Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная тематика рефератов по курсу



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Примерная тематика рефератов по курсу 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология научных

Исследований

Учебное пособие для магистров

 

Учебное пособие предназначено для студентов магистратуры и аспирантуры, прежде всего экономического профиля. Цель пособия — сформировать у начинающих исследователей ясное понимание того, с какими проблемами сталкиваются ученые, стараясь добыть новые знания. Однако рассматриваемые в учебнике методологические проблемы, процедуры и уровни научных исследований имеют общенаучный характер, поэтому ничто не мешает пользоваться учебником магистрам, студентам и аспирантам всех специальностей.

Содержание пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессио нального образования третьего поколения и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.

Для студентов аспирантуры и магистратуры учебных заведений экономического профиля, а также для обучающихся по другим специальностям.

Оглавление

Предисловие ............................................................................................5

Глава 1. Логика, процедуры и уровни научного исследования ..10

1.1. Терминология научного исследования ..........................................11

1.2. Эмпирические уровень и процедуры научного исследования ….23

1.3. Теоретический уровень научного исследования .........................31

1.3.1. Проблема, гипотеза, концепция……………………. …….............. 31

1.3.2. Научная теория. Сущность, структура и функции ..........................37

Выводы ......................................................................................52 Контрольные вопросы и задания ..........................................................53

Глава 2. Основные философско-методологические проблемы научных исследований .......................................................................54

2.1. Понятие знания и познания ...........................................................55

2.2. Мировоззрение как основа исследовательских процедур ...........61

2.3. Понятие истины в научных исследованиях ..................................68

2.3.1. Проблемы установления истинности знаний .................................69

2.3.2. Истина как «маркер» упорядоченности ......................................... 73

2.4. Проблема демаркации, или что такое Наука?............................79

2.5. Основные философско-методологические концепции ...............86

Логический эмпиризм ................................................................................ 86

Выводы .................................................................................................115

Контрольные вопросы и задания ......................................................116

 Глава 3.         Методологические проблемы научных исследований в экономике ...............................................................117

3.1.    Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке ..................................................117

3.2.    Онтологическая проблема экономической науки ..............141

3.3.Гносеологическая проблема экономических исследований ......163

Выводы ....................................................................................168 Контрольные вопросы и задания ....................................................168

Глава 4.     Трансдисциплинарные методы

в экономических исследованиях .....................................................170

4.1. Состояние и проблемы системного подхода ..............................170

4.2. Концепция трансдисциплинарной методологии .......................188

4.2.1. Модель информационной единицы порядка .................................195

4.2.2. Модель временной (темпоральной) единицы порядка .................200

4.2.3.Модель пространственной единицы порядка ................................212

4.2.4. Гармония и дисгармония временных и информационных аспектов процесса развития ………………………………………………………..216

Выводы .....................................................................................222 Контрольные вопросы и задания ............................................223 Заключение .........................................................................224 Глоссарий ............................................................................................229

Примерная тематика рефератов по курсу

«Методология научных исследований» ............................246 Рекомендуемая литература ...............................................250 Приложение ......................................................................................255

          Предисловие

Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут просты.

Соломон. Притчи

Мы не случайно взяли эпиграфом книги слова библейского мудреца. Проблемы «обдумывания стези» привлекали внимание мыслителей, ученых и философов еще в древности, начиная с античной эпохи. Однако активная дифференциация научных направлений в ХХ в. обусловила настоящий бум в изучении этих проблем, причем не только среди философов, но и значительного числа представителей конкретных наук. Прогресс человечества, достижения в области естественных наук, с одной стороны, и очевидная «слабость» в достижениях общественных наук, особенно экономической, проявившаяся в условиях глобализации человеческой деятельности, вновь и вновь актуализирует вопрос о том, что такое наука. В настоящее время философия науки представляет собой совокупность совершенно разных концепций понимания того, что такое наука. Это естественно, поскольку развитие науки обнаружило сложность самих объектов исследования и многофакторность их развития. Проблема исследования таких объектов обусловила проблему выбора оптимальных методов их познания и, как следствие, появление специального научного направления — методологии науки.

Несмотря на существенные расхождения этих концепций в понимании природы научного знания, методов науки и форм ее развития, в них есть нечто общее. Как бы ни расходились мы в понимании того, что такое наука, мы вынуждены согласиться с тем, например, что Лавуазье внес решающий вклад в возникновение современной химии, Дарвин создал теорию биологической эволюции, Мендель стоял у истоков генетики, а А. Смит и Ф. Кэне заложили основы классической экономической теории. И это создает почву для рассмотрения тех результатов, с которыми должен быть знаком каждый ученый, задумывающийся над статусом собственной дисциплины, стремящийся глубже понять ее структуру и ее методы. Кроме того, в научных исследованиях имеется большая совокупность методов, доказавших на практике свою эффективность в получении новых знаний.

Поэтому при написании данного пособия мы исходили из следующего.

1. Формирование ученого, да и просто хорошего профессионала начинается прежде всего с изучения понятийного аппарата, терминологии и логики научного поиска. К сожалению,как показывает опыт руководства научными работами студентов, аспирантов и соискателей, а также участие авторов в заседаниях диссертационных советов, многие начинающие исследователи недостаточно владеют указанными выше вопросами.

2. Известный экономист и методолог экономической науки М. Блауг так описывает свой интерес к методологии: «…когда я использую термин “экономическая методология”, я веду речь не о методах и технике экономических исследований, а уже о методологии в непосредственном смысле слова: об изучении принципов, регулярно применяемых при формулировке и обосновании экономических теорий»[1]. По нашему мнению, каждый образованный человек, тем более — человек с высшим образованием, и тем более — ученый, должен понимать и быть в курсе решения философско-методологических проблем, которые стоят перед наукой вообще. Без изучения, накопленного философией и методологией науки опыта невозможно формирование современного ученого исследователя.

