Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Действующие методики и инструкции об исчислении размера ущерба окружающей природной среде.



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Действующие методики и инструкции об исчислении размера ущерба окружающей природной среде. 0.00 из 5.00 0 оценок




Концепции эколого-экономического развития.

К настоящему времени сложилось несколько концепций эколого-экономического развития общества. Наиболее известными из них являются: фронтальная экономика, эктопия, концепция охраны окружающей среды, концепция умеренного развития и концепция гармоничного развития общества и природы. На противоположных полюсах в этом перечне находятся концепции фронтальной экономики и эктопии. Первая из них делает акцент на экономическом росте, игнорируя экологические проблемы, а вторая, напротив, отстаивает необходимость сворачивания экономического развития в пользу обеспечения экологической безопасности. Три оставшиеся концепции сочетают экономические и экологические цели развития в той или иной пропорции.

Экономическая ценность природы.

Общая экономическая ценность как интегральный экономический показатель оценки функций окружающей среды. Стоимость использования (потребительная стоимость): прямая и косвенная стоимости использования, стоимость отложенной альтернативы. Стоимость неиспользования, стоимость существования. Субъективная оценка стоимости, декларированные предпочтения. Выявленные предпочтения, методы транспортно-путевых затрат и гедонистического ценообразования. Экономическая эффективность природопользования. Учет экологического фактора в анализе “затраты-выгоды”. Учет фактора времени, дисконтирование. Критерии оценки проекта/программы. Учет экологического фактора в чистой (приведенной) современной стоимости. Приведенные затраты. Подход “затраты-результат/эффективность”.

3. Стоимостные показатели, отражающие взаимодействия экономики и окружающей среды.

Объемы выбросов от передвижных и стационарных источников, сбросов в поверхностные водные объекты, токсичных отходов; удельные объемы выбросов, сбросов и отходов, отнесенные к численности населения; объемы платежей за негативное воздействие на атмосферный воздух, водные объекты и землю в пределах нормативных значений и платежи за негативное воздействие в пределах сверхнормативных значений (общий)

Реципиенты и показатели состояния реципиентов. Методы контрольных районов, аналитических зависимостей, основанные на социологических исследований.

К прямым методам оценки ущерба, под которым понимаются непосредственные негативные социальные последствия загрязнения, относятся:

1) метод элиминирования факторов, не относящихся к загрязнению (метод контрольных районов);

2) метод аналитических зависимостей;

3) комбинированный метод.

Метод элиминирования факторов, не относящихся к загрязнению, основан на выборе контрольного (условно чистого) района с такими его характеристиками, чтобы все прочие существенные факторы (кроме факторов загрязнения), влияющие на состояние реципиента в загрязненном и контрольном районах, были примерно одинаковы. Предполагается, что показатели состояния реципиентов, определяющие величину экономического ущерба в исследуемом и контрольном районах, зависят только от степени воздействия загрязнения. При выборе контрольного района влияние прочих факторов на состояние реципиента элиминируется, а разница между показателями состояния реципиента в загрязненном и контрольном районах может быть объяснена разницей в уровнях загрязнения по этим районам.

5. Понятия "ущерб", "вред" окружающей среде

Ущерб окружающей среде-повреждение или уничтожение компонентов окружающей среды, последствия которых влияют на качествожизни; оценка в денежной форме фактических экологических, экономических и социальных потерь, возникающих в результате ухудшения качества окружающей среды.

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ -

негативные изменения окружающей среды, вызванные антропогенной деятельностью в результатевоздействия на нее, загрязнения окружающей среды. истощения природных ресурсов, разрушения экосистем, создающих реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру.

Международные документы в области оценки ущерба окружающей среде, в т.ч. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992); законодательные и нормативно-правовые акты РФ

Международное право окружающей среды– это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды, в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям: 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учётом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктиду и почву.

Первым международно-правовым документом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвящённая охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

Современная система международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны ещё до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений.

Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своём докладе «Наше общее будущее» 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.

В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).

Через двадцать лет, в 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20. На конференции вырабатывалась концепция того, как можно сократить бедность, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить надлежащие меры по охране окружающей среды. Итоговый документ конференции -«Будущее, которого мы хотим».

Универсальные (глобальные) международно-правовые нормы, относящиеся к защите морской среды от загрязнения с судов, морских установок и сооружений и летательных аппаратов, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству1990 года и других морских конвенциях.

Кроме этого имеется ряд региональных конвенций, обеспечивающих защиту морской среды отдельных морей и частей Мирового океана от загрязнения из различных источников.

