Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропологический подход к педагогическому знанию



2019-07-03 418 Обсуждений (0)
Антропологический подход к педагогическому знанию 0.00 из 5.00 0 оценок




В 60-е годы Х1Х в. развернулась разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870), который был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими» и др. Идея народности воспитания является ведущей в педагогике К.Д. Ушинского.

Предметом воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является человек как таковой. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность Им были детально разработаны методика повторения учебного материала, методика формирования у детей общих представлений, методика одновременного развития мышления и речи у детей.. Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д. Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока. К.Д. Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив отдельные его виды: урок объяснения нового материал, закрепления знаний, проверки знаний учащихся. По мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

Большой вклад в развитии отечественной педагогики внес Петр Францевич Лесгафт (1837 –1909) – известный ученый и врач, основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания, организатор первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию.

Он полагал, что с помощью воспитания можно развить нравственные качества личности и ее волевые проявления, с помощью образования – совершенствовать умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. Цель воспитания и образования – формирование гармонически развитого человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять и понимать причинную связь наблюдаемых явлений и творчески реализовать свои знания в практической деятельности. Семейному воспитанию он отводил ведущую роль в формировании личности ребенка.

 

 

Центральное место в педагогической концепции П.Ф. Лесгафта занимают проблемы физического воспитания и образования детей. Он выдвинул оригинальную идею физического образования, понимая под ним систему последовательных гимнастических упражнений, связанных с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Для каждого возраста им была предложена своя система упражнений. Мысли о взаимосвязи умственного воспитания с физическим привела П.Ф. Лесгафта к оригинальной методике, которая опиралась не на традиционный показ детям упражнений, а на словесное описание их учителем, что способствовало развитию памяти, внимания, воображения детей.

Петр Федорович Каптерев (1849 –1922) – известный российский педагог, теоретик воспитания и обучения, историк образования. Он преподавал философско-педагогические дисциплины в Санкт-Петербугской духовной семинарии и одновременно в Александровском лицее. Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел понятие «педагогический процесс» – единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка.

Свои теоретические взгляды П.Ф. Каптерев изложил в таких работах как «Основные начала семейного воспитания», «Педагогический процесс», «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей», «Педагогическая психология» и др. П.Ф. Каптерев много внимания уделял проблемам трудового воспитания в средней школе. Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. Он был сторонником идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания, построенного на гуманистических началах. В области дидактики П.Ф. Каптерев разрабатывал теорию обучения детей в семье, теорию наглядного обучения, пути интенсификации процесса обучения, проблемы вариативности школ и дифференциации учебных курсов.

Значительный вклад в развитие педагогической теории внес Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 –1924), педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания. Много внимания В.П. Вахтеров уделял изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей, проявляющихся в развитии их технических способностей, речи, интересов, любознательности с использованием различных методов: анкетирования, статистических методов, сравнительно-сопоставительного анализа при учете результатов полученными другими исследователями. Все это позволило ему наметить типологию учащихся по преобладающим склонностям, а также показать изменения склонностей под влиянием обучения и воспитания.

В.П. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, особенно как методист по русскому языку. Разрабатывая методику начального обучения, создавая учебники и учебные пособия, он опирался на особенности познавательной деятельности учащихся различного возраста, подчеркивая, что у детей могут преобладать различные виды памяти – слуховая, зрительная, графическая – поэтому необходимо использовать такие методы, которые опираются на все виды памяти, что должно способствовать лучшему усвоению учебного материала всеми учащимися. В книге «Предметный метод обучения» В.П. Вахтеров доказывал, что для лучшего понимания учащимися учебного материала необходимо, чтобы были задействованы все их органы чувств, а не только зрение и слух. Он предлагал отказаться от термина «наглядное обучение» и заменить его другим «предметное обучение», который предполагает использование в учебном процессе всех чувств детей.

34. Предмет и задачи дидактики начальной школы, ее основные категории. Процесс обучения

Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).

Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

К основным категориям дидактики относятся:

1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;

3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;

5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;

6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8) учебный предмет – область научных знаний;

9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

12) метод обучения – способ достижения цели;

13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Предмет, задачи и противоречия дидактики:

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.

 

Дидактика бывает:

· Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты

· Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания

Основные задачи дидактики:

1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;

2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;

5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;

 

Дидактика выполняет следующие функции:

1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

 

Движущими силами обучения являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения:

а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;

б) противоречие между преподаванием и учением;

в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;

противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.

 



2019-07-03 418 Обсуждений (0)
Антропологический подход к педагогическому знанию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропологический подход к педагогическому знанию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)