Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННАЯ ЗАП-НАЯ ФИЛОСОФИЯ.



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННАЯ ЗАП-НАЯ ФИЛОСОФИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее характерная черта - плюрализм (множественность).

Среди множества течений и школ в данный момент наблюдается переориентация, в связи с тем что идет поворот к человеку как к субъекту философии. Успех, деятельность человека - вопросы прагматизма (США, рубеж 19 века).

НЕОПОЗИТИВИЗМ Представители: М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Рейхенбах, Гемпель, Шольц.

Позитивизм - более раннее философское течение, возникшее в 30-е годы 19 века. Если говорить о первой стадии позитивизма, то надо сказать о Г. Спенсере и О. Канте. В их лице позитивизм сделал бурное развитие естественных наук, которое наблюдалось в это время. Тогда был накоплен высокий потенциал и возник вопрос что же такое философия. Каждая наука дает позитивное знание, а философия как наука не может давать, с их точки зрения, нового знания.

Тезис: философские проблемы - псевдопроблемы, лишенные научного смысла. Роль философии - систематизация материала, который предоставляется другими науками. Но первые представители позитивизма не отвергали право философии на существование. далее проблема предмета философии решалась по-разному. Возникло несколько течений: махизм (Э. Мах), эмпириокритицизм (Э. Мах, Авенариузм), неопозитивизм.

НЕОПОЗИТИВИЗМ. Вопрос о предмете философии. Все философские проблемы лишены научного смысла, так как научные - те проблемы, которые проверены на опыте и сравнены с фактами, а, так как философские проблемы не могут быть проверены на опыте, философия не существует. Они выдвинули положение о том, что роль философии - это логический анализ языка науки, деятельность по выяснению смысла, содержание понятий. Это деятельность, носящая подчиненный характер. Прежде всего для философии необходим анализ суждения с точки зрения возможности на существование.

СУЖДЕНИЯ: ВНЕНАУЧНЫЕ, НАУЧНЫЕ, ИСТИННЫЕ, ЛОЖНЫЕ. Научные - могут быть сравнены с другими фактами. Философские суждения не имеют права на существование, так как лишены смысла, не могут быть подтверждены.

Существует несколько вариантов доказательства научности суждений. Необходимо осуществить метод проверки суждений на их осмысленность. ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ. - Это основной способ. Суть - сопоставление научных положений, претендующих на научные, с данными опыта. Как это сделать? Любая научная теория включает в себя ряд общих положений, которые не могут быть сравнены с фактами (гипотезы, общие потенции и теории). Поэтому сопоставление невозможно. Выход - описание теории необходимо раздробить на более мелкие факты пока они не достигнут такой узости, чтобы их можно было сопоставить. В дополнение к принципу верификации - КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ.

Сих точки зрения целый ряд общих теорий может считаться истинным, если они результат договора между представителями той или иной отрасли знаний (налицо субъективный идеализм).

ФИЗИКАЛИЗМ. Предполагается все теории излагать на языке математической физики.

В области логики, математики неопозитивисты достигли очень больших успехов. Неопозитивизм также представляется в виде исторически развивающейся системы взглядов. Сначала - логический позитивизм. Затем возникает лингвистический позитивизм. Делает предметом изучения обыденный язык. Говорили, что многие противоречия в обществе можно объяснить нечеткостью понятий.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Представители: К. Ясперс, Ж. П. Сартер, А. Камю, М. Хайдегер, Бердяев, Бубер, Дель-тей. От экзистенцио - существование. Центральная проблема - человек, его существование исходя из его задат-ков. Истоки - в русской фил. мысли. (Достоевский "цель жизни - тайна чел-кого бытия", Бердяев, Л. Шестов. Русские фил. предвосхитили проблематику зап. экзистен-циалистов. Осн. положение: сущ-ние предшествует сущ. . Возник в Герм. после I мировой войны (М. Хайдегер, К. Ясперс), затем перешел во Францию (Ж. П. Сартер, А. Камю). Распадается не только по террит., но и по отнош. к религ.: атеистический и религиозный. О сущ-ти они говорят не об абстракции, а о сущн. по отнош. к чел. Пон. природа человека не сущ. Чел. рождается и вся его деят-ть сводится к тому, что он становится человеком. Человек сам себя делает (выбирает свой тип). И этот тип зависит от человека, условий его обитания. Подчеркивается:1. свобода (выбора типа) Если он свободно выбирает самого себя, то сущ. ответс-сть за самого себя. 2. ответственность Человек ответственен не только за себя, но и за все чел-во. Выбирая себя человек экстрополирует (переносит понятие чел-ка) и на все об-во. Вопрос о взаимосвязи чел. с об-вом. Чел. выраж. себя через связь с об. вом. В связи с этим экзистенциализм выдвигает ряд категорий: подлинное и непод. существование. Экзист-ты считают, что человек в об-ве влачит не подлинное существование. Он свободен теорет., а практич. зависит от нравов, мышления об-ва. В технизированном обществе человек теряет свое Я. Чтобы не идти в разрез с обществом человек должен приспос-ться к нему. Поэтому одна из характерных черт человека - КОНФОРМИЗМ. Чтобы жить человек должен потерять свою индивидуальность. Человек может стать самим собой и возвратить свое Я только в экстремальных условиях (пограничных ситуациях). Это события (ситуации) в человеческой жизни, при кот. человек забывает о контроле об-ва: страх, смерть, отчаяние, болезнь.

