Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я



2019-07-03 263 Обсуждений (0)
Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я 0.00 из 5.00 0 оценок




Различают методы орг-ции иссл-ния:1.Экспер-ное исс-ние, систематическое наблюдение, корреляционное исс-ние. Особенность в том, что иссл-ль пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.2. Естественные экс-нт и наб-ние, беседа и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. 3. Квазиэксперимент. "Промежуточный" между естественными методами проведения исс-ния и методами, где применяется строгий контроль переменных. Теория корр-ного иссл-ния, основанная на представлениях о мерах корреляц-ной связи, разработана К. Пирсоном. Коррел. иссл-е – это исследование соотношения эксперим (искомых) переменных. В корреляционном исследовании проверяются всвязи уже существующих характеристик, все переменные в кор иссл-и выступают как зависимые. Типы: 1. сравнение 2х групп (зависимая – одна и та же выборка в разных усл-х, независимая выборка – две гр-ы в разных усл-х). 2. одномерное иссл-е одной гр-ы в разных усл-х. 3. структурное – статическая связь нескольких переменных. Корр-ное иссл-ниеиссл-е, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.

Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. Различают несколько интерпретаций наличия корреляционной связи м/у 2-мя измерениями:1. Прямая корр-нная связь. Уровень одной переменной непосредственно соотв-ет ур-ю др-й.2. Корреляция, обусловленная 3-й переменной. 2 переменные связаны одна с другой через 3-ю, не измеренную в ходе исследования. Случайная кор-ция, не обусл-ная никакой переменной.4. Кор-ция, обусл-ная неоднородностью выборки.

Корреляционные связи различаются по своему виду. А)Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции.Б)Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с отрицательной корреляцией. В)Нулевой называется корреляция при отсутствии связи переменных. Различают простое и сравнительное кор-нные иссл-ния. В первом случае группа испытуемых однородна. Во втором случае мы имеем несколько групп, различающихся по 1 или нескольким критериям.

Основные типы кор-ного исс-ния.1. Сравнение 2-х групп. применяется для установления сходства или различия 2 групп по выраженности к-л психол-го св-ва или сос-я. 2. Одномерное исс-ние 1 группы, в разных усл-х. 3. Кор-ное иссл-ние попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций. 4. Для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, харак-щих поведение, проводится многомерное корреляционное исследование. 5. Струк-ное кор-е ис-е. Исс-ль выявляет различие в уровне значимых корр-ных зависимостей м/у одними и теми же показателями, измеренными у представителей раз-х групп. 6. Лонгитюдное кор-ное ис-ние. Обработка и интерпретация данных. Первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и более переменными. Выбор меры связи определяется шкалой, с помощью которой произведены измерения.Кор-ое исс-ние завершается выводом о статис-кой знач-сти установленных (или неуст-ных) зависимостей м/у переменными. Квазиэксперимент- принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов. Экспериментальное исследование в психологии отличается тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Нормальным вариантом эксп-го исс-ния является наличие основной и контрольных групп исп-мых.

Различаютисследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных. Поисковый проводится, когда неизвестно, существует ли причинная связь м/у независимой и зависимой переменными. В случае, если существует инфо о кач-ной связи м/у 2-мя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий эксп-т. "Пилотажное исследование" - пробный экснт или серии экс-тов, в кот-х апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке исп-х, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки.

ЭТАПЫ. Часть - обязательна, часть – иногда м отсутствовать.

1. Определение темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы.

2. Этап р-ты с научной лит-рой.

3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Эксп-ная гипотеза д б сформулирована в виде высказывания: "Если... то...". Д.б. конкретизирована и операционализирована. Т.е. входящие в высказывание переменные должны контр-ться.

4. Выбор эксп-ного инструмента. Это методика и аппаратура.

5.Планирование экспе-ного исс-ния Выделение внешних переменных.

6. Отбор и распределение исп-х по группам в соответствии с планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного исс-ния, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой.

7. Проведение эксперимента. Этапы проведения эксперимента. а) Подготовка эксп-нта. б) Инструктирование и мотивирование исп-мых. в) Экспер-вание.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.

9. Выводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными.

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности. Квазиэксп-т – исследоват-й метод, направ-й на установление причинно-следст-ой зависимости переменных, но отличающимся от эксперимента сниженным уровнем контроля за чистотой независимых переменных. Максимально приближен к реальной жизни. Типы: 1. с отсут-ем предварительного уравнивания гр-п. 2. отс-е завершающего контроля. 3. эксперименты – post factum – выбираются испытуемых, к-рые уже подверглись чему-то (землетрясение

 

Планирование научного исследования и составление отчета

Научное исследование – это способ постижения истины. Это исследование основано но норме д-ти – научном методе. Его осущ-е предполагает осознание и фиксацию цели, ср-в исслед-я, ориентацию исслед-я на воспроизведение результата. Различают эмперич. и теоретическое исследование, но – большинство теоретико-эмпирическое.

