Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие об ощущении и восприятии



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
Понятие об ощущении и восприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




Ощущение- отражение отдельных св-в предметов и явлений объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы органов чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из3-х частей: рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия, т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Классификации ощущений и рецепторов: В 1898 г. Вундт классифицировал рецепторы в зависимости от адекватных раздражителей: механорецепторы. Находятся в коже, мускулах, сухожилиях и стенках сосудов; хеморецепторы – чувствительны к химическим свойствам; фоторецепторы – чувствительны к свету.

1906 г. Ч.Шеррингтон выделил 3 группы ощущений:

1. интероцептивные (органические) – ощущения, которые сигнализируют о протекании обменных процессов внутри организма (хемо-, механорецепторы)

2. экстероцептивные – ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на внешней поверхности тела (зрения, осязания, обоняния, вкуса)

По характеру воздействия объекта на рецептор – выделяют контактные – отражение качеств объекта, которые непосредственно воздействуют на рецепторные поверхности (осязание, вкус); и дистантные – отсутствует прямой контакт рецептора с объектом, но раздражение в виде отраженных объектом лучей света или вызванных им колебаний воздуха присутствует.(зрительные, слуховые). Обонятельные занимают промежуточное положение.

3. проприоцептивные (кинестетические) отражают движение и относительн.положение тела. (рецет.распол. в мышцах, суставах, сухожилиях).

По времени возникновения в ходе эволюции: Наиболее древней является органическая (прежде всего-болевая) чувствительность, затем появились контактные (тактильная) формы. Самые эволюционно молодыми являются слуховые, зрительные системы рецепторов.

По типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. Чувствительности, вибрационные, температурные, статические, кожные, интерорецептивные (внутр.органы) и т.д).

Свойства:

1. модальность – способность обрабатывать специфические стимулы или раздражители. (спос. улавливать цвет, тон, вибрацию, звук)

2. интенсивность – отражает количественною сторону воздействующего раздражителя (яркость ощущений)

3. локализация – образ ощущений. Содержит элементы пространств. расположения раздражителя.

4. длительность – отрезок времени, в течении кот. происходит воздействие на орг.чувств.

Закономерности:

1. последействие – прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбужд. в корковых частях анализатора. Бывает с положительным последовательным образом (образ соответствует действию ощущения) и с отрицательным (образ не соответ. действию ощущения). Эффект последействия: смещение действия ощущения относительно раздражителя.

2. адаптация – это приспособление к чувствительности к постоянно действующему раздражителю, который проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности.

3. взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой анализаторной системы. 2 формы: синестезия – возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя др.модальности; сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов

Количественные характеристики ощущений:

1. нижний порог – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (J0); верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интерва между ниж. И верх.поргами – диапазон чувствительности.

2. дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. (*J). Величина *J пропорциональна интенсивности сигнала J. *J/ J=K – закон Вебера.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямопропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера).

5. Временный порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация – изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (понижение/повышение чувствит-ти); сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд. внешн. мира на орг. чувств.; заключается в отражении объектов в совокупности свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Результатом восприятия является перцептивный образ. Дает целостный образ предмета или явления.

4 операции: обнаружение, различение, идентификация, опознание.

Восприятие бывает:

- непреднамеренное (непроизвольное)- преднамеренное – при участии воли. Может выступать как самост. деят-ть – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.

2 теории восприятия:

1. теория гештальта (образа): нервная система воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: форма, цвет, движение – как единое целое.

2. бихевиоризм: реально существую только элементарные (одномодальные) сенсорные функции. Только головной мозг имеет способность к синтезу.

Восприятие вкл. активный двигательный компонент (напр., движение глаз, руки) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности т- апперцепция.

Свойства восприятия:

1. Целостность – отражение не изолированных качеств предмета, а отношений между ними)

2. Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторных поверхностях.

3. структурность - восприятие стуктуры (узнать мелодию, если ее исполняет оркестр, рояль, голос).

4. осмысленность – отражение актов восприятия общественно-исторического значения объекта, выраженного словом.

5. избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими.

6. активность и историчность – обусловленность восприятия конкретными условиями деятельности и прошлым опытом субъекта

7. предметность – соотнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире с самими предметами, а не с отдельными участками анализатора.

8. апперцепция – осмысленность восприятия в соответствии с прошлым опытом.

Характеристики восприятия:

Объем – количество одновременно воспринимаемых объектов

Быстрота – время, необходимое для адекватного восприятия

Точность – адекватность перцептивного образа действительному объекту

Полнота – степень адекватности

Надежность – длительность точного восприятия.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Нарушения восприятия.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям – гиперстезия. Противоположность – гипостезия – понижение восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением либо с депрессией.

Агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков, цветов, изображенийГаллюцинации – восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса и т.д.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Псевдогаллюцинации – образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее (голоса звучат внутри

 



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
Понятие об ощущении и восприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие об ощущении и восприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)