Прагматизм. Философия прагматизма, главыми представителями которой явл. Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др., получила распростр. в США. Она зафиксировала в себе, но при этом и неоправд. абсолютизировала факт изменчивости, непостоянства объективного мира. Опыт - это не плавный, спокойный поток событий, текущих в ясно видимое будущее; скорее это серия неожиданных ситуаций, в которых наш кругозор ограничен рамками сложившихся в данный момент условий, требующих от нас принятия быстрого решения. Постоянное возникновение чего-то непредвиденного создает реальные опасности, труднос. ти и проблемы. Для того чтобы действовать безошибочно, неооход. эфективныйинструмент регуляции поведения. Им явл. интеллект. Согласно Дьюи, функция интеллекта состоит не в том, чтобы копировать объекты. окружающего мира, а скорее в том, итобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектамй. Задача человека заключается в том, чтобы наилучшим образом устроиться в мире, а задача прагматизма помочь ему в этом. В рамках данной философии понятие опыта получает особое толкование. Фактически мир нашего опыта есть единственно реальный мир подлинных ценностей, то есть всего того, к чему мы стремимся, чем дорожим и что хотели бы сохранить в своей жизни. Отсюда познание есть не что иное, как вид действия, или деланья, направленного на сохранение ценностей, достижение блага. Такое понимание познания принципиально отождествляет истину и ценности. Истина, считает Джемс, есть то, во что нам лучше, выгоднее всего верить. Поскольку же деятельность, или деланье, сводится к привычке, осознаваемой как устойчивое верование, то сама истина, отождествляемая с ценностью, также сводится к прагматически истолковываемому верованию. Верование же определяется как готовность. действовать определенным образом. Это значит, что если возникает необходимость каких-то общественных изменений, то универсальным средством таього изменения выступает изменение привычек, отказ от старых и выработка новых, более полезных и эффективных. Таким образом, все сводится к замене одной веры другой.

Разновидностью прагматизма является инструментализм, рассматривающий понятия, идеи как имеющие лишь операциональное значение, то есть выступающие как инструменты действия. Согласно Дьюи, понятия подучают свое содержание не из объективного мира, а из действий и операций субъектов. Они поэтому не открывают нам никакой объективной реальности и не имеют никакого отношения к тому, что есть, но только к тому, что может или должно быть. По безоговорочному утверждению Дыои, понятие есть в сущности синоним соответствующего набора операций. Следовательно, истина в инструментализме определяетс, я как полезность, или ра5отоспособность понятия. Критиковать философию прагматизма здесь сколько-нибудь подробно не имеет смысла, ибо она сама достаточно красноречиво свидетельствует о всех своих сомнительных <достоинствах >.

 

Неотомизм. Наиболее влиятельным напривлением современной религиозной философии является неотомизм, получивший свое название от иыени средневекового богослова Фомы Аквинского Ж Маритен, Э. Жильсон,  Й. Бвхеньский, М. Грабман и др.) и широко распространенный в странах католического вероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина, характеризующаяся стремлением синтезировать в цеюстную гармоническую систему прямо противоподожные принципы веру и разум, религию и науку. В этом синтезе и заключается ее сокровенный смысд. Неотомизм претендует на <цельную и оптимистическую -концепцию мироздания, счи тая всю историю филоеофии, начинан с эпохи Возр. неоправданной цепью заблуждений. Для него мир-не абсурд, не арена < заброшенности > человека, как у зкзистенциалистов не игрушка произвольной человеческой активности, как у пргматистов матистов, не цепь логической данности, как у неопозитивистов а <<реальное творение благого бога>, заслуживающего полного <принятия> и почтения к его внутренним законам.

