Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упрощенная модель равновесия Кейнса. Разрывы в экономике. Парадокс бережливости.



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Упрощенная модель равновесия Кейнса. Разрывы в экономике. Парадокс бережливости. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Упрощенный вариант кейнсианской модели дает наглядное представление о действии рыночных механизмов. В этой модели, которую часто называют также моделью мультипликатора, анализируется один макроэкономический рынок — рынок товаров и услуг, а состояние всей экономики описывается двумя переменными. Первая переменная YS — произведенный национальный доход, используемый на потребление и накопление. Эта переменная трактуется как предложение товаров и услуг. Вторая переменная YD — совокупный спрос на товары и услуги; она представляет собой сумму двух составляющих: спроса на инвестиции I и спроса на текущее потребление C:

YD = I + C

Существенным допущением модели является то, что спрос на текущее потребление C есть возрастающая функция национального дохода: C = C(YS). При этом считают, что спрос изменяется медленнее, чем национальный доход, вследствие чего производная функции потребления C'(YS) — так называемая предельная склонность к потреблению — удовлетворяет условию 0 < C'(YS) < 1.

Для упрощения анализа модели принимают, что спрос на текущее потребление C изменяется по линейному закону:

C(YS)= a + cYS

где а и c — положительные константы (поскольку здесь C'(YS) = c, то 0 < c < 1).

Пусть до некоторого момента времени T экономика находилась в состоянии равновесия, т.е. при t < T совокупный спрос был равен предложению: YD(t) = = YS(t). Что произойдет, если по какой-либо причине в момент T совокупный спрос увеличится (например, за счет роста спроса на инвестиции)?

Логика упрощенной (канонической) модели Кейнса, используемой для получения ответа на этот вопрос, такова. Во-первых, с увеличением спроса на инвестиции произойдет смещение линии совокупного спроса, вследствие чего система будет характеризоваться новым состоянием равновесия. Во-вторых, рост совокупного спроса приведет (в результате действия гипотезы Кейнса “спрос создает предложение”) к увеличению предложения. Увеличившемуся предложению (национальному доходу), вызванному ростом производства товаров и услуг, соответствует увеличившееся значение совокупного спроса. Но так как предельная склонность к потреблению меньше единицы, разность между спросом и предложением сокращается. Эту разность E = YD – YS называют избыточным спросом на товары и услуги. Таким образом, положительный избыточный спрос на товары и услуги вызывает в каждый последующий момент времени рост их предложения, что приводит к сокращению избыточного спроса. Точно так же, если избыточный спрос отрицателен, происходит сокращение национального дохода.

При формализации описанного механизма в упрощенной модели Кейнса обычно исходят из того, что национальный доход в момент t+1 равен совокупному спросу в предыдущий момент t, т.е.

YS(t+1) = YD(t)

где t = T, T + 1, ј

Математики говорят, что это уравнение задает итерационный процесс (одномерное отображение). Возникает вопрос, приведет ли этот процесс к новому равновесному значению национального дохода YE? Для получения ответа удобно ввести новую переменную yt = YS (t) – YE , которая равна отклонению текущего значения национального дохода от его нового равновесного значения YE. Можно показать, что динамика этой переменной в силу предыдущих уравнений описывается формулой геометрической прогрессии:

yt+1 = cyt

А поскольку предельная склонность к потреблению удовлетворяет условию 0 < с < 1, то, данное уравнение (4) задает бесконечно убывающую геометрическую прогрессию. Поэтому национальный доход YS(t) устремляется к своему новому равновесному значению YE.

Рассмотренная нами динамика национального дохода носит название “мультипликативный процесс”. Графически этот процесс изображается в виде ломаной линии с помощью так называемого креста Самуэльсона—Хансена (рис.1). Здесь линия Y = YS (биссектриса координатного угла) является графиком функции предложения, а линия

Y = YD(YS), где YD(YS) = C(YS) + I — графиком функции совокупного спроса.

 

Рис.1 Мультипликативный процесс.

 

Сначала спрос характеризовался прямой Y = YD, и система находилась в состоянии равновесия A. Затем спрос вырос (прямая Y = YD), и в результате итерационного процесса (соответствующие переходы показаны цветом) система перешла в новое состояние равновесия B.

Итак, действие гипотезы “спрос создает предложение” приводит макроэкономическую систему (в данном случае рынок товаров и услуг) к новому состоянию равновесия. Поэтому в методологическом плане упрощенная модель Кейнса используется для демонстрации тезиса о действии рыночных механизмов, приводящих систему в состояние равновесия, если товаропроизводителям выгодно делать инвестиции и расширять производство при наличии избыточного спроса. Напомним, что ключевая гипотеза Кейнса “спрос создает предложение” выражает действие именно этого механизма.

