Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование величины кооперативных выплат, паевых взносов и паевого фонда



2019-07-03 542 Обсуждений (0)
Обоснование величины кооперативных выплат, паевых взносов и паевого фонда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В этом разделе изложено подробное описание методики расчета премий пайщиков (бонуса) для того, чтобы службы социального управления потребительских союзов могли прогнозировать и контролировать экономические последствия принятия тех или иных управленческих решений по экономической работе с пайщиками. Приведенные в данном разделе формулы достаточно точны для того, чтобы экономическими расчетами и принятыми на их основе решениями можно было регулировать социально-экономическую деятельность потребительской кооперации.

Методика и расчет бонуса и паевых взносов

В основу методики положена компенсация выплат бонуса за счет наценок для продаж посторонним.

Термин «посторонние» означает некооперированное население. Его введение экономически обосновано раздельным учетом продаж, которые могут быть разделены по графам «пайщики» и «посторонние».

Кроме термина «посторонние» следует ввести новое для современной российской кооперации понятие «бонус» пайщика, то есть премии (наиболее распространенный в мире вид кооперативных выплат), получаемой пайщиком за участие в товарообороте кооператива (скидки с цены продаж, услуг и других выраженных в денежном выражении доходы пайщиков от экономического участия в деятельности кооператива).

Бонус пайщика – основной стимул увеличения товарооборота кооператива.

Для применения кооперативных выплат в виде бонуса (премии на товарооборот пайщика) обоснована его величина и соответствующие наценки для продаж посторонним.

Условие компенсации затрат кооператива на выплату бонуса за счет повышения цен для продаж посторонним выглядит следующим образом:

Экономический смысл этой формулы состоит в безубыточной для кооператива компенсации выплаты бонуса за счет повышения цен для продаж посторонним.

Из формулы видно, что основным фактором, определяющим устойчивость выплаты бонуса, является конкретная величина H: при недостаточном повышении цен для посторонних доход от продаж не компенсирует бонус, при чрезмерном увеличении цен снизится товарооборот кооператива, что также не обеспечит компенсацию выплат бонуса.

При среднестатистическом удельном равенстве покупок пайщика и постороннего соблюдается следующее условие:

Практическая ценность выражения (2) состоит в том, что его можно использовать для укрупненных расчетов конкретных повышений цен для посторонних, полностью компенсирующих бонус на товарооборот, согласовав эти показатели с численностью пайщиков потребительского кооператива:

В зависимости от соотношения пайщиков и остального населения, существуют три качественно отличающиеся друг от друга зоны, характеризующие прогнозируемое изменение показателей работы потребительской кооперации при введении бонуса:

Зона безразличия. При реализации бонуса с соответствующими показателями этой зоны не следует ожидать снижения товарооборота от доли продаж посторонним, из-за незначительного повышения цен.

Зона возможного снижения товарооборота от доли продаж посторонним. Повышение цен при таком соотношении пайщиков и посторонних может оказать влияние на товарооборот, поэтому величины бонуса и цен следует подбирать эмпирически.

Зона невозможности применения бонуса за счет повышения цен посторонним. Данные таблицы 1. показывают, что при доле пайщиков в обслуживаемом населении до 10% уже сегодня допустимо применение бонуса на товарооборот до 10%.

Мировой кооперативный опыт свидетельствует, что при величине бонуса 5 и более процентов, пайщики осуществляют большинство покупок в своих кооперативных магазинах, что в большей степени относится к продуктам и другим товарам повседневного спроса.

Верхняя граница охвата товарооборотом денежных средств пайщиков определяется их потребностями и платежеспособностью, нижняя – ценами в конкурирующих с кооперацией магазинах.

Можно спрогнозировать как прирост товарооборота, так и изменение его структуры за счет продаж пайщикам более дорогих взаимозаменяемых товаров, что приведет к росту охвата товарооборотом денежных средств пайщиков

Поэтому, для получения более обоснованной величины максимального размера бонуса, ее необходимо рассчитывать с учетом прироста доли покупок пайщиков в товарообороте кооператива за счет дополнительного охвата их денежных средств:

Увеличение доли покупок каждого пайщика приведет к изменению соотношения продаж кооператива пайщикам и посторонним, что нарушит условие (2), так как объем покупок пайщиков возрастет в K раз, что эквивалентно увеличению их доли в обслуживаемом населении П на такую же величину при сохранении объема покупок T.