В 1974 году в Хельсинки была заключена Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, пересмотренная в 1992 году.

В Кувейте (Кувейт) в 1978 году была подписана Региональная конвенции о сотрудничестве по защите морской среды от загрязнения, а в 1982 году в Джедде (Саудовская Аравия) — Региональная конвенция по сохранению окружающей среды Красного моря и Аденского залива.

Были приняты также следующие региональные конвенции;

· Конвенция о защите и развитии морской среды и побережья Средиземного моря 1976 года в Барселоне (Испания);

· Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу);

· Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар);

· Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия);

· Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения)

· Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония);

· Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция);

· Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).

В 2003 году в Тегеране (Иран) была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, дополненная Протоколом в 2011 году.

В рамках Программы региональных морей ЮНЕП принимаются планы действий, посвящённых мероприятиям по охране морской среды в различных регионах, в том числе охваченных вышеперечисленными конвенциями.

Защите пресноводных водных путей и водоёмов посвящена Конвенция о защите и использовании трансграничных водных путей и международных озёр, подписанная в Хельсинки (Финляндия) в 1992 году.

Перечни нормативно-правовых актов, обеспечивающих законодательство РФ в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности и составляющие законодательную базу в рассматриваемой области представлены ниже.

Законодательство РФ в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности обеспечивается с помощью:

§ Конституции Российской Федерации;

§ Федеральных законов в области охраны окружающей среды (ООС), природопользования и обеспечения экологической безопасности;

§ Законодательных актов правительства РФ Министерства (приказов, постановлений, распоряжений и пр.), включая федеральные службы и агентства, находящиеся в непосредственном подчинении правительства РФ;

§ Законодательных актов Министерства природных ресурсов (МПР) РФ, включая федеральные службы и агентства в составе МПР;

§ Законодательных актов субъектов РФ в области ООС, природопользования и экологической безопасности.

Основная законодательная база в области охраны окружающей среды и природопользования:

§ Законодательные акты общего характера, например, № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»*;

§ Блок законов по экологической безопасности, например, № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»*;

§ Блок законов по природным ресурсам, например, № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»*;

§ Блок законов по радиационной безопасности населения, например, № 92-ФЗ от 25.06.2001 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»*;

§ «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ*;

§ «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ*

7. Российские документы в области оценки ущерба окружающей среде, в т.ч. ФЗ "Об охране окружающей среды", Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, действующие методики по оценке ущерба, структура оценки ущерба в зарубежных нормативно-правовых документах

Правовая составляющая экономического механизма заключается в придании определенного правового статуса организационным и экономическим мерам воздействия на природопользователей и регулирования хозяйственной деятельности в целях сохранения биоразнообразия. Это могут быть различного рода законодательные и нормативные документы, вводящие в действие или утверждающие те или иные организационные схемы и процедуры воздействия на природопользователей, например федеральные законы, законы субъектов Федерации, постановления правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, распоряжения руководителей органов местного самоуправления, приказы отраслевых министерств и специально уполномоченных органов в сфере охраны и использования биологических природных ресурсов и другие правовые документы. В российском законодательстве вполне ясно указано на необходимость возмещать ущерб нанесённый окружающей среде - так например в ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» «юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством» (пункт 1 ст. 77). Важная особенность здесь заключается в том, что лица, причинившие вред окружающей среде должны возмещать его после причинения вреда, то есть по факту. В целом российское законодательство в области возмещения вреда окружающей среде представлено следующими нормативными актами: Федеральные законы: - от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; - от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране

атмосферного воздуха»; от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире»; - от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" - от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ Также важно отметить, что ценность и уникальность объектов животного мира основана на территориальном принципе, где совокупность таких факторов как динамика биомассы и численность организмов на единицу площади, поток энергии экосистемы, разнообразие по тем или иным признакам, складывается в единую модель, по которой можно оценить степень нанесенного ущерба по тем или иным критериям. На практике этот подход нашел свое место в «Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания», которая в период 1996-1998 гг. разрабатывалась группой специалистов под руководством академика РАЕН В.Г.Кривенко и была утверждена Госкомэкологией РФ в 2000 г. Помимо данной методики в настоящее время Приказом Министерства Природных Ресурсов от 28 апреля 2008 г. N 107 утверждена «Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания». Следует дифференцировать возможности применения вышеуказанных методик поскольку на первый взгляд они явно пересекаются в объектах оценки, но при этом существует принципиальное различие в применении расчетов нанесенного ущерба, как в следствии нарушения экологического законодательства так и в рамках правомерной хозяйственной деятельности. Последнее не рассматривается методикой 2008 г. Методика утвержденная Госкомэкологией (2000г.) в основном рассчитана на определение порядка оценки вреда от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания как по объектам животного и растительного мира не участвующих в хозяйственном обороте так и для объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Важная особенность данной методики заключается в оценке вреда от планируемой хозяйственной и иной деятельности т.е. является важной основой для разработки ОВОС. В данном случае есть правовая предпосылка для этих целей, которая прописана в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», где согласно ст. 77 - Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект, которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (пункт 2 ст. 77). При этом выделяются виды вреда – а) вред, причиненный в результате нарушения законодательства в области окружающей среды; б) вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (данный вид вреда может причиняться в рамках легальной деятельности субъекта, без нарушения законодательства).