Если фактический равновесный ВВП меньше потенциального, то в экономике имеет место так называемый рецессионный разрыв. Такая ситуация, в соответствии с кейнсианскими представлениями, обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости, поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Ep. (рис.2.(а)). Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов равна Е1, а объем равновесного фактического выпуска Y1, что он меньше, чем уровень выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до Ер2. Важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (DЕр), а разница между величиной Y1 и Y* (DY) - это рецессионный разныв выпуска. Следует отметить, что возможность рецессионного разрыва выпуска признают представители всех направлений макроэкономистов, а рецессионный разрыв расходов имеет место только в кейнсианской модели (поскольку только в этой модели, во-первых, рецессионный разрыв выпуска объясняется недостаточностью величины совокупных расходов (совокупного спроса) в результате неполной занятости ресурсов и, во-вторых, обосновывается мультипликативный эффект воздействия изменения расходов на изменение величины совокупного выпуска). В кейнсианской модели рецессионный разрыв выпуска – это рецессионный разрыв расходов, умноженный на мультипликатор расходов (DY = DЕр х КА ), а поскольку мультипликатор расходов КА, равный [1 / (1 – мрс (1 – t))] всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска всегда больше рецессионный разрыва расходов. Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Yфакт >Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис.2(б). Инфляционный разрыв выпуска равен DY, а инфляционный разрыв расходов равен D Ер, причем DY – это мультиплицированная величина D Ер. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на D Ер, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.[[2]]

 

Рис.2 Разрывы в кейнсианской модели:

а) Рецессионный разрыв; б) Инфляционный разрыв

 

Парадокс бережливости — гипотеза о том, что автономный подъем сбережений без соответствующего увеличения инвестиций ведет к снижению равновесного уровня реального ВНП, а это, в свою очередь, замораживает или даже снижает объем сбережений.

Поскольку, по мнению Кейнса и его последователей, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно (особенно увеличить их, если домохозяйства имеют низкие доходы и не в состоянии увеличивать потребительские расходы, а фирмы настроены пессимистично относительно будущего и не желают инвестировать, как это было в период Великой депрессии), то должны меняться расходы государственного сектора, что и обеспечит регулирование экономики и если не полную ликвидацию, то хотя бы сокращение разрывов выпуска. Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в экономике; 2) государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска; 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.


Валютная политика.

 

Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.

Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, а именно: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.

Арсенал используемых элементов политики может при том приобретать дисконтную или девизную формы.

Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка.

Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция - процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов - это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов[[3]]:

1) - экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;

2) - временного промежутка в рамках данной страны. Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

· - курс определяется правительством страны;

· - имеет место вмешательство правительства в установление режима;

· - обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую "ползающую зацепку" курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и "грязное плавание" курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом.

Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

Каждый из названных режимов обменного курса имеет определенные имущества и недостатки, которые мы и рассмотрим.

Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

· количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

· усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.

Наряду с этим преимущество фиксируемого курса проявляется в сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков.

Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами; уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами: иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.

К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

Плавающий режим обменных курсов. Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков: если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние; данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых фискальных мер; следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме; существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов рынка; если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость.

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями являются наличие развитого финансового рынка, степень интегрированности с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые государства, а затем и развивающиеся.

Однако ввод плавающих курсив национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1-2 раза в месяц.

Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

Валютная интервенция. Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса.

Эта форма валютной политики осуществляется центральным банком одной страны или банками нескольких государств. Для примера можно привести европейскую валютную систему. Так, центральные банки европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной.

Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.

Валютные ограничения. Ими являются меры и правила, которые установлены государством в законодательном или административном порядке. Условием применения является хронический и крупный дефицит платежных балансов для сбалансированности внешних платежей и поступлений. Разновидностей валютных ограничений существует много - от определенных пределов до 100% требований продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу. Применение может получить и практика лицензирования продажи иностранной валюты импортерам, а также формы запретов на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений. Ограничения распространяются на права физических лиц, на владение и распоряжение валютой. В случаях необходимости регулирования иностранных инвестиций, трансферта прибыли, внешних займов и кредитов в ряде стран устанавливаются определенные ограничения. Некоторые страны обязуют заемщика депонировать часть иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке, при этом в зависимости от назначения этих кредитов транжируется диапазон депозитов.

Девальвация и ревальвация валют. Многие страны, развивая международные экономические отношения с внешним миром, испытывают различную степень инфляции в разных странах. При этом, если используется режим фиксируемых валютных курсов, то центральные банки ощущают необходимость пересмотра официальных курсов своих национальных валют, поскольку реальные курсы, обусловленные покупательной силой валют, значительно отклоняются от официального курса. Как правило, курсы валют, обесценение которых не существенно, реально повышаются; валюты, обесценение которых происходит быстрыми темпами, по сравнению с официальным курсом резко снижаются. В такой ситуации созревает необходимость корректирующих операций в отношении валютного курса, т.е. девальвировать или ревальвировать.


Вопрос №1.

 

Денежная масса М1 возросла в стране на 48%. При этом наблюдалось падение объема производства на 4,8%. Как измениться уровень цен? К каким последствиям может привести подобная политика Национального банка?

Решение:

В экономической теории широкое признание получило «уравнение обмена», предложенное американским экономистом И. Фишером в работе «Покупательная способность денег». Уравнение обмена или, как иногда его называют, «уравнение Фишера», выглядит следующим образом:

MV=PQ,

где М — величина находящейся в обращении денежной массы; V — средняя скорость обращения денежной единицы; Р — уровень цен; Q — реальный объем национального продукта.