При создании полноценной социальной базы и повышении эффективности работы потребительской кооперации, следует применять компенсацию бонуса за счет отказа от части прибыли. Пример расчета.

Предлагаемую схему применения бонуса можно проиллюстрировать на простом примере: при доле пайщиков в численности населения 20%, бонусе 5% и средней стоимости покупки 10 руб., стоимость покупки для пайщика составит 9,6 руб., а для постороннего 10,17 руб.

Этот пример наглядно показывает, что рассчитанные по данной методике величины бонуса и повышения цен для посторонних обеспечивают достижение поставленных целей: создают достаточно высокий уровень мотиваций для экономического участия пайщиков в кооперативе и сохраняют условие «безразличия» к повышению цен для посторонних.

Методика расчета паевых взносов и размеров паевого фонда

Основным экономическим условием для членства в потребительском кооперативе является паевой взнос. Размер паевого взноса нуждается в оптимизации. Его величина должна быть не обременительной для пайщиков, но выгодна кооперативу.

При внедрении бонуса по данной методике кооператив не несет дополнительных расходов на выплату бонуса, и привлечение средств населения в виде паевых взносов выгодно ему в любом случае.

Увеличение паевого взноса по предлагаемой методике не повлечет за собой дополнительных затрат пайщика, так как экономический смысл этой формулы заключается в перераспределении расходования его денежных средств: деньги, внесенные в кооператив в виде паевого взноса, возвращаются в течение одного года в виде бонуса.

Ввиду нестабильности финансовой ситуации в России, принципиально важным методологическим подходом к определению конкретной величины нового паевого взноса является выбор базовых показателей, за которые могут быть приняты:

минимальная заработная плата;

минимальный размер пенсии;

прожиточный минимум.

Между этими базовыми показателями есть принципиальная разница: два первых показателя характеризуют покупательную способность населения, а прожиточный минимум – реализацию покупательных возможностей.

Предварительные исследования показывают, что применение в качестве базы для расчетов первых двух показателей усложняет анализ и дает весьма приблизительный результат.

В отличие от них, прожиточный минимум рассчитывается с учетом ассортимента потребляемых товаров, который почти полностью совпадает с товарными группами, формирующими структуру основного товарооборота потребительской кооперации. Применение прожиточного минимума в качестве базы для определения величины паевого взноса позволит дифференцировать величину паевого взноса в зависимости от места проживания пайщика, так как для различных районов величина прожиточного минимума может изменяться до 2–3 раз.

Формула определения предельно выгодной величины паевого взноса для пайщиков различных регионов выглядит в следующем виде:

 

Коэффициент Кплат применяется индивидуально для определения величины паевого взноса тех граждан, денежный доход которых ниже прожиточного минимума, и имеет следующий вид:

Экономический смысл коэффициента Кплат заключается в пропорциональном уравнивании денежных потерь при выплате паевого взноса малообеспеченных пайщиков и пайщиков с нормальными доходами.

Рост паевого фонда потребительской кооперации при использовании бонуса на товарооборот происходит пропорционально числу пайщиков:

Пример расчета.

Проиллюстрируем предлагаемую методику расчета паевого взноса для среднестатистического жителя (средняя заработная плата – 825 руб.) и члена многодетной семьи (условно принимает среднемесячный денежный доход в размере 100 руб.). Прожиточный минимум региона – 260 руб., средний денежный доход на душу населения региона – 415 руб., бонус потребительского кооператива – 5%.

Для обычного пайщика коэффициент Kn= 1, а паевой взнос:

 

Bз = 12 * 0,05 * 260 = 156 руб.

 

Для малообеспеченного пайщика коэффициент Кплат. = 0,24, соответственно меняется и паевой взнос:

 

Bз = 12 * 0,24 * 0,05 * 260 = 37,4 руб.

