Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика принятия решений в государственных (муниципальных) органах власти и управления



2019-07-03 173 Обсуждений (0)
Специфика принятия решений в государственных (муниципальных) органах власти и управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политико-управленческое решение - основной инструмент воздействия профессиональных работников государственной службы на управляемый объект. Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. В целом, управленческую деятельность можно рассмотреть в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.

Основными признаками управленческих решений являются:

1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.

2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.

3) Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.

4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.

5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.

Причем процесс принятия управленческих решений достаточно сложен и ответственен, так как от их своевременности, точности, целесообразности может зависеть жизнь, здоровье, благосостояние как отдельных лиц, так и общества в целом.

Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей, только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.

Все управленческие решения можно классифицировать следующим образом:

Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку государственной (муниципальной) политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов сообществ в отношении ключевых вопросов государственного (муниципального) развития.

Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью:

1) Запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.

3) Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.

4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако следует отметить, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.

5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Они могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы.

Функции управленческих решений:

1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;

2) Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;

3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому

решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирование широкого круга подведомственных отношений.

Кроме того, самое непосредственное значение для эффективности решения имеют компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего.

В теории принятия решений в государственных (муниципальных) органах власти есть специальный термин - Лицо, Принимающее Решения, сокращенно ЛПР. Это тот, на ком лежит ответственность за принятое решение, тот, кто подписывает приказ или иной документ, в котором выражено решение. Обычно это генеральный директор или председатель правления фирмы, командир воинской части, мэр города и т.п., словом - ответственный работник.

Проект решения готовят специалисты, как говорят, "аппарат ЛПР", часто вместе с сотрудниками иных. Если ЛПР доверяет своим помощникам, то может даже не читать текст, а просто подписать его. Но ответственность все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке решения.

В органах государственной муниципальной власти используются различные методы принятия решений: рационально-универсальный («корневой метод»), метод последовательных, ограниченных сравнений («метод ветвей»), смешанно-сканирующий метод, переговорный метод принятия решений, партиципативный метод принятия решений (метод участия), метод принятия решения на основе собственного интереса.

Для принятия решения в органах власти часто используются Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР. Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Существует масса методов получения экспертных оценок. Не менее существует и методов обработки ответов экспертов, в том числе весьма математизированных и компьютеризированных. Многие из них основаны на достижениях статистики объектов нечисловой природы и других современных методах прикладной статистики.

Рабочая группа должна собрать возможно больше относящейся к делу информации, аргументов «за» и «против» определенных вариантов решений. Полезен метод постепенного увеличения числа экспертов: сначала первый эксперт приводит свои соображения по рассматриваемому вопросу; составленный им материал передается второму эксперту, который добавляет свои аргументы; накопленный материал поступает к следующему - третьему - эксперту... Процедура заканчивается, когда иссякает поток новых соображений.

В данном методе эксперты только поставляют информацию, аргументы «за» и «против», но не вырабатывают согласованного проекта решения. Нет никакой необходимости стремиться к тому, чтобы экспертные мнения были согласованы между собой. Наибольшую пользу приносят эксперты с мышлением, отклоняющимся от массового, поскольку именно от них следует ожидать наиболее оригинальных аргументов.

Математические методы в экспертных оценках применяются обычно именно для решения задач подготовки проекта решения.

Недостатки управленческой деятельности в решении социально-экономических проблем на уровне городов и регионов в значительной мере обусловлены слабым информационно-аналитическим обеспечением принимаемых решений.

Для принятия обоснованных управленческих решений федеральным и региональным органам власти важны анализ, моделирование и прогнозирование динамики макроэкономических и территориальных индикаторов социально-экономического развития. Эффективную информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений способны обеспечить системы автоматизации аналитической и прогнозной деятельности специалистов органов государственной власти и управления, организующие процессы сбора, хранения и обработки территориальной информации. Специализированные информационно-аналитические системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития административно-территориальных единиц (субъектов РФ, отраслей, отраслевых комплексов) и Федеральных органов власти предназначены для накопления, хранения, всестороннего анализа структурированной информации и прогнозирования территориальных и отраслевых социально-экономических процессов.

К сожалению, на текущий момент не во всех органах государственной (муниципальной) власти налажено использование межведомственного электронного взаимодействия, что приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации. Использование современных информационных технологий, специализированных экономико-математических средств анализа, моделирования и вариантного прогнозирования основных показателей социально-экономического развития позволит значительно снизить долю рутинных неэффективных операций, повысит уровень достоверности используемых данных, повысит оперативность получения необходимой информации и качество принимаемых управленческих решений.




2019-07-03 173 Обсуждений (0)
Специфика принятия решений в государственных (муниципальных) органах власти и управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика принятия решений в государственных (муниципальных) органах власти и управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)