Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Денежный мультипликатор и денежное предложение



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Денежный мультипликатор и денежное предложение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На более фундаментальном уровне стоимость денег есть, в сущности говоря, феноменом спроса и предложения. Т. е. стоимость денег определяется их редкостью относительно их полезности. Полезность денег определяется, разумеется, их уникальной способностью обмениваться на товары и услуги как сегодня, так и в будущем. Спрос на деньги в экономике зависит, таким образом, от общего долларового объема соглашений плюс количества денег, что индивидуумы и предприятия хотят иметь в распоряжении для возможных соглашений в будущем. При данному более или менее постоянном спросе на деньги стоимость (покупательная стоимость) денежной единицы будет определяться предложением денег. Итак, приемлемость, относительная редкость и законность и дают, на мой взгляд, денежной банкноте определенную стоимость. Но всегда можно будет выделить еще несколько факторов, которые прямо или косвенно влияют на стоимость денег. Аналогично и с функциями денег, что мы рассмотрели выше: разные ученые выделяют разные функции денег. В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят все свое время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьей, родными, личной жизням.

Предложение денег (М5) - количество денег, которые находятся в обращении, за пределами банковской системы.

Предложение денег во всех странах регулируется центральными и коммерческими банками.

Предложение денег 5) содержит в себе денежная наличность (С) и депозиты:

М5 = С + Д,

 

где М 5 - предложение денег;

З - денежная наличность;

Д - депозиты до востребования.

Центральный банк регулирует прежде всего денежную базу, т. е. активы, от величины которых зависит денежная масса в стране. Если денежную базу примем МВ, а банковские резервы К, тогда:

МВ = С + К,

 

где МВ - денежная база; С - денежная наличность; К - резервы.

В модель предложения денег включенные три экзогенные переменные.

1. Денежная база (МВ = С + К).

2. Норма резервирования депозитов(гг), т. е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы резервов устанавливаются в процентах от взносов в коммерческих банках. Этот процент дифференцирован: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады.

3. Коэффициент депонирования денег (сг), что отбивает преимущества населения в распределении денежной массы между имеющимися и депозитами.

Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. С ее помощью познается, как влияет на предложение денег политика центрального банка, коммерческих банков и частных лиц.

Более общая модель предложения денег включает и такую переменную, как денежный мультипликатор, под которым понимается отношение предложения денег к денежной базе:

 

Итак, М5 = тМВ. Отсюда поняло, чему денежную базу (МВ), что владеет свойством мультипликативного влияния на предложение денег, называют деньгами повышенной эффективности.

Таким образом, количество денег в стране увеличивается в том случае, если:

а) растет денежная база;

б) снижается норма минимального резервного покрытия;

в) уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков;

г) снижается доля денежной наличности в общей сумме платежных средств населения.

Различают краткосрочные и долгосрочные кривыепредложения денег, которые отбивают зависимость предложения денег от ставки процента.

Краткосрочная криваястроится при неизменности денежной базы. Долгосрочнаяотбивает реакцию банковской системы на изменения в спросе на деньги. Определяющую роль в формировании долгосрочной кривой предложения денег играют тактические цели центрального банка.

Денежно-кредитное регулирование экономики. Основные инструменты регулирования денежного предложения: операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, процентная политика, нормирование обязательных резервов коммерческих банков.

Денежно-кредитная, или монетарная, политика есть одним из главных инструментов государственного регулирования экономики. Именно на этой политике государства акцентируют свое внимание монетаристы. Денежно-кредитная политика наиболее эффективно и оперативно выполняет функции регулирования экономического цикла, предупреждение и преодоление спада производства.

Пометка денежно-кредитной политики - достижение на национальном рынке равновесия, которое характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции. Суть этой политики заключается в регулировании объема денежного предложения для стабилизации экономики. Так, во время спада производства монетарная политика сводится к стимулированию роста предложения денег, а в периоды высокой инфляции, наоборот, к ее ограничению.

Главным субъектом монетарной политики государства есть Национальный банк, который осуществляет денежную эмиссию и регулирует денежно-кредитную деятельность коммерческих банков. В своей политике Национальный банк применяет такие методы: операции на открытом рынке; изменение уровня минимальной резервной нормы; определение уровня учетной ставки.