Основные принципы оценки экологического ущерба и убытков субъектов гражданских отношений. Состав ущерба, принцип исчисления минимального размера убытков окружающей среде, этапность оценки ущерба

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА

У нас в стране процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и

больше ориентирована на нормативные методы не связанные с рыночной ситуацией.

Оценка экологического вреда (ущерба) может проводиться для целей:

взыскания компенсаций за причиненный вред природным ресурсам и окружающей среде в результате наущения природоохранного законодательства;

для установления компенсационных платежей в возмещение экологического вреда при получении разрешений на осуществление хозяйственной деятельности (недропользовании, осуществлении инвестиционных проектов, затрагивающих окружающую среду);

для расчета страховых платежей при страховании ответственности за риск, причиненный загрязнением природной среды в результате хозяйственной деятельности, например, при добыче нефти и газа или иных полезных ископаемых;

при предъявлении исков и претензий о компенсации убытков, вызванных причинением вреда, находящимся в пользовании или собственности природным ресурсам (в основном земельным участкам);

при подготовке разделов "Оценка воздействия на окружающую среду" проектов хозяйственной деятельности;

при проведении экологической экспертизы и принятия решения о допустимости или недопустимости строительства конкретных объектов.

Оценка и возмещение экологического вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью населения, а также различным субъектам правовых отношений и хозяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем нормативно-методических документов, утвержденных на федеральном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоящее время насчитывается около 70 нормативных документов, устанавливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятельности в данном направлении. Однако в связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов власти правовой статус большинства этих документов не ясен. Документы регионального уровня, то есть утвержденные органами власти Субъектов Федерации, либо восполняют пробелы в нормативных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природной среды, либо являются развитием документов, имеющих федеральный статус, с учетом местных особенностей. Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере деятельности. Несмотря на столь обширный перечень нормативных и методических документов, и длительную практику расчета размера исковых претензий за нарушение природоохранного законодательства, понятие собственно "экологического ущерба", как вреда, причиненного природной среде и здоровью населения, а также сопряженных с этим вредом убытков, нигде однозначно не раскрыто. Только совсем недавно, в 2001 году, в законодательстве появилось определение вреда окружающей среде, под которым понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако термины "деградация естественных экологических систем" и "истощение природных ресурсов" действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия "вред окружающей среде" и затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента

наступает деградация естественных экологических систем. Это пробел действующего законодательства, который дает возможность уклоняться от ответственности за причиненный экологический вред на юридическом основании. Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения. Данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков. В остальных нормативно-методических документах принципы возмещения ущерба и вреда, изложенные в перечисленных документах либо уточняются, либо дополняются в зависимости от категории природного ресурса или компонента природной среды, которым нанесен вред или отрасли народного хозяйства, использующей определенные природные ресурсы или объекты. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы (упущенная выгода). Реальный ущерб определяется стоимостью утраченного имущества, а упущенная выгода определяется неполученными доходами, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Данная статья Гражданского кодекса РФ, по сути дела, описывает и закрепляет в качестве правовой нормы основную экономическую формулу, которая в настоящее время довольно широко используется при подсчете убытков и ущерба, вызываемых повреждением, гибелью и уничтожением всех видов имущества и ресурсов, включая и природные ресурсы и объекты, большая часть из которых согласно статье 130 относится к объектам недвижимости. То есть:

Убытки =

= восстановление нарушенного права + реальный ущерб + упущенная выгода,

Реальный ущерб = утрата или повреждение имущества,

Упущенная выгода = неполученные доходы.

Экономический смысл формулы, установленной статьей 15, заключается в том, что размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (приведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. На этой же формуле основан и порядок исчисления размера потерь и убытков различных субъектов права (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, отрасли народного хозяйства и т. д.), а также вреда, причиненного тем или иным природным объектам, закрепленный различного рода законодательными и иными правовыми актами.