 

Для иллюстрации влияния прожиточного минимума на величину паевого взноса выполним его расчет для пайщика-рабочего, проживающего в г. Якутске, заработная плата которого равна 2215,6 руб. Прожиточный минимум региона – 559,9 руб.

 

Bз = 12 * 0,05 * 559,9 = 336 руб.


Для укрупненных расчетов роста паевого фонда (например, при составлении планов развития) можно использовать упрощенную формулу:

Заканчивая эту часть экономического анализа последствий введения бонуса в потребительской кооперации, произведем оценку увеличения паевого фонда среднестатистического облпотребсоюза Сибирского региона. Пример расчета.

Исходные данные для расчета:

коэффициент Кплат.укр. принимаем равным 0,8 и распространяем его влияние на всех пайщиков;

номинальный паевой взнос кооператива – 156 руб.;

количество пайщиков – 30000 чел.

 

Ф = 0,8 * 156 * 30000 = 3,74 млн. руб.

 

Методика расчета эффективности семейного членства в потребительском кооперативе

В странах с развитым кооперативным движением индивидуальное членство используется в производственных, строительных и т.п. кооперативах. В потребительской кооперации членство, как правило, семейное: пайщиком является один из членов семьи (один голос), но правами пайщика на получение бонуса пользуются все ее члены.

В российской потребительской кооперации принято индивидуальное членство, что приводит к тому, что в одной семье может быть несколько самостоятельных пайщиков, и это затрудняет учет товарооборота пайщиков. Для учета экономического участия пайщиков следует переходить на семейное членство.

С большой вероятностью можно предположить, что после введения бонуса в каждой российской семье будет не более одного пайщика, следовательно, приведенные ранее расчеты в случае семейного членства выполнены с завышением численности пайщиков.

Поэтому, при введении в практику кооперативных выплат в виде бонуса следует учитывать влияние на экономические показатели принципа членства – индивидуального или семейного.

Согласно общей методике, сокращение абсолютного числа пайщиков не отразится на величинах KT, Б и Нб, так как их расчет выполнен в относительных показателях.

Расчетная доля пайщиков в населении также остается без изменения, но в данном случае под пайщиком подразумевается семья:

Изменения в расчетных формулах методики начинаются с определения предельно выгодной величины паевого взноса для пайщиков.

Размер паевого взноса при семейном членстве:

Расчет прироста паевого фонда кооператива производится суммированием взносов его пайщиков:

Проведенная оценка результатов расчета показывает, что для укрупненных расчетов и расчетов прогнозирования можно пользоваться упрощенными формулами:

при расчете паевого взноса:

при расчете паевого фонда:

Пример расчета

Выполним расчет по уточненной методике и сравним с полученными ранее результатами:

паевой взнос среднестатистического пайщика, представляющего семью из 2,8 человек при прожиточном минимуме 260 руб. и бонусе – 5%:

 

Взс = 0,1 * 2,8 * 5 * 260 = 364 руб.

 

возможный прирост паевого фонда

 

Ф = 364 * 30000/2,8 = 3,9 млн. руб.


Расчетное увеличение паевого фонда объясняется тем, что семейное членство отражает реальные показатели потребления пайщика (не один человек, а семья).

Сравнивая методики обоснования бонуса при индивидуальном и семейном членстве и анализируя последствия введения семейного членства, можно отметить:

принципиальная разница между рассматриваемыми методиками заключается в том, что при семейном членстве размер паевого взноса зависит от среднестатистических показателей потребления, а при индивидуальном членстве – от индивидуальных доходов и индивидуальных расходов;

семейное членство более эффективно, так как снижает возможность злоупотреблений пайщиками в получении бонуса.

Расчеты по предлагаемой методике выполнены с минимально возможными величинами данных, входящих в расчетные формулы. Но даже эти заниженные результаты показывают экономическую выгодность привлечения пайщиков к экономическому участию.

 



2019-07-03 542 Обсуждений (0)
Обоснование величины кооперативных выплат, паевых взносов и паевого фонда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование величины кооперативных выплат, паевых взносов и паевого фонда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)