Мир подчинен сверхъестественным силам. Наука познает лишь естественный, а религия - высший, сверхъеств. мир. Сокровенная тайна мира находится в руках религии, наука же представляет собой низший вид знания. Истины науки, философии и религии повествуют об одном и том же, но на разных уровнях: разум науки довольствуется сферой лишь внешнего него опыта, а постижение абсолютной истины и сокровенного смысла смысла доступно лишь откровению. Мистика и рассудочность метафизическая спекуляция и ходы мысли, построенные по принципу точных наук, архаичность, консерватизм и подчеркнутая динамичность, современность - все это создает ту "томистскую эйфорию>, которая вызывает гипнотическую иллюзию целостного, законченного учения, будто бы призванного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы, дать ответы на все вечные проблемы бытия и смысла человеческой жизни.

ИОГАНН ФИХТЕ (1762 - 1814)

Обладал мгновенной памятью 1780 - студент теологии; (теология - учение о боге - богословие) Интересовался философией, литературой, юриспруденцией. Был домашним учителем из-за материального положения. Рано познакомился с философией Канта. Отправился в Кенинсберг, чтобы встретить его и поговорить. Написал "Опыт критики всяческого откровения", это понравилось Канту. Он помог издать ее (без указания автора). Все прочитавшие ее подумали, что автор - Кант, но впоследствии все объяснилось.

Существенную роль в жизни Фихте играл Гете (Герм.), который благодаря своему авторитету помогал Фихте. Так, Фихте был приглашен на должность профессора в Иенском университете в 1794-1799.

Фихте отличался демократическими взглядами, которые пользовались большой популярностью. Его обвинили в атеизме. Когда Наполеон оккупировал Германию, Фихте переехал в Берлин. С риском для жизни произносил патриотические речи, в которых призывал к политическому единству нации.

1810 - основан Берлинский ун-т. Фихте стал не только йпервым профессором философии, но и первым ректором. Умер в 1814 от тифа

ФИЛОСОФИЯ

"Чем больше я действую, тем счастливее себя чувствую". Основная жизненная установка - "Действовать, действовать - вот то, ради чего мы существуем"

Философия подразделялась на:

- теоретическую

- практическую

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - получила название "наукоучение"

1794 - "О понятии наукоучения, или о т. н. философии"

1796 - "Первое введение в наукоучение"

"Второе . . .

"Опыт нового наукоучения"

1800 - "Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии". Это простое и ясное изложение его учения

УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ

Если мы признаем свободу человеческого духа, то мы должны прийти к отрицанию объективного, внешнего, существующего вне нас мира

Подверг критике положение Канта о "существовании вещей вне нас" Вне человеческого сознания ничего не существует и не может существовать

"Начало физической философии должно стать мыслящее Я, из которого выводится все содержание мышления и самой чувственности"

В том и состоит сущность критической философии, что в ней устанавливается некое абсолютное Я как нечто совершенно безусловное и ничем выше не определимое.

Я я не Я

Я - то, что относится к моему сознанию; само сознание не Я - продукт моего сознания. человеческое Я - основа всего существующего (как у Беркли)

Что является первичным: мышление или бытие? - основной вопрос философии

Материализм и идеализм противоположно решают этот вопрос можно объяснить, как бытие возникает из мышления обратно - нельзя

Материализм отождествлялся с догматизмом Основная проблема - проблема, как возможно мышление, является ли оно первоначалом, или оно вторично

Индивидуальное мышление - основная философская проблема

"Мысли в себя и подмечай, как ты это делаешь. Вникни в самого себя, отвлекись от внешнего"

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ состоит из этической системы и социально-исторической части

Фихте обращает основное внимание на человеческую активность. Активность должна быть направлена на получение свободы. Но в то же время человеку вменялось в обязанность уважать свободу других людей. Это единственное, что ограничивает свободу личности.

"Стать свободным и достичь этого благодаря своей активности" - нравственный долг человека Личность в принципе должна находиться в подчинении государству     ВЫВОД: Свобода не может быть абстрактной, она должна сочетаться с необходимостью В социально-политических воззрениях - "утопия" замкнутого торгового государства

1800 - отражение нового этапа



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННАЯ ЗАП-НАЯ ФИЛОСОФИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННАЯ ЗАП-НАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)