Так, согласно статье 77 Закона РФ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Основные принципы оценки экологического ущерба и убытков субъектов гражданских отношений

1. Оценка экологического ущерба включает две позиции:

а) собственно экологический вред, причиненный окружающей природной среде и природным объектам - земле, почве, воде, воздуху, зеленым насаждениям;

б) убытки муниципалитета, юридического лица или иного субъекта гражданских отношений, вызванные его причинением и необходимостью ликвидации последствий за счет средств города.

2. В состав убытков, возникающих при причинении экологического вреда можно включать:

1) затраты на ликвидацию негативных последствий - рекультивацию и реабилитацию территории, устранение загрязнения воды и воздуха; 2) стоимость утраченных или поврежденных природных объектов - зеленых насаждений, почвы, местообитаний животных, самих животных; 3) стоимость потери экосистемных услуг (природоохранных и рекреационных функций), выполняемых экосистемами; 4) убытки от снижения стоимости недвижимости - рыночной стоимости земли или квартир; 5) убытки от неполучения платежей, адекватных стоимости земли (упущенная выгода); 6) проценты на суммы средств, отвлекаемых для ликвидации отрицательных последствий (упущенная выгода); 7) убытки от причинения вреда здоровью жителей муниципалитета (возможны различные схемы расчетов).

3. Минимальный размер убытков можно определять по затратам на реабилитацию территории и устранение загрязнения воздушной и водной среды.

При оценке земельных участков оценщикам в ближайшее время придется сталкиваться с проблемой исчисления размера "прошлого" экологического ущерба, которая может быть легко решена по предлагаемой выше схеме.

Именно в этом направлении в настоящее время планируется проводить работы в Москве при санации промышленных территорий и оценке стоимости земли при осуществлении тех или иных инвестиционных проектов. Москва приступает к разработке собственного методического обеспечения подобных раборт, используя имеющиеся нормативные документы по оценке стоимости зеленых насаждений, ущерба от загрязнения, захламления и деградации городских земель, ущерба природным комплексам от строительства автодорог, ущерба от уничтожения местообитаний животных и проекты методик по оценке ущерба от загрязнения водных объектов, разработанных с участием автора.

Особенности действующее системы оценки экологического ущерба: покомпонентный подход, нормативный подход, отсутствие законодательно признаваемых методов оценки ущерба, причиняемого здоровью населения, а также потери экосистемных функций.

Отличительными особенностями действующей системы экономической оценки экологического ущерба являются, во-первых, покомпонентный подход и, как следствие, отсутствие комплексности в расчетах; во-вторых, преобладание нормативных методов оценки, и, в-третьих, отсутствие законодательно признаваемых методов оценки ущерба (вреда), причиняемого жизни и здоровью людей загрязнением окружающей природной среды и методов оценки компенсации экосистемных услуг (методов оценки экосистем и их функций). Под нормативными методами понимаются методы, связанные с применением неких утвержденных стоимостных параметров и математических формул.

Покомпонентный подход. Покомпонентный подход проявляется в том, что оценка ущерба проводится по отдельным средам или элементам природной среды и регламентируется самостоятельными нормативно-методическими документами, содержащими различные в методологическом отношении технологии расчетов. В отдельных случаях ущерб оценивается в виде потерь определенной отрасли народного хозяйства, например лесного или сельского.

В 1999 г. Госкомэкологией РФ была утверждена Методика определения предотвращенного экологического ущерба для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращенного в результате деятельности территориальных природоохранных органов системы Госкомэкологии РФ (далее - Методика - 99). Она предназначена “для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, выполнения мероприятий в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей среды, осуществления государственной экологической экспертизы, мероприятий по сохранению заповедных природоохранных комплексов и других видов деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии”.

Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимаются фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей природной среды, включая прямые и косвенные воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения. Наиболее проработанной является оценка ущерба, наносимого таким природным ресурсам, как лес и промысловые биоресурсы. Что касается оценки ущерба от разливов нефти в морских акваториях, то эта проблема вообще не рассматривается в научной литературе, несмотря на то, что она очень важна с точки зрения перспективы - все больше морских шельфов вовлекается в процесс нефтедобычи.

Под ущербом от загрязнения водной среды мы будем понимать материальные и финансовые потери и убытки (прямые и косвенные) в результате снижения биопродуктивности водных экосистем, ухудшения потребительских свойств воды как природного ресурса, нарушения рекреационной ценности акватории, а также дополнительные затраты на ликвидацию последствий загрязнения акваторий и прилегающих территорий и восстановление их до исходного состояния, включая очистку и воспроизводство биоресурсов.

