Понятие об ощущении и восприятии
Ощущение- отражение отдельных св-в предметов и явлений объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы органов чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из3-х частей: рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия, т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Классификации ощущений и рецепторов: В 1898 г. Вундт классифицировал рецепторы в зависимости от адекватных раздражителей: механорецепторы. Находятся в коже, мускулах, сухожилиях и стенках сосудов; хеморецепторы – чувствительны к химическим свойствам; фоторецепторы – чувствительны к свету. 1906 г. Ч.Шеррингтон выделил 3 группы ощущений: 1. интероцептивные (органические) – ощущения, которые сигнализируют о протекании обменных процессов внутри организма (хемо-, механорецепторы) 2. экстероцептивные – ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на внешней поверхности тела (зрения, осязания, обоняния, вкуса) По характеру воздействия объекта на рецептор – выделяют контактные – отражение качеств объекта, которые непосредственно воздействуют на рецепторные поверхности (осязание, вкус); и дистантные – отсутствует прямой контакт рецептора с объектом, но раздражение в виде отраженных объектом лучей света или вызванных им колебаний воздуха присутствует.(зрительные, слуховые). Обонятельные занимают промежуточное положение. 3. проприоцептивные (кинестетические) отражают движение и относительн.положение тела. (рецет.распол. в мышцах, суставах, сухожилиях). По времени возникновения в ходе эволюции: Наиболее древней является органическая (прежде всего-болевая) чувствительность, затем появились контактные (тактильная) формы. Самые эволюционно молодыми являются слуховые, зрительные системы рецепторов. По типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. Чувствительности, вибрационные, температурные, статические, кожные, интерорецептивные (внутр.органы) и т.д). Свойства: 1. модальность – способность обрабатывать специфические стимулы или раздражители. (спос. улавливать цвет, тон, вибрацию, звук) 2. интенсивность – отражает количественною сторону воздействующего раздражителя (яркость ощущений) 3. локализация – образ ощущений. Содержит элементы пространств. расположения раздражителя. 4. длительность – отрезок времени, в течении кот. происходит воздействие на орг.чувств. Закономерности: 1. последействие – прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбужд. в корковых частях анализатора. Бывает с положительным последовательным образом (образ соответствует действию ощущения) и с отрицательным (образ не соответ. действию ощущения). Эффект последействия: смещение действия ощущения относительно раздражителя. 2. адаптация – это приспособление к чувствительности к постоянно действующему раздражителю, который проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности. 3. взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой анализаторной системы. 2 формы: синестезия – возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя др.модальности; сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов Количественные характеристики ощущений: 1. нижний порог – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (J0); верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интерва между ниж. И верх.поргами – диапазон чувствительности. 2. дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. (*J). Величина *J пропорциональна интенсивности сигнала J. *J/ J=K – закон Вебера. 3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. 4. Интенсивность ощущения (Е) прямопропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера). 5. Временный порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. 6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация – изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (понижение/повышение чувствит-ти); сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд. внешн. мира на орг. чувств.; заключается в отражении объектов в совокупности свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом восприятия является перцептивный образ. Дает целостный образ предмета или явления. 4 операции: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Восприятие бывает: - непреднамеренное (непроизвольное)- преднамеренное – при участии воли. Может выступать как самост. деят-ть – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. 2 теории восприятия: 1. теория гештальта (образа): нервная система воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: форма, цвет, движение – как единое целое. 2. бихевиоризм: реально существую только элементарные (одномодальные) сенсорные функции. Только головной мозг имеет способность к синтезу. Восприятие вкл. активный двигательный компонент (напр., движение глаз, руки) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности т- апперцепция. Свойства восприятия: 1. Целостность – отражение не изолированных качеств предмета, а отношений между ними) 2. Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторных поверхностях. 3. структурность - восприятие стуктуры (узнать мелодию, если ее исполняет оркестр, рояль, голос). 4. осмысленность – отражение актов восприятия общественно-исторического значения объекта, выраженного словом. 5. избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими. 6. активность и историчность – обусловленность восприятия конкретными условиями деятельности и прошлым опытом субъекта 7. предметность – соотнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире с самими предметами, а не с отдельными участками анализатора. 8. апперцепция – осмысленность восприятия в соответствии с прошлым опытом. Характеристики восприятия: Объем – количество одновременно воспринимаемых объектов Быстрота – время, необходимое для адекватного восприятия Точность – адекватность перцептивного образа действительному объекту Полнота – степень адекватности Надежность – длительность точного восприятия. Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека. Нарушения восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям – гиперстезия. Противоположность – гипостезия – понижение восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением либо с депрессией. Агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков, цветов, изображенийГаллюцинации – восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса и т.д.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Псевдогаллюцинации – образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее (голоса звучат внутри
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |