Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терминология научного исследования



2019-07-03 451 Обсуждений (0)
Терминология научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




У древних римлян было божество границ — термин (terminus).

Как только возникает необходимость передачи сведений или опыта одним человеком другому, необходимо обозначить этот объект в языке. Сейчас термином называется слово или словосочетание, призванное обозначить объект, предмет, явление или понятие о них в пределах сферы знаний. В идеале термин должен быть однозначным, например — скальпель, синус, карбюратор. К сожалению, таких однозначных терминов мало. Термин «ограничивает» объект в языке — национальном или специальном. В силу особенностей развития европейской науки и стремления ученых к интернационализации терминов большинство научных терминов имеет латинские или греческие корни. Однако в языках народов мира иногда находятся слова, которые более емко выражают смысл того или иного явления, или же за терминами закрепляется иной смысл. Но иногда смысл может быть противоположен термину. Например, антибиотики — это лекарственные вещества, хотя в переводе это — вещество «против жизни» (анти — греч. anti — против, био — греч. bios — жизнь), а «микрофон» — буквально это «маленький звук». Отсюда путаница, споры, дискуссии. Но для того чтобы люди могли понять, что скрывается за термином, или просто перевести его на другой язык, необходимо понять смысл, т.е. ясно выделить суть и предназначение того, что обозначает данный термин. Даже в обычном разговоре для предотвращения споров необходимо уточнять, о чем ведется разговор, т.е. уточнять смысл термина, понимание сущности обсуждаемого. В научных же исследованиях выявление смысла (т.е. сущности и предназначения) является главной задачей. Для этого используются представления, понятия и определения.

Рассмотрим более подробно закономерности формирования представления, понятия и определения, с помощью которых объясняется термин.

Представление. Любое исследование подразумевает, что в результате взаимодействия человека с окружающим миром в сознании человека составляется некий мысленный образ. Этот мысленный образ включает в себя множество черт, особенностей, свойств или, по науке логике, признаков. Признаком называют все то, чем предметы могут быть сходны между собой или отличаться друг от друга. В результате человек может выделить данный объект среди других предметов и в случае необходимости может себе его представить. Значит, первым этапом работы по созданию определения будет составление представления об объекте, предмете или явлении. Но представление включает в себя множество самых разных признаков. Это могут быть общие и индивидуальные, существенные и несущественные признаки. Например, скворец и чайка летают, способность летать — это их общий признак, и по этому признаку они отличаются от слона, который, по-видимому, летать не может. Общий признак присущ однородному классу предметов. Однако не все так просто, потому что самолет тоже летает. Поэтому следующим этапом исследования будет формирование понятия. Сократ говорил, что точное логическое определение понятий — главнейшее условие истинного знания.

Понятие. На основе представления об объекте исследователь должен сформировать некую мысленную логическую или логико-геометрическую[3] модель. Формирование такой мысленной модели — сложный, иногда длительный мыслительный процесс. Чем яснее и точнее будет этот мысленный образ, тем яснее будет понят смысл. Для этого в представлении выделяется существенный признак.

Существенный признак — такая черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он перестает быть самим собой.

Так, например, вода должна быть жидкой — это существенный признак воды. Она может быть холодной, мутной, соленой — это несущественно. Но если ее заморозить, вода перестанет быть водой и превратится в лед. Это существенно. Здесь тоже не все так просто, потому что различие между существенными и несущественными признаками может меняться в процессе научных исследований. Тем не менее только на основе представления можно приступать к формированию понятия.

Составить понятия — сложная задача, даже когда речь идет о вполне конкретных вещах, например, о стуле или вилке. Но она многократно усложняется, как только мы начинаем задумываться о чем-нибудь абстрактном, например, о времени, бытии, пространстве — очень трудно представить себе их образы. Тем не менее понять объект или явление — значит установить его существенные признаки, т.е. свойства, лишившись которых, объект перестанет быть самим собой.

Понятие (англ. notion, conception) — это высший уровень обобщения, это мысленный образ (форма мысли) предметов и явлений в их наиболее общих и существенных признаках.

Именно этим понятие отличается от представления,которое включает в себя множество несущественных признаков.

Так, например, представление о доме может быть разным — изба, коттедж, пятиэтажка и т.п. Понятие «дом» содержит лишь общие и существенные признаки всех домов — это жилище человека, защищающее его от непогоды и непрошенных гостей. В этом контексте понятие тождественно смыслу. Понятие «дом» — это абстрактное понятие — в нем формально выделяют общие (сходные) признаки всех домов и закрепляют их в словах-терминах.

Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки. Они намеренно лишены деталей, присущих конкретным образам, и поэтому пригодны для обобщения мнений разных людей. Таким образом, составить понятие — это понять смысл, т.е. выделить существенные признаки, предназначение. Предельно общие, фундаментальные понятия в данной сфере знаний называют категориями. Иногда их называют первопонятиями. Например, «время» и «пространство» в философии, «спрос» и «предложение» в классической экономической теории и т.п.

Ученые прилагают большие усилия для создания языка науки, в котором каждое слово (термин) выражало бы одно понятие. Но понятие — это мысленный образ. К сожалению (или к счастью), большинство людей не могут читать мысли, поэтому при общении с другими людьми мы должны описать словами этот сформированный мысленный образ, т.е. после того, как сформировалось понятие,ему необходимо дать определение.

Определение, или дефиниция (от лат. defi nitio — проведение границ, ограничение, от лат. fi nis — предел, граница). Когда мы слышим незнакомое слово или не знаем каких-то вещей, мы спрашиваем: «Что это такое? Что такое знание? Что такое экономика?» В ответ мы получаем (если имеем понятие) не что иное, как определение. Надо отметить, что язык науки — это язык логики, он суше разговорного языка и не должен допускать многозначности, присущей разговорному языку. Поэтому определение должно словами раскрыть содержание понятия (мысленный образ (форма мысли) предметов и явлений).Единственность образа позволяет построить определения в виде лингвистической формулы как краткого выражения смысла. Это позволяет исключить иную интерпретацию образа, позволяет устранить эффект «словесной спекуляции». Этот эффект возникает всегда, когда люди по-разному представляют и понимают образ обсуждаемого объекта или явления и, соответственно, по-разному раскрывают словами его смысл и предназначение.

Сформулировать точное определение не просто. Однако в любом случае, чтобы определение выражало смысл, оно должно содержать два основных элемента:

— определяемое понятие (defi niendum) — содержание которого нам неизвестно (а оно выражается не иначе как в виде термина);

— определяющее понятие или набор понятий (defi niens) — содержание которого мы знаем.

Чаще всего определение строится через родовое и видовое отличие. Суть его состоит в том, что в процессе определения мы сначала формулируем понятие с широким объемом — родовое, а затем, добавляя видообразующие признаки, ограничиваем его объем до нужного размера. Таким образом, определение это лингвистическая формула (краткое выражение смысла), выражающая существенные признаки объекта, предмета. Формулирование определения — это мыслительная работа, позволяющая придать точный смысл языковому выражению (термину) при помощи уже осмысленных и знакомых понятий и терминов. Например, что такое «стул»? Это определяемое понятие (definiendum), определяемый термин. Представление о нем, как вы понимаете, многозначно. Формулируем понятие одного класса: «Стул — это предмет мебели». Мебель — это родовое понятие. Затем мысленные образы стульев, какие только нам известны, в процессе суждений позволяют, последовательно выделяя общие и существенные признаки понятия «стул», сформулировать определение: «Стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека». Это видовое понятие, включающее в себя как стулья, так и кресла, и табуретки. Дальнейшие суждения о сущности предмета приведут нас к дальнейшему ограничению объема определения: «Со спинкой и без подлокотников».

Конечно, на разных этапах научного исследования и в зависимости от ясности понимания фрагмента окружающего мира определения могут иметь разный вид. Они могут быть собирательными и представительными, остенсивными (т.е. данными путем указания на предмет или явление) и т.д. Но в сложившихся научных теориях и гипотезах определение должно быть явным.

Иногда понятие есть, но дать ему определение невозможно. Например, мы не можем сказать, что такое точка — это логико-геометрический образ, на него можно только указать. Существует много понятий, которым трудно дать определения, например, трудно дать определение тому, что такое «любовь» и т.п. В подобных случаях используют следующие приемы, сходные с определением, для того чтобы раскрыть смысл.

Описание — это перечисление внешних черт предмета, включающих как существенные, так и несущественные признаки предмета, позволяющие отличить его от других. Например, описание места преступления.

Характеристика дает перечисление лишь наиболее важных в том или ином отношении признаков. Например, известная всем характеристика на штандартенфюрера СС Штирлица Отто: «…характер нордический, беспощаден к врагам рейха».

Сравнениеуказывает на сходство предметов, порой неожиданное, и позволяет лучше понять или по-новому осветить их черты и свойства. Например, один экономист так объяснил термины «спад», «депрессия», «паника»: «Спад — это период, когда люди потуже затягивают пояса. Во время “депрессии” трудно купить ремень, чтобы держать штаны. А когда человек остается вообще без штанов, начинается “паника”».

