КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ
1. Конституционная законность элемент общей законности, система реального действия конституции в государстве, соответствие конституции желаниям и интересам общества. 2. Структура конституционной законности включает в себя: • соответствие конституции правовым идеалам настоящего и прошлого ее соответствие интересам народа (правовой характер конституции); - верховенство конституции в правовой системе страны; - прямое действие конституции; - эффективная государственная зашита действия конституции. Правовая конституция должна: - закреплять основные права и свободы человека, в том числе на жизнь, свободу, достоинство, личную неприкосновенность, и иные права; - отразить высокий статус человеческой личности в обществе; - заложить основы эффективной экономики разнообразие форм собственности (включая частную), свободу экономической деятельности, предпринимательства, ограничение монополизма; - установить систему государственных органов, основанную на принципе разделения властей; - закрепить демократический политический режим; - предусмотреть возможность эффективной судебной защиты прав и свобод; - соответствовать в целом правовым идеалам настоящего и прошлого, общепризнанным принципам и нормам международного права. Верховенство конституции означает: - высшую юридическую силу конституции; - соответствие конституции всех иных нормативно-правовых актов.
Прямое действие конституции заключается в том, что: - конституционные нормы непосредственно регулируют правоотношения, порождают субъективные права и юридические обязанности; -имеется возможность защиты прав, свобод, обязанностей, порожденных непосредственно конституцией, в суде; -правоприменение соответствует конституции,
ПРАВОПОРЯДОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА Правопорядок принято х0арактеризовать как: 1) объективную необходимость, т.е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества; 2) государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств; 3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике; 4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения; 5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах; 6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами; 7) форму организации общественной жизни - динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера - преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др. Различают материальное, государственно-волевое и юридическое содержание правопорядка. Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией. Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка. Юридическое содержание правопорядка включает в себя: а) реализованность права и законности; б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованное™; в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей. Правопорядок - сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними. В.В. Борисов называет три группы функций. Первую группу образуют функции, связанные с взаимодействием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения. Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качественная определенность правопорядка. Третью группу функций составляют сохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздействуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности. Принято выделять общие и специальные гарантии. К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства). При этом обычно учитываются условия и средства, которые способствуют благоприятному развитию законности, например степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др. К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные: а) состояние законодательства, в том числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования; б) средства обнаружения правонарушений; в) средства предупреждения и пресечения правонарушений; г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан; д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты; е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов; ж) развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом. К специальным гарантиям также можно отнести: систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов; средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами; исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт; судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и др.;конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |