Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация наставничества



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Организация наставничества 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80­х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог­-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

· на требования к организации учебного процесса;

· требования к ведению школьной документации;

· формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

· ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

· механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

· практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

· разработки программы собственного профессионального роста;

· выбора приоритетной методической темы для самообразования;

· подготовки к первичному повышению квалификации;

· освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

· подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

    Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

 

1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

    На "адаптационном" этапе приступая к работе с молодым педагогом, наставник обращает внимание на:

· требования к организации учебного процесса;

· требования к ведению школьной документации;

· формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

· механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Кроме того, наставник старается обеспечивать поддержку молодым педагогам в области:

· практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

· разработки программы собственного профессионального роста;

· выбора приоритетной методической темы для самообразования;

· освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

· подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

    Профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом "адаптационном" этапе наставником организовывается система диагностического сопровождения с молодых специалистов, которая включает в себя вводное анкетирование (приложение 1), тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Цели анкетирования:

· выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

· проследить достижения молодого педагога по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы.

На первом этапе проводится диагностика, используя методики оценки профессиональной направленности личности учителя, которые подтвердили наши прогнозы, показав высокий уровень общительности, организованности, интеллигентности, направленности на предмет.

    Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с его наставником. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

    Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики наставником выявляются проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом работы на первом этапе эксперимента является посещение наставником уроков молодого специалиста и выявление возникающих у них затруднений.

    На "проектировочном" этапе наставником в зависимости от цели определяется форма методической работы. Разработка индивидуального плана профессионального развития, в котором заявлеяются следующие приоритетные направлении:

– исследование системно-деятельностного подхода к процессу обучения;

– использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка с методикой преподавания;

– формирование информационной культуры молодого специалиста.

В плане профессионального становления и развития молодого специалиста определяют три этапа:

    1.Совместная работа наставника и молодого специалиста.

    Составляется программа совместных действий по адаптации молодого специалиста к своей новой роли в качестве преподавателя, определяется последовательность шагов для решения выявленных проблем.

    Изучаются нормативные документы, проанализирована основная и дополнительная литература, определяется роль ИКТ в системе преподавания.

    2.Совместно-разделённая деятельность наставника и молодого специалиста.

    На втором этапе исследовали системно-деятельностный подход к процессу обучения, рассмотрев в деталях все три вида деятельности учителя и учащихся (совместная, совместно-разделённая, самостоятельная), что помогло понять молодому педагогу целесообразность и необходимость разработки технологической карты урока.

    На данном этапе наставник использует творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы. Большую эффективность, по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков), имеют новые нетрадиционные, или модернизированные психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-­педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-­мастерами ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

    Самое пристальное внимание в работе с молодым специалистом обращается на использование на уроках иностранного языка современных образовательных технологий.

    Реализуя метод проекта пользуется прием создания проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий. В наших условиях главная идея любого проекта – развитие личности учащегося при максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности, когда хорошо просматривается связь между теоретическим освоением знаний и практическим их применением.

    Важен и тот факт, что в основе совместной деятельности наставника и его молодого ученика лежит мотивация обеих сторон, а значит, любая идея с той или с другой стороны находит быстрое решение, главное, уметь выстроить диалог. По этому поводу М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».

    Совместно с молодым специалистом ставятся задачи профессионального роста: преодоление монологизма на уроке; создание ситуации, направленной на преодоление комплекса молчащей личности; выстраивание мыслительной деятельности студента; создание ситуации сотворческого переживания и, как следствие, развитие творческого потенциала педагога, способного не только освоить, но и оценить эффективность проблемного метода обучения, найти свой путь решения возникшей трудности, быть готовым к вариативности творческого и мыслительного поиска, в преодолении возникших на данном пути противоречий. Использование эвристического метода позволяет избежать субъектно-объектной ситуации подчинения учащегося преподавателю, выстроить отношения до уровня межличностного общения. При условии использования такого метода способы достижения обозначенных преподавателем результатов могут быть каждый раз новыми, творчески переработанными, уточнёнными за счёт отсутствия авторитарной позиции преподавателя.

    Усилия наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Также на подбор формы и методы обучения молодого учителя в процессе их инновационной деятельности.

    Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

    Всё это становится стимулом для молодых педагогов в самосовершенствовании, способствовует их профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодыми учителями позволяет руководителям образовательных учреждений, педагогам­-наставникам быстро и качественно решать задачи их профессионального становления, включать в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать профессиональную компетентность.

 



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Организация наставничества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация наставничества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)