Эколого-экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей природной среде, заключается в определении фактических и возможных (предотвращаемых) материальных и финансовых потерь и убытков от ухудшения в результате антропогенного воздействия качественных и количественных параметров окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов (водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира).

При оценке экономического ущерба от загрязнения используется два основных методологических подхода:

прямой счет,

косвенная оценка.

Оценка ущерба прямым счетом, требует сбора и обработки огромного объема информации, вследствие большой трудоемкости неудобны для широкого использования в экономических расчетах, и, как правило, служат лишь инструментом для создания информационной базы при разработке косвенных методов определения ущерба.

3.1. Прямой счет оценки ущерба

Реципиентные методики основаны на определении экономического ущерба от действия загрязнения на конкретные виды реципиентов путем суммирования различных составляющих потерь, выраженных в денежной форме. Первоначально должен быть определен натуральный ущерб от загрязнения по каждому реципиенту, затем рассчитывается экономическая оценка натуральных последствий загрязнения. Экономический ущерб в этом случае является комплексной величиной, получаемой суммированием локальных ущербов, наносимых всем видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. Под экономическим ущербом в этом случае понимаются все издержки, потери и убытки, которые понесло общество вследствие загрязнения.

Качество окружающей природной среды оценивают по степени отклонения ее фактических параметров (физико-химических, биологических, органолептических и др.) от "эталонных" значений, характеризующих нормальное состояние среды. Отклонения фактических параметров состояния природной среды от "нормальных" значений рассматриваются как экологические нарушения, обусловливающие ущерб.

Изменение параметров, описывающих состояние объекта в результате негативного воздействия на него (например, загрязнения), будем называть ущербом.

Таким образом, определение натурального ущерба методом прямого счета осуществляется на основе оценки состояния природных ресурсов до загрязнения и после. Величина экономического ущерба от отрицательного воздействия на морскую акваторию в результате разлива нефти определяется по разности экономической оценки природных ресурсов до и после загрязнения. Другими словами, экономическая оценка основывается на анализе показателей состояния природных ресурсов экосистемы моря, чувствительных к нефтяному загрязнению, до и после разлива. Показатели состояния природного ресурса должны отражать качество, количество, состав (структуру) и местоположение природного ресурса.

Изменение состояния природных ресурсов приводит к изменению их экономической оценки, поэтому должны быть определены нормативные (или до разлива) значения показателей, чтобы для оценки натурального ущерба определять отличие их реальных (после разлива) значений от нормативных.

Разность между величинами, соответствующими новому и исходному состоянию, определяет изменение состояния природного ресурса (сдвиг), вызванное загрязнением. Экономическая оценка этого сдвига позволит выразить в экономических категориях ущерб, наносимый среде. Под экономической оценкой изменения состояния понимаются возникающие у реципиентов убытки, а также затраты, необходимые для компенсации этого сдвига.

Для этого должны быть исследованы показатели состояния ресурсов среды - устойчивые и периодически изменяющиеся.

В этих целях разрабатываются и используются геоинформационные системы (ГИС) и карты чувствительности акваторий и территорий к нефтяному загрязнению. Для поддержания информации в базах данных ГИС в обновленном виде необходим регулярный мониторинг всех видов природных ресурсов морской экосистемы, а также обновляемые данные кадастровых оценок.

Различают три метода выявления составляющих ущерба: контрольных районов (базирующийся на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов), аналитических зависимостей, основанных на получении математических зависимостей (например, при помощи многофакторного анализа) между показателями состояния соответствующей экономической системы и уровнем загрязнения окружающей среды, и комбинированный.

Классификация методик по оценке ущерба окружающей среде в РФ: методики, основанные на использовании нормативов; методики, использующие и нормативы, и комплексный подход; методики, не использующие нормативы.

Действующие методики и инструкции об исчислении размера ущерба окружающей природной среде.

• Методикаподсчета ущерба, наносимого рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов», утвержденной Минрыбхозом 16.08.67;

• Методикаподсчета ущерба, наносимого рыбному хозяйству в результате нарушений Правил рыболовства и охраны рыбных запасов»,утвержденная Министерством рыбного хозяйства №30-2-02 от 12.07.74 г. и Министерством финансов15.07.74г.;

• Временная методикаоценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий,



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
Действующие методики и инструкции об исчислении размера ущерба окружающей природной среде. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Действующие методики и инструкции об исчислении размера ущерба окружающей природной среде.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)