Разумеется, для проявления лучшего изложения смысла понятий без этих приемов не обойтись, в том числе и в данном учебнике. Но когда речь идет о выяснении истины — здесь нужны ясные понятия и, соответственно, точные, явные определения. Ясное понятие и точное определение необходимо всегда, особенно для науки. К сожалению, в гуманитарных науках, и особенно в экономической науке, бытует мнение, что невозможно всему дать точное определение. Отсюда выражение «неточная наука» ?! На взгляд авторов, неточность и неоднозначность определений в любой отрасли знаний свидетельствует о том, что-либо «понятия» (мысленные образы объектов исследования) не однозначны, либо исследователи пользуются не «понятиями», а «представлениями» об объекте исследования. Конечно, появление разных дефиниций термина может быть обусловлено разным пониманием объекта, что, в свою очередь, обусловлено сложностью изучаемого объекта. Но всякий раз, для того чтобы прояснить смысл, точнее понять, т.е. составить понятие об объекте, исследователь прибегает к суждениям.

Суждение— форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами.

С помощью логических связок (отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации и эквивалентности) мы выясняем истинность суждений, степень заблуждения или их ложность. Тем самым мы добиваемся единственности мысленного логического, логико-геометрического образа и истинного и ясного понимания смысла. Эта единственность и ясность мысленного логического образа позволяет построить словесное определение в виде лингвистической формулы, которая кратко выражает смысл,т.е. описать смысл мысленного образа словами.

Такая мысленная работа является важнейшим этапом научного исследования в любой области знаний. Выявление существенных признаков позволяет наметить вектор исследования. Более того, последовательное ограничение объема понятия по видообразующим признакам позволяет создавать одни из важнейших инструментов научного познания — классификации (от лат. classis — разряд, класс).

Классификация — это группировка объектов исследования в соответствии с их общими признаками. Признак, на основании которого производится классификация, а также оценка явления или процесса называется критерием (от греч. kriterion — средство для суждения). Любая классификация служит инструментом для упорядочения, систематизации данных, фактов, понятий и т.д. Однако если понятие (мысленный образ (форма мысли) предметов и явлений в их наиболее общих и существенных признаках) действительно отображает реальные особенности предмета, то классификация становится научной[4]. Она приобретает эвристическую функцию, поскольку становится инструментом для познания законов окружающего мира или выражением таких законов и, следовательно, намечает перспективу дальнейших исследований. Примером может быть классификация химических элементов Д. И. Менделеева, классификация элементарных частиц в физике, классификация животных и растений Карла Линнея, классификация основных фондов предприятия и т.д.

Таким образом, научный термин, выраженный словом или другими символами, раскрывается в определении. Алгоритм формирования определения выглядит следующим образом: человек наблюдает объект (фактуальный уровень). Затем он формирует представление и понятие, т.е. мысленный образ предметов и явлений в их наиболее общих и существенных признаках. Это происходит в сознании человека, т.е. на ментальном[5] уровне. Лишь после того как в сознании сформировалось понятие,его можно облечь в словесную форму, словами раскрыть его смысл (лингвистический уровень), т.е. дать определение, или дефиницию, понятия.

В научных исследованиях выделение существенных признаков объекта исследования значительно осложняется тем, что сам объект и предмет исследования не всегда очевиден (виден очами). Но теперь, когда читателям, мы надеемся, ясен алгоритм и закономерности раскрытия смысла терминов, попробуем ответить на вопросы: «Что же такое “объект” и “предмет” исследования? Какой смысл заключен в этих терминах?»

Объект и предмет исследования (понятие и определение). Обобщение понятий, выраженных в различных дефинициях терминов «объект» и «предмет», позволяет сделать следующие выводы.

Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково, поскольку слово объект происходит от лат. objectumпредмет.

Другая часть исследователей считает, что объектом исследования может быть только явление и процесс, который «существует независимо от нашего сознания», а предметом — те аспекты, на которые направлена познавательная деятельность. В самом деле, как-то неловко говорить об объекте романа или повести. И обычно, обозначая основу, смысл сочинения, мы говорим о предмете сочинения. В таком случае, «предметъ — все, что представляется чувствамъ»[6]. Поэтому в школе изучаются различные «предметы»: математика, биология и т.д. — они «представляются чувствам» учеников. Но если объект исследования — это нечто, существующее вне нашего сознания, то процесс мышления не может быть объектом исследования, поскольку не может существовать вне нашего сознания.

Построим цепочку суждений, чтобы прояснить смысл терминов «объект» и «предмет» исследования. Всякая деятельность, направленная на систематизацию, обоснование и, тем более, получение новых знаний о мире, должна обозначить тот фрагмент окружающего мира, на который направлена эта деятельность. То есть объектом исследования могут быть и природа, и человек, и его деятельность во всех проявлениях. Следовательно, объектами исследования могут быть любые процессы или явления, познаваемые исследователем.

Таким образом, лингвистическая формула понятия «объект» выглядит следующим образом: объект исследования явление или процесс окружающего мира, на который направлена познавательная деятельность. Для философии объект исследования — это окружающий мир, а многочисленные отрасли науки, последовательно ограничивая это понятие, определяют свой объект исследования.

Однако чаще всего в рамках одного исследования не представляется возможным (да и не является нужным) отражать фрагмент окружающего мира во всех его проявлениях. Поэтому исследователь выделяет в объекте только те стороны или аспекты[7], которые будут им изучаться. Чаще всего при этом он абстрагируется от всех остальных. Для указания на то, какая именно сторона, какой аспект, какой признак процесса или явления окружающего мира исследуется, употребляется термин «предмет». Таким образом, предмет научного исследования это признаки объекта, на которые направлена познавательная деятельность.

Так, например, ребенок в определенном возрасте исследует объекты окружающего мира на предмет их съедобности.

Различие между объектом и предметом научного исследования в нашем толковании разрешается с помощью родового и видового понятия. Именно в этом смысле в английском языке различаются понятия «объект» и «предмет», для чего применяются термины «object» и «subject». Так, если в качестве объекта исследования выделить мебель, то предметом исследования может быть, например, кухонная мебель, офисная мебель или мебель для сидения (существенный признак). Однако выбор объекта и предмета в научном исследовании очень не простая задача, потому что:

1) зачастую в научных исследованиях можно иметь дело с процессами, фактами и даже законами, но об объекте, который «проявляется» таким образом, мы можем иметь весьма смутное понятие или даже не имеем представления. Так, два тела притягиваются друг к другу прямо пропорцион ально массе и обратно пропорцио нально квадрату расстояния между ними. Это научно установленный факт и закон классической механики Ньютона. Его значение для развития человечества трудно переоценить, но почему это происходит, физики имеют смутное понятие и представление;

2) сложность заключается в том, что выделение объекта и предмета осуществляется в сознании человека. Это продукт сознания, а точнее, его высшей формы — суждения и разума — в виде понятия, т.е. мысленного образа явлений в их наиболее общих и существенных признаках. Но насколько фрагмент окружающей среды, да и сам окружающий мир соответствует нашему мысленному представлению о нем?! Именно эта ситуация заставляет исследователей вновь и вновь отыскивать новые признаки, выявлять с помощью суждений их существенность и общность, т.е. уточнять понятие объекта и предмета исследования.

Из вышесказанного следует, что в науке выделение объекта и предмета исследования и формирование понятия и определения является важнейшим этапом научной работы. Характер, особенности объекта и предмета обусловливают методы (способы познания) самого процесса исследования, заставляют изобретать новые методы, определяют в конечном счете всю последовательность исследования. Но в любом случае исследование предполагает сбор и изучение фактов.

Научные факты. Отправной точкой научного исследования является обнаружение и накопление фактов (от лат. factum — сделанное, свершившееся). Обычно факт — это событие, которое уже произошло, или выражение, которое обычно считается истинным независимо от того, согласны ли все с его истинностью или нет. Так, «Волга впадает в Каспийское море», или 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек — Юрий Гагарин — это факты.


[1] Блауг М. Несложный урок экономической методологии // Thesis. 1994. № 4. С. 53.

[2] Изучением смысловой стороны языка, слов, его частей и словосочетаний занимается раздел лингвистики семантика (от греч. semanticos — обозначающий). Изучением происхождения слова занимается этимология (от греч. etimologia — истина, основное значение).

[3] В данном случае дополнение «логико-» употребляется как «целесообразность» и указывает на то, что понятие, которое следует за этим дополнением, соответствует существующей или поставленной цели, практически полезное.

[4] Область знаний, занимающаяся теорией классификации и систематизацией данных об объектах, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.п.) называется таксономией(от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон).

[5] От лат. mens, mentis — ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад

[6] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1979. С. 635 ; Т. 3. С. 386.

[7] Аспект (от лат. aspectus — взгляд) — точка зрения, определенное понимание чего-нибудь.



2019-07-03 451 Обсуждений (0)
Терминология научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терминология научного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)