Это уравнение позволяет рассчитать каждый из составляющих его параметров:

• обращаемая денежная масса PQ/V;

• скорость обращения денежной единицы PQ/M,

• средний уровень цен MV/Q;

• денежная величина национального продукта MV/P.

Определим, как измениться уровень цен (Р2/Р1):

V=const

Таким образом, цены увеличились на 41%. Подобная политика Национального банка может привести к инфляции.


Вопрос №2.

 

Найдите сильные и слабые стороны в утверждении сторонников экономики предложения о том, что снижение налогов ведет к сокращению инфляции.

Решение:

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Рональда Рейгана, один из основоположников концепции «экономики предложения» Артур Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость, В своем анализе Артур Лаффер исходил из налоговой функции: Tx=t×Y

 

 

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт.), при которой налоговые поступления максимальны (Tx max). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности, и налоговые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода.

Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х годов предложил снизить ставки налога на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций.

Лаффер исходил из предложения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства сочетается в этом случае со снижением уровня цен и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и способствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном периоде, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

Таким образом, снижение налогов ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому этот инструмент может использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.


Задача 1.

 

Найти ВНП двумя способами, используя следующие данные: рента – 24; личные потребительские расходы – 1080; чистые инвестиции – 120; налоги на доходы предприятий – 65; нераспределенные прибыли предприятий – 18; чистый экспорт – 7; дивиденды – 180; процент – 82; косвенные налоги – 163; валовые инвестиции – 240; заработная плата – 1028; государственные закупки товаров и услуг – 365; доход от собственности – 97.

Решение:

ВНП может быть определен путем суммирования:

— всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВНП по расходам);

— всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВНП по доходам).

Расчет ВНП по доходам.

Расчет ВНП по доходам отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные виды смешанного дохода), а также чистые налоги.

Следует отметить, что, несмотря на то, что ВНП рассчитывается с охватом обеих сфер: материального и нематериального производства, в этот показатель не попадают многие операции и услуги, которые трудно или невозможно учесть:

— работа домохозяек в своем домашнем хозяйстве;

— работа ученых «на себя», не воплощенная в виде готовой продукции: книг, образцов и т.д.;

— бартерный обмен;

— доходы теневого бизнеса;

— оплата в виде чаевых и т. п.

При всех методах подсчета ВНП в него не включаются так называемые непроизводственные сделки, в частности трансфертные платежи. Объем этих платежей, как правило, достаточно велик, но они представляют собой просто перераспределение созданного ВНП.

К числу трансфертных платежей относятся:

— государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, стипендии, пенсии, выплаты процентов по государственному долгу и т. п.);

— частные трансфертные платежи (разовые выплаты из частных фондов, стипендии частных лиц и организаций и т. п.).

Не включаются в состав ВНП и чисто финансовые операции (например, купля-продажа ценных бумаг), так как они не увеличивают текущее производство.

Расчет ВНП по расходам.

В соответствии со вторым методом расчета ВНП (по расходам) он включает следующие статьи:

1. Конечные потребительские расходы домашних хозяйств. Это товары повседневного спроса, предметы потребления длительного пользования, расходы на потребительские услуги и др.

2. Конечные расходы органов государственного управления (государственных учреждений). Это расходы государственных и муниципальных органов управления на покупку экономических ресурсов и произведенной продукции для нужд государства, что выражается суммой затрат на выплату заработной платы государственным и муниципальным служащим (работникам так называемой бюджетной сферы), на закупку для государственных нужд товаров и услуг.

3. Конечные расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Это расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам.

4. Валовое накопление основного капитала (валовые капиталовложения), которое состоит из так называемых чистых капиталовложений, т.е. финансируемых не за счет амортизационных отчислений, и амортизационных отчислений (они также идут на финансирование капиталовложений).

5. Изменения в запасах материальных оборотных средств, которые, как и валовое накопление основного капитала, являются составной частью всего валового накопления.

6. Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внутренних ценах.

Рассчитаем объем ВНП по доходам:

ВНП = Рента + налоги на доходы предприятий + нераспределенные прибыли предприятий + дивиденды + косвенные налоги + заработная плата + доход от собственности = 24+65+18+180+163+1028+97=1572

Рассчитаем объем ВНП по расходам:

ВНП = потребительские расходы + валовые частные внутренние инвестиции + государственные закупки товаров и услуг + чистый экспорт = 1080+(240-120)+365+7=1572


Задача 2.

 

Определить темп роста экономики, используя модель Мида, которая описывается уравнением У=1,02К0,7L0,3, если известно, что объем капитала в стране вырос на 2%, а объем используемого труда сократился на 3%.

Решение:

Определим темп роста экономики (Тр), используя модель Мида:

Тр=У1/УО*100%

У0=1,02К0,7L0,3

У1=1,02(1,02К)0,7(0,97L)0,3

Таким образом, темп роста экономики составит 100,47%, т.е. экономический рост составит 0,47%.




2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Упрощенная модель равновесия Кейнса. Разрывы в экономике. Парадокс бережливости. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упрощенная модель равновесия Кейнса. Разрывы в экономике. Парадокс бережливости.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)