Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX – XX вв.?



2019-07-03 993 Обсуждений (0)
Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX – XX вв.? 0.00 из 5.00 0 оценок




Каковы основные значения понятия «культура»? Каковы основные этапы исторического осмысления культуры?

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры.

Такое обилие определений вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких—то отдельных, существенных его сторонах.

Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований.

Термин «культура» употребляется также в широком и узком значениях.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты.

В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

В своем нынешнем понимании слово "культура" вошло в контекст европейской социальной мысли со второй половины XVIII века. Вообще, это слово происходит от латинского culture, что буквально означало возделывание, обработку земли, ее культивирование. В Древней Греции и Риме слово культура воспринималось В более привычном для нас значении воспитания и образования культура воспринималась как нечто дополняющее, а иногда и меняющее человеческую природу.

В эпоху эллинизма Возникла потребность в чуде, духовном абсолюте, который помог бы человеку обосновать неуправляемость неподвластных ему социальных процессов.

Средневековая культура - культура христианская, отрицающая языческие ценности, но сохранившая многие достижения античной цивилизации.

Эпоха Просвещения открыла новый этап в развитии понятия "культура". Культура понимается как "разумность". Наиболее полно эти проблемы освещены в работах Иммануила Канта и Гегеля.

Примерно со второй половины XIX века термин "культура" приобретает все более научное значение. Оно перестает означать лишь высокий уровень развития человека и общества, пересекается с такими понятием, как цивилизация.

В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры.

В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби?

Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923).

Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой.

Шпенглеру принадлежит и наиболее распространенная трактовка различий между понятиями «культура» и «цивилизация», подробно развитая им в книге «Закат Европы». В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». Существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. Каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от развития к застою. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог.

Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.

Главной отличительной чертой Тойнби как теоретика и историка культуры было беспристрастно-плюралистическое видение человечества как семьи равноправных народов, исключающей какое-либо национальное или региональное высокомерие и применение силы.

Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX – XX вв.?

Проблема выбора пути развития России в начале ХХ в. из области теоретических дискуссий перешла в сферу практики. На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому как в социальном плане усиливалось социальное расслоение, в культуре оформляется идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX в. показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е гг., приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой).

С середины 90-х г. в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.

Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX вв. ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX вв.

В целом становление отечественной культурологии характеризовалось следующими особенностями:

культурологическая мысль России, так же как и на Западе, делала свои первые шаги в недрах философии и художественной литературы;

понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире - с христианством;

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его взгляды на культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей XX в. - немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби.

4.На какие вопросы, связанные с судьбами русской культуры, пытался ответить Н.А. Бердяев?

Николай Александрович Бердяев – пожалуй, самый известный западному культурному миру русский философ. Он существенно повлиял на становление таких философских направлений как экзистенциализм и персонализм.

Русский религиозный философ(1874-1948, испытал в своем творчестве влияние гегелевских идей и гегелевской методологии. Идея свободы и проблема творчества - основные темы его культурологических исканий. Бердяев выступал против дегуманизации современной ему культуры и в этом смысле много внимания уделил проблеме между человеком и техникой. Выделяя в культуре два элемента - технический и природно-органический, он анализировал три стадии в истории развития человеческой культуры с позиции соотношения в ней этих двух элементов. Природно-органической стадии соответствует погружение духа в природу, культурной стадии - выделение духа из природы в особую сферу духовности, техническо-машинной - овладение природы духом. Постепенно человек как бы отрывается от природы, и техника создает свою среду обитания, лишенную предметности и символов.

Н.А. Бердяев с пристрастием исследовал специфику русской души и русской культуры, отличающего русского человека от человека западного. Это бездонность стихии душевной жизни, отражающая российские пространства; это коллективистский дух русского человека, отраженный в православной соборности; это его «не буржуазная душа, не склоняющая перед золотым тельцом, и уже за одно это его можно любить бесконечно».

Для русских характерна прерывистость. Бердяев разделил всю русскую культуру на 5 противоположных периодов, где для кот хар-на своя идея.

1. Киевский период. В этот период христианство переплетается с традиционными языческими верами в результате которых появляется доверие, как особенность русской культуры.

2. Русь монголо-татарского периода. Происходит двустороннее заимствование между земледельческой и кочевой культурой. Русские заимствуют некоторые тюркские слова и выражения(халат, кафтан). Монголы пришедшие на Русь воспринимают культуру оседлости.

3. Московская Русь. Здесь формируется национальная идея. Москва- третий Рим, т.е это приоритет ценности православия и развития византийской традиций.

4. Русь Петровская. В этот период происходит ориентация русской культуры на Запад. Из

Западной культуры Петр 1 взял идею просвещения. Следствием чего в России стали развиваться светские науки, произошло отделение культуры от церкви

В 40-е годы возникли два крупных культурно-философских течений.

- Западники считали что реформы Петра1 эффективны т.к Россия является частью западной культуры

- Славянофилы. Они отрицали реформы Петра1 т. к они были чужды России. Рассматривая Россию как самостоятельную уникальную цивилизацию построенную на 3-х принципах – это православие, самодержавие, народность.

В конце 19в начала 20в возникло третье культурно-философское направление это

- Евразийцы (Россия как огромный континент, соединивший в себе Европу и Азию. Россия т. о взяла все лучшее из Европы и Востока и получился симбиоз культур.

5. Тоталитарная Россия. В этот период происходит отказ от всех традиционных ценностей (от православия, от сельской общины, культурных ценностей, связанных с духовной жизнью) т.е началось новое кино, литература. Окончательно сформировалась к 30г 20века. Для нее характерно следующее:

жесткий диктат цензуры

идеологическая направленность. Разоблачение образа врага.

гигантомания

культ личности Его знания кажутся беспредельными, а легкость, с какою он ими оперирует, создавая великолепные афористические пассажи, поражает воображение.



2019-07-03 993 Обсуждений (0)
Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX – XX вв.? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX – XX вв.?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)