3. Это пособие предназначено экономистам. А в этой области познания дело обстоит таким образом. Представители естественных наук с большой неохотой признают экономическую науку наукой. В крайнем случае, «самой ненаучной из наук». Конечно, в этом есть заслуга и самих экономистов, которые довольно хорошо объясняют, почему что-то произошло или не получилось, но в области прогнозирования поведения объекта под названием «экономические отношения» успехи гораздо скромнее. Казалось бы, ну и что? Сейсмологи также не могут предсказать землетрясения, однако никому в голову не приходит называть сейсмологию «неточной наукой», видом научной рефлексии или искусством. Тем не менее в среде ученых-экономистов подобные характеристики — довольно распространенное явление. На наш взгляд, это следствие чрезвычайной сложности объекта исследования — экономических отношений. Поэтому необходимо выявить существенные признаки объекта, в противном случае не совсем понятно — что мы стараемся изучать.

4. В настоящее время ведется оживленная дискуссия относительно методологических вопросов изучения экономических отношений. Необходимо понимать роль, место и возможности существующих методов исследования для того, чтобы выбирать адекватные сложности объекта методы исследования и верно трактовать результаты, полученные с их помощью. В связи с тем, что по затронутым проблемам издана масса специальной литературы, мы позволили себе обобщить и выделить те методологические положения, которые являются интерсубъективными, т.е. принимаются большинством ученых. В тех случаях, когда по излагаемым вопросам в научной литературе имеются различные мнения, мы будем излагать читателям суть проблем и предлагаемые решения. Конечно, трудно было удержаться и не показать наше видение путей решения излагаемых проблем, свои суждения. В этой связи читателям предлагается оценить, насколько они логически выверены.

Изложенные выше соображения обусловили структуру пособия как изложение логики и терминологии научных исследований и изучение принципов, лежащих в основе формулирования проблем и обоснования экономических теорий. Для облегчения понимания сути обсуждаемых вопросов и проблем каждая глава заканчивается выводами, контрольными вопросами и заданиями. В конце пособия приводится глоссарий, в котором собраны основные определения. Глоссарий представляет собой список определений по главам. По нашему мнению, такое построение глоссария позволит вам с наименьшими затратами времени подготовиться к зачету по данному предмету, там, где он есть в программе обучения, или легче усвоить совокупность понятий, относящихся к данной главе — при самостоятельном изучении методологии научного исследования. Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов по рассматриваемой тематике позволит вам, в случае необходимости, более детально изучить отдельные вопросы. Кроме того, в качестве помощи для проведения семинарских занятий предложен список тем рефератов, углубляющих и расширяющих ваше понимание и кругозор по обсуждаемым на семинаре темам.

Мы надеемся, что изучение материалов пособия позволит студенту: знать

• логику научного исследования, процедуры и уровни науч-ной работы;

• методы научного исследования, сферу и особенности их применения вообще и в экономических исследованиях в частности;

• значение мировоззренческих позиций в научных иссле-дованиях;

• современное состояние философско-методологических проблем в науке;

• сложность и особенности исследования такого объекта, как экономические отношения;

Уметь

• правильно обозначать объект и предмет научного исследования, ставить проблемы, изыскивать факты, строить гипотезы и их доказательства;

• ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития; владеть

• навыками проведения начальных этапов научных исследований и работ;

• навыками научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных решений.

Иными словами, добросовестное изучение данного пособия позволит вам быть более компетентным специалистом в области методики и методологии научных исследований.

Надо отметить, что процесс обсуждения текста, стиля, определений, проблем и путей их решения происходил достаточно бурно, но, в конце концов, авторы приходили к единому мнению. В эти дискуссии вовлекались коллеги и друзья. В связи с этим авторы хотели выразить самую сердечную благодарность коллективу кафедры истории экономической науки Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, где оттачивались многие понятия и теоретические положения. И особенно профессору А. С. Квасову, в беседах с которым была значительно смягчена резкость суждений и излишняя безапелляционность некоторых оценок и усилена аргументация теоретических положений, высказываемых в книге.

И последнее. Президент США Гарри Трумэн однажды сказал, что хотел бы найти «однорукого» экономиста, потому что в ответ на любое его обращение к специалистам он слышал: «С одной стороны… с другой стороны…» (по английски — on the one hand, on the other hand). Мы надеемся, что изучение данного пособия позволит вам преодолеть «многорукость» предлагаемых решений в области экономики и поднять на новый уровень исследования в области экономической теории и практики.


 

ГЛАВА 1 . Логика, процедуры и уровни научного исследования

Изучив материалы раздела студент должен:

Знать

• общенаучные термины;

• логику научных исследований и взаимосвязь между процедурами и уровнями научного исследования;

• структуру функции научных теорий и способы их доказывания

• ;уметь

• формировать понятия и давать определения;

владеть

• навыками грамотно ставить проблемы, строить гипотезы, выдвигать тезисы при проведении самостоятельных исследований.

 

Для того чтобы читатели яснее понимали роль и место научных процедур и уровней, категорий, принципов, мы посчитали необходимым уточнить ряд общих для науки терминов, т.е. терминологию науки. Например, термины «объект», «предмет»,

«аксиома», «постулат», «понятие», «проблема», «задача», «гипотеза», «теория» и т.д. употребляются всеми учеными, однако смысл, который вкладывается в них, очень разный[2]. Поэтому, для того чтобы сделать данную книгу практически полезной, мы будем пытаться выделять смысл, конкретизировать понятия и уточнять определения рассматриваемых объектов, процессов и явлений, которые обозначаются терминами.



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Примерная тематика рефератов по курсу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная тематика рефератов по курсу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)