Операции на открытом рынке - наиболее важный метод с точки зрения регулирования предложения денег. Суть этого метода заключается в купли-продажи Национальным банком правительственных ценных бумаг на открытом рынке. В процессе купли-продажи этих бумаг Национальный банк вступает в отношения с коммерческими банками, нефинансовыми фирмами и населением. Покупая или продавая правительственные ценные бумаги, он способен увеличивать или уменьшать резервы в банковской системе и таким образом влиять на предложение денег.

Денежно-кредитная политика Национального банка Украины основывается на основных критериях и макроэкономических показателях общегосударственной программы экономического и социального развития на определенный период. К таким макроэкономическим показателям принадлежат: обращение валового внутреннего продукта, прогнозируемое уровень инфляции, размер дефицита государственного бюджета и источника его покрытие, платежный и торговый балансы.

В процессе осуществления денежно-кредитной политики НБУ используется определенный инструментарий, который охватывает:

ü определение норм обязанностей резервов;

ü процентную политику;

ü рефинансирование коммерческих банков;

ü операции с ценными бумагами на открытом рынке;

ü поддержание курса национальной валюты;

ü регулирование импорта и экспорта капитала.

Определение норм обязанностей резервовзаключается в том, что НБУ устанавливает коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям нормативы обязательного резервирования привлеченных средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к общей сумме привлеченных банком средств. Резерв сохраняется на корреспондентском счету коммерческого банка в Национальном банке, проценты на обязательные резервы не начисляются.

Для разных видов привлеченных средств могут устанавливаться разные нормы обязательного резервирования. Если НБУ проводит деструкционную политику, то он повышает норму обязательных резервов, такой же мерой увеличивается сумма обязательных резервов и уменьшается ресурсный потенциал каждого коммерческого банка. Если НБУ проводит экспансионную политику, то он уменьшает норму обязательного реформирования.

Определение норм обязательных резервов - довольно сильный инструмент денежно-кредитной политики. На денежную массу он влияет не только через изменение обращения ресурсов каждого коммерческого банка, а и через изменение денежного мультипликатора.

Процентная политикакак инструмент денежного-кредитного регулирования экономики заключается в том, что НБУ определяет уровень процентных ставок за ломбардными и учетными кредитами, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке рефинансирования их активных операций.

Если НБУ проводит сдерживание или сокращение массы денег в обращении, он повышает процентные ставки, который уменьшает спрос на кредитные деньги. Сокращение спроса приводит к сокращению предложения. Не использованные для кредитования деньги вкладываются в другие активы (ценные бумаги государства) или оседают на депозитах коммерческих банков в НБУ, как следствие - происходит уменьшение денег в обращении.

Рефинансирование коммерческих банковкак инструмент денежно-кредитной политики тесно связано с процентной политикой, но имеет и определенные собственные черты. Этот инструмент базируется на функции НБУ как «кредитора на последней инстанции». Коммерческие банки обращаются к нему за кредитом чаще всего в случае появления временного дефицита первичных резервов. Такие займы банки просят, как правило, на короткий срок и получают в порядке переучета коммерческих векселей или под залог ценных бумаг, в том числе и коммерческих векселей. Эти кредиты имеют название, соответственно, учетный и ломбардный.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке состоят в изменениях объемов купли и продажи НБУ ценных бумаг: казначейских обязательств (депозитных сертификатов), других ценных бумаг.

При условиях когда нужно стабилизировать или уменьшить массу денег в обращении, сдержать рост платежеспособного спроса, снизить инфляцию, НБУ продает ценные бумаги коммерческим банкам. В последних уменьшается первичные резервы, а вследствие этого сокращается общий объем денежной массы.

Политика поддержания курса национальной валютыохватывает операции НБУ из управление валютными резервами государства. НБУ обеспечивает управление валютными резервами, осуществляя валютные инвестиции путем купли-продажи иностранной валюты на валютных рынках с целью поддержания курса национальной валюты относительно иностранных валют и влияния на общий спрос и предложение денег в государстве.

Регулирование импорта и экспорта капиталаявляется инструментом влияния на денежную массу в обращении, которое применяется НБЦ, через:

регистрацию импорта и экспорта капитала;

установление максимальных и минимальных размеров процентных ставок за иностранными депозитами в украинских банках;

установление для лиц, которые имеют долги перед нерезидентами, обязательного беспроцентного вложения определенной части от суммы этих долговых обязательств в уполномоченных банках.

