Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности и принципы обучения в начальной школе, связь между ними



2019-07-03 3041 Обсуждений (0)
Закономерности и принципы обучения в начальной школе, связь между ними 4.67 из 5.00 6 оценок




Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.

Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.

Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования [1] .

Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда), то эти связи выражают закономерности.

В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Отдельные стороны применения тех или иных принципов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.

Правила обучения – это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Однако категоричное отрицание таких правил является неправомерным. Практический опыт чаще всего закрепляется в правилах. Поэтому им надо следовать, но подходить творчески.

 

Дидактические принципы ¾ это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процессе в соответствии с общими целями и закономерностями (М. А. Данилов).

Принцип обучения направляет деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики (В. В. Краевский, М. Н. Скаткин)

Принцип обучения – это исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика (С. П. Баранов).

Приведенные определения дают возможность понять функции принципов обучения:

Ÿ посредством их более подробно и содержательно раскрываются цели обучения;

Ÿ они могут быть использованы как критерии эффективности протекания педагогического процесса;

Ÿ опираясь на них можно строить педагогический процесс, т.е. отбирать его содержание, методы, средства, формы обучения и устанавливать связи между ними;

Ÿ используются как закономерности развития самого педагогического процесса.

Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:

ü сознательности и активности;

ü наглядности;

ü систематичности и последовательности;

ü прочности;

ü научности;

ü доступности;

ü связи теории с практикой.

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.

Принцип наглядности обучения ¾ один из самых известных принципов получивший описание в работах Я. А. Коменского. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям.

Глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения дал К.Д. Ушинский. Он считал, что наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Необходимость принципа наглядности обосновывается диалектикой перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. На всех этапах процесса познания, на всех этапах обучения как необходимая сторона познавательной деятельности включается чувственный опыт ребенка.

Принцип систематичности и последовательности − опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в мозгу отражается четкая картинка внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Система в окружающем мире определяет необходимость системы в обучении.

Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение. Система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Отражая систему в сообщаемых знаниях, младший школьник с первых дней пребывания в школе приучается мыслить последовательно и обоснованно.

Принцип прочности в обучении предполагает такую постановку обучения, при которой учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как при решении учебных задач, так и практических. Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит как от объективных факторов (содержание, структура этого материала), но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю. Прочность усвоения обуславливается организацией обучения; память носит избирательный характер, вот почему запоминаются лучше те знания, которые вызывают у ребенка чувства радости или огорчения, переживания успеха, сопричастности, чувства субъективной значимости усваиваемых знаний.

Принцип доступности в обучении включает три стороны: учет закономерностей возрастного развития учащихся; организация и осуществление дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся; сообщаемые знания должны быть основаны на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте; в конкретных условиях обучения должна быть очевидной необходимость данного учебного материала для решения задач развития учащихся.

Принцип научности требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения им предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Определения и научные положения в начальных классах должны менее глубоко характеризовать понятия, но не искажать их. Одна из задач принципа научности состоит в том, чтобы учитель уяснил систему теоретических сведений с точки зрения глубины отражения в них окружающей действительности, которая должна быть усвоена учащимися. Другая задача возникает перед учителем начальных классов в связи с тем, что младшие школьники оказываются в ситуации готовности перехода от конкретно-образного мышления к понятийным формам познания. Для полного и глубокого усвоения теоретических знаний важно, чтобы ученик в обобщенном виде представлял те стороны окружающего мира, то многообразие предметов, явлений, которые отражены в понятиях.

Принцип связи теории с практикой. Основой данного принципа является центральное положение классической философии, согласно которому жизнь, практика – критерии истины, источник познавательной деятельности. Чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающей действительности, тем выше сознательность обучения, тем больше интерес к нему. Для младших школьников очень важно, чтобы они увидели, что окружающая действительность может быть и источником знаний, и областью практического применения. Кроме того, возникает возможность на глазах у младшего школьника и с его помощью строить живое знание (В. П. Зинченко) об окружающем мире, закладываются основы мировоззрения, ощущение себя в мире принадлежности к этому миру.



2019-07-03 3041 Обсуждений (0)
Закономерности и принципы обучения в начальной школе, связь между ними 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности и принципы обучения в начальной школе, связь между ними

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3041)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)