Виды исследования:

· фундаментальное – направлено на познание реальности без практического эффекта от применения знания; прикладное – проводиться в целях получения знания, кот. д.б. использовано для решения конкретной задачи;

· монодисциплинарное - в рамках одной научной дисциплины;

· междисциплинарное – участвуют специалисты разных областей, проводится стыке нескольких научных дисциплин;

· однофакторные – выявление наиболее существенного параметра;

· комплексные – проводятся с помощью системы методов и методик, посредством кот. стремятся охватить максимальное число значимых параметров.

По целям исслед-я выделяют: поисковое – попытка решения проблемы, кот. никто не ставил и не решал ранее подобным методом; критическое – проверяется в целях опровержения существующей теории, гипотезы, или для поверки того, какая из 2-х гипотез точнее; уточняющее - для установления границ, в пределах которых работает теории;воспроизводящее - точное повторение эксперимента для определения достоверности и надежности. Научное исследование проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть - в некоторых случаях может отсутствовать.

1) постановка задачи (определения его темы, работа с научной литературой, анализ информации);

2) формулировка гипотезы (выбор объекта, уточнение предмета исследования, выбирается место и время его проведения, определяется порядок экспериментальных проб);

3) проведение эксперимента: (подготовка эксперимента (исслед-ль готовит экспериментальное помещение и оборудование), инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование, фиксация результатов);

4) первичный анализ данных (мат. обработка, интерпретация, обобщение, проверка гипотезы);

5) подтверждение или опровержение гипотезы (если опровержение – то необходимо сформулировать новую гипотезу).

Требования к науч. исслед-ю:

1) полученный результат не д. зависеть от времени;

2) исслед-ль д.б. убежден, что найденная им закономерность справедлива для психологич. процессов людей разных культурных сред;

3) последовательность этапов д.б. одной и той же;

4) научный рез-т не д. зависеть от личности исследователя (его мотивов, намерений, интуиции и т.п.), т.е. научный результат д.б. объективен.

Эти требования относятся к идеальному исслед-ю и его идеальному результату. Т.о. реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат приближенный к идеальному. В ходе "реального исслед-я" исслед-ль принимает во внимание часть реальности, абстрагируясь от ее других сторон. Эта часть – "исследуемая реальность" – является предметом исследования. Соответствие реального исследование идеальному - внутренняя валидность. Соответствие реального исследование изучаемой объективной реальности - внешняя валидность. Отношение реального исследования к реальности – теоретическая (прогностическая валидность).

Планированиеисслед-я - центральный этап всей процедуры. Оно необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.

Интерпретация результатов. Итог любого исслед-я – преобразование"сырых" данных в решение об обнаружении явления, о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение/опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств/различий, связей д.б. интерпретировано как подтверждение/опровержение экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – для организации эксперимента, а статистическая – для сравнения регистрируемых параметров, т.е. для математической интерпретации данных. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезы о различиях поведения контрольной и экспериментальной группы. Нуль-гипотеза – гипотеза о тождественности групп. При статист. выводе возможны различные варианты решений.

Иссле-ль м. принять/опровергнуть нуль-гипотезу, но она м.б. объективно верной или ложной. Т.о. 4 исхода:

1) принятие верной нуль – гипотезы;

2) отвержение верной нуль – гипотезы;

3) принятие ложной нуль – гипотезы;

4) отвержение ложной нуль – гипотезы.

Два варианта – верны, а два – нет. Это будут ошибки 1-го (2) и 2-го (3) рода. Чем больше число испытуемых, тем выше статистическая достоверность вывода, тем меньше вероятность ошибок 1-го рода.

Влияние ожиданий экс-ра на рез-ты исслед-я. Ожидания экспериментатора м. привести к его неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого.

Участие в эксперименте порождает ряд поведенческих проявлений:

1) эффект плацебо – испытуемые считают, что препарат или действия врача помогают. В основе – мех-мы внушения и самовнушения;

2) эффект Хотторна – испытуемые расценивают привлечение к участию в экс-те как проявление внимания к нему лично, это приводит к тому, что исп-ый ведет себя так, как ожидает экс-тор;

3) эффект фасада – испытуемый стремиться проявить себя с лучшей стороны, дает те ответы, кот. высоко оцениваются экс-тором (по его мнению).

Ограничение генерализации выводов и рез-в исслед-я.

1) биологические (пол, возраст, раса, физич. здоровье),

2) социокультурные (проблема возможности распространения данных на представителей др. народов и культур, уровень образования, доходов, классовая принадлежность и т.п.).

Требования к оформлению:

1) введение (объект, предмет, гипотеза, задачи и.т.п.);

2) метод, особенности процедурного исслед-я;

3) методики и аппаратура;

4) рез-ты;

5) обсуждение рез-тов;

6) ссылки на источники;

7) приложения.

Формы предоставления рез-тов исслед-я:

1) квалификационная (курсовая работа, диплом, диссертация и т.п.);

2) научно-исследовательская: - графическая (схемы, графики), - символическая (знаки, символы), - текстовая, - предметно-образная (макеты, модели, фильмы).

 



2019-07-03 263 Обсуждений (0)
Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)