Политика “дешевых” и “дорогих” денег. Рассмотрим, как это происходит. Если Национальный банк продает правительственные ценные бумаги, то в результате в коммерческих банках, нефинансовых фирмах и население сосредотачиваются ценные бумаги, а в Национального банку - деньги. Это сокращает банковские резервы и способность коммерческих банков к кредитованию. Сокращение резервов в коммерческих банках приведет и к сокращению денежного предложения, вследствие чего процентная ставка на кредиты и депозиты возрастет, а инвестирования снизится. Это так называемая политика “дорогих” денег, которая есть одним из элементов реструктивной политики государства.

Если правительство, осуществляя политику экспансии, хочет снизить процентную ставку и оживить тем самым инвестиции, то денежно-кредитный механизм действует в обратном направлении: Национальный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги в коммерческих банках, нефинансовых фирмах и в население, увеличивая таким образом резервы коммерческих банков та их способность к кредитованию. В свою очередь, это увеличивает предложение денег и снижает процентную ставку; инвестиции на рынке капиталов возрастают и в перспективе мультипликативно возрастает ВВП. Это есть так называемая политика «дешевых» грошей.

Остается ответить на вопрос, почему коммерческие банки, нефинансовые фирмы и население соглашаются на куплю-продажу правительственных ценных бумаг? Дело в том, что, как уже отмечалось, цены облигаций и процентные ставки находятся в обратной зависимости. Национальный банк продает ценные бумаги по низкой цене, а покупает их за более высокой.

Итак, Национальный банк способен продавать правительственные ценные бумаги и благодаря этому оказывать непосредственное влияние на предложение денег.

Изменяя минимальную обязательную резервную норму, Национальный банк также может влиять на кредитные возможности коммерческих банков. Увеличение нормы резерва приведет к сокращению денежного предложения и повышения процентной ставки. Деньги становятся «дорогими», что означает реструктивную политику. И, наоборот, снижая резервную норму, Национальный банк осуществляет экспансионистскую политику, т. е. политику «дешевых» денег.

Следует заметить, что изменение резервной нормы - довольно мощный метод монетарной политики, а практическое применение этого метода нуждается в осторожности. Это объясняется тем, что норма обязательного резерва влияет на уровень копеечного мультипликатора. Поэтому даже незначительные колебания этой нормы существенно влияют на предложение денег. При этих обстоятельствах изменения нормативного уровня резервов используют лишь в крайних случаях. Для простого корректирования денежного предложения резервную норму, как правило, не изменяют.

Учетная ставка - это процент, под который Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Национальный банк может предоставлять непосредственно заем коммерческим банкам, назначая низкую (дисконтную) учетную ставку. Поэтому эта политика называется также дисконтной. Она приводит к увеличению резервов в коммерческих банках и к росту предложения денег, которые снижает процентную ставку на копеечном рынке. И наоборот, повышая учетную ставку, Национальный банк сокращает резервы коммерческих банков. В них ухудшаются возможности к кредитованию экономики, предложение денег уменьшается, а процентная ставка возрастает.

Эффективная денежно-кредитная политика рассматривается как неотъемлемый компонент антиинфляционной политики, так как ошибочное, необоснованное увеличение денежного предложения служит причиной инфляции.

В Украине монетарные методы прежде всего использовались как антиинфляционное средство. Противодействием инфляции было, прежде всего, отсрочка бюджетных выплат, которое привело к небывалому росту задолженности бюджета и значительного обострения кризиса неплатежей. Объем кредитной задолженности между предприятиями и организациями Украины за 1995 г. увеличился в 4,5 раза.

Особенно отрицательно обозначилась на экономике Украины несогласование между финансовой и монетарной политикой. Это прежде всего проявилось в непоследовательной и противоречивой эмиссионной политике. Старание НБУ проводить последовательную политику «дорогих» денег не дали ожидаемого экономического эффекта. В условиях глубокого структурного разбалансирования государственных финансов политика денежной стабилизации не могла быть эффективной. Мировой опыт показывает, что жесткий режим монетарной политики без осуществления решительной политики ограничения бюджетных расходов в возможности остановить инфляцию лишь на короткое время.

Монетарные ограничения, не поддержанные мероприятиями бюджетной рестрикции, непременно ведут к кризису неплатежей, задолженности с выплатой заработной платы, пенсий и других социальных расходов, которая увеличивает потребность в государственных заимствованиях или денежной эмиссии. Такая ситуация втягивает экономику в отрицательную спираль: жесткая эмиссионная деструкция - платежный кризис - эмиссионные инъекции - новый значительный взрыв инфляции. Фактически по такой схеме в Украине развивались события в 1993 - 1994-в годах.

С целью уменьшения инфляции государство может осуществлять антиинфляционную политику, которая имеет несколько направлений. Одним из важнейших задач антиинфляционной стратегии есть погашения инфляционных ожиданий, прежде всего адаптационных. Другим неотъемлемым компонентом антиинфляционной стратегии есть стабильная денежная политика, ее особенность - внедрение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель определяется долгосрочной динамикой реального производства и таким

уровнем инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать.

Для того чтобы денежно-кредитная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо выдерживать на протяжении продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы. Т. е. в экономике при условиях инфляции денежно-кредитная политика сыграет ведущую роль. Из инфляционных обстоятельств нет причин, которые заставляют превышать лимит предложения денег. Осуществление антиинфляционной денежной стратегии по силам лишь современной банковской системе, возглавляемой независимым от исполнительной власти Национальным банком. Но регулирующий потенциал Национального банка ограничен. Ведь в рыночной экономике в обращении постоянно находятся деньги, выпущенные не только Национальным банком, а и коммерческими банками. Это, в первую очередь, банковские чеки. Поэтому, кроме денежных ограничений, нужны и другие мероприятия борьбы с инфляцией. В странах с развитыми рыночными отношениями функционируют механизмы, которые поддерживают производство и противодействуют его резкому спаду. С целью стимулирования производства государство создает благоприятный инвестиционный климат; стимулирует научно-технический прогресс; применяет мероприятия, направленные на повышение гибкости рынка работы, на усиление конкуренции, на повышение конкурентоспособности отечественных товаров.

Очень тяжело осуществлять ограничительную денежно-кредитную политику в высокомонополизованой экономике, где отсутствуют действующие рыночные механизмы. В такой экономике установления жестких лимитов на прирост денежного предложения вызовет не столько стабилизацию цен, сколько лавиноподобное сокращение объемов производства. Это означает, что переход к антиинфляционной денежно-кредитной политике должны происходить постепенно, сопровождаясь разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.

На результаты монетарной политики значительно влияют и процессы, которые происходят в мировой экономике. Рассмотрим политику «дешевых» денег как элемент общей экспансионистской политики. Вследствие увеличения предложения денег процентная ставка в национальной экономике снижается, что сокращает поступление в нее иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, уменьшает спрос на валюту данной страны и снижает ее курс относительно иностранных валют.

Следствие - сокращение импорта и рост экспорта и наоборот для политики «дорогих» денег.

Таким образом, следствия внутренней денежно-кредитной политики усиливаются под влиянием мировой экономики.

Для любой экономики рядом с поддержкой внутреннего равновесия исключительно важной есть проблема достижения баланса между экспортом и импортом. Аким же есть взаимосвязь макроэкономического равновесия и торгового баланса при условиях проведения той или другой монетарной политики?

Предположим, что для данной страны имеет место существенное превышение импорта над экспортом в условиях высокой безработицы и спада производства. При таких обстоятельствах государство, естественно, попробует уменьшить дефицит торгового баланса и будет проводить политику «дешевых» денег. Такая политика снизит пруду процента и уменьшит приток импорта, будет оказывать содействие экспорту и улучшит торговый баланс. Т. е. политика «дешевых» денег согласовывает с политикой сбалансирования торгового баланса.

Предположим теперь, что для страны характерным есть превышения импорта над экспортом в условиях инфляции. Тогда правительство проводит политику «дорогих» денег и сокращает дефицит торгового баланса. Согласовывают ли между собой такие действия правительства? Политика «дорогих» денег повышает ставку процента и стимулирует приток иностранных инвестиций. Это увеличивает спрос на национальную валюту и повышает ее курс относительно других валют, который сокращает экспорт и ухудшает торговый баланс. Такая политика «дорогих» денег приходит в разногласие с политикой балансирования торгового баланса.

Итак, денежно-кредитная политика может согласовывать с политикой балансирования экспорта и импорта, но может и противоречить ей.

 



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Денежный мультипликатор и денежное предложение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Денежный мультипликатор и денежное предложение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)