А) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Менеджер по персоналу».
В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 1
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии
| Содержание работы
| Возможные организационные стрессоры
|
знание психологических особенностей профессии
| изучает личный состав организации и ее подразделений, установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей
| Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Личностные характеристики
|
Ответственность
| участвует в организации работы квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и в оформлении их решений
| Рост ответственности
|
Профессионализм и коммуникабельность
| участвует в работе по профессиональной ориентации, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп);
ведет учет работы по подготовке и повышению квалификации кадров, анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава работников), ведет установленную отчетность[5]
| Отсутствие инструктажа
Отсутствие профессионального общения
Низкий уровень мотивации
Низкая оргкультура
|
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник
|
Сильные стороны
Высокий профессиональный уровень кадров
Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив
Многоступенчатая система обучения
| Слабые стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров
Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня
|
Возможности
Эффективная система контроля качества труда
| Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива
Конкуренция со стороны других организаций
Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения
|
Организационная среда
|
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 2.
Таблица 2
Вид стрессора
| Способы профилактики на уровне
|
работника
| организации
|
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
| Осознанное отношение к управлению стрессами в профессиональной деятельности менеджера
| Принципы организации эффективного самоуправления
|
Отсутствие профессионального общения
| Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности
| Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкий уровень мотивации
| Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом
| Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкая оргкультура
| Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать
| Умение конструктивно критиковать.
Умение адекватно воспринимать критику
|
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
- Повышение профессиональной компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых техник стресс-менеджмента
- Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
- Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
- Формирования навыков антистрессового стиля жизни
Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Психолог».
В таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 3
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии
| Содержание работы
| Возможные организационные стрессоры
|
знание психологических особенностей
| изучает влияние психологических, экономически и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению условий их труда и повышению эффективности работы
| Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Личностные характеристики
|
знание физиологических особенностей
| проводит совместно с физиологом (эргономистом) обследования индивидуальных качеств работников, особенностей их трудовой деятельности, связанных с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенности трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы
| Вызывающее стресс поведение других сотрудников
|
профессионализм и коммуникабельность
| подготавливает рекомендации и предложения по внедрению в производственную практику результатов психологических исследований способствующих организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, и осуществляет контроль за их выполнением
| Отсутствие профессионального общения
Низкий уровень мотивации
Низкая оргкультура
|
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник
|
Сильные стороны
Высокий профессиональный уровень кадров
Многоступенчатая система обучения
Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива
Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации
| Слабые стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров
Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня
|
Возможности
Эффективная система контроля качества труда
| Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива
Конкуренция со стороны других организаций
Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения
|
Организационная среда
|
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 4.
Таблица 4
Вид стрессора
| Способы профилактики на уровне
|
работника
| организации
|
Отсутствие профессионального общения
| Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности
| Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкий уровень мотивации
| Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом
| Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкая оргкультура
| Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать
| Умение конструктивно критиковать.
Умение адекватно воспринимать критику
|
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
- Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
- Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
- Формирования навыков антистрессового стиля жизни
- Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих
Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Социолог».
В таблице 5 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 5
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии
| Содержание работы
| Возможные организационные стрессоры
|
знание социально-психологических особенностей
| проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание на предприятии наиболее благоприятных социально-психологических условий, способствующих повышению степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и производительности их труда
| Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Личностные характеристики
|
знание социальной ситуации внутри организации
| разрабатывает мероприятия по наиболее актуальным вопросам и проблемам социального характера с указанием конкретных сроков и исполнителей, а также необходимых финансовых и материальных средств, принимает меры по мобилизации трудовых коллективов на выполнение этих мероприятий
| Недоступность необходимых для работы ресурсов
|
ответственность
| совместно с психологом и другими специалистами организации изучает наиболее актуальные вопросы и проблемы социального характера и пути устранения причин, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины и т. п.
| Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность
|
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник
|
Сильные стороны
Высокий профессиональный уровень кадров
Многоступенчатая система обучения
Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива
Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов в организации
| Слабые стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров
Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня
|
Возможности
Эффективная система контроля качества труда
| Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива
Конкуренция со стороны других организаций
Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения
|
Организационная среда
|
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 6.
Таблица 6
Вид стрессора
| Способы профилактики на уровне
|
работника
| организации
|
Отсутствие профессионального общения
| Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности
| Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкий уровень мотивации
| Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом
| Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкая оргкультура
| Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать
| Умение конструктивно критиковать.
Умение адекватно воспринимать критику
|
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
- Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
- Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
- Формирования навыков антистрессового стиля жизни
- Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих
Заключение
Стресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности. Выделяются следующие основные виды профессионального стресса:
• информационный стресс — возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания;
• эмоциональный стресс — возникает при реальной или предполагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.;
• коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п.
Основные правила поведения в условиях стресса:
• наблюдать за самим собой;
• искать способы «остановки» самого себя;
• перевести свою энергию в другую форму деятельности;
• задуматься над тем, что помогает снять напряжение.
Список литературы
1. Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004.
2. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
5. Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8.
[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-243.
[2] Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8. – с.-14-15.
[3] Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 476 — 477.
[4] Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004. – с.-54.
[5] Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - С. 125.