ГЛАВА 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)
ВВЕДЕНИЕ Актуальность: у большинства ученых, самых различных областей науки, в последние годы вызывает интерес личности. Без внимания не оставила этот вопрос и криминалистика. Человек, безусловно, является центральным местом изучения в процессе расследования преступления. Это то лицо, которое совершило преступление. Правоохранительные органы, в ходе проведения расследования, должны полностью и всесторонне изучить личность того лица, которое привлекается к ответственности. Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере криминалистического изучения личности подозреваемого (обвиняемого). Предметом исследования являются закономерности исследования в процессе расследования преступлений личности подозреваемого (обвиняемого). Целью исследования является глубокое и всестороннее изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования преступлений. На основании представленной цели, должны быть решены следующие задачи: - рассмотреть криминалистические методы изучения личности подозреваемого (обвиняемого); - а также рассмотреть источники изучения личности подозреваемого (обвиняемого). Методы исследования: реферат был подготовлен на основе комплексных и системных методах, а также общенаучного метода познания.
ГЛАВА 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) Интерес криминалистов к личности как совокупности специфических свойств человека проявлялся на протяжении всего существования криминалистической науки и практики. Однако он долго не выливался в самостоятельное глубокое и системное исследование. До определенного времени в криминалистической литературе мы встречаемся с отдельными указаниями на необходимость использования данных о человеке и личности для решения локальных задач расследования. Изначально это была идентификация личности по материальным и идеальным отображениям свойств человека (например, по следам рук, признакам внешности). Серьезное внимание к психологическим особенностям личности проявилось, прежде всего, в связи с исследованиями процесса формирования показаний и разработкой тактических приемов допроса. Процесс изучения личности подозреваемого представляет собой сложный процесс, состоящий из целого ряда связанных единой задачей следственных действий, организационных и оперативно - розыскных мероприятий. Изучение личности должно производиться на всех этапах процесса расследования. Начинается оно с момента появления в деле фигуры подозреваемого лица, вне зависимости от того, задержано оно или нет. В уголовно - процессуальном аспекте такое лицо может сначала выступать в качестве свидетеля или даже вообще пока не допрашиваться по делу. При этом изучать личность подозреваемого необходимо для правильного решения следующих вопросов: - о невозможности привлечения лица к уголовной ответственности при наличии определенных, предусмотренных законом условий (невменяемость, недостижение соответствующего возраста), влекущих за собой его освобождение от уголовной ответственности и наказания; - об освобождении от уголовной ответственности и наказания в связи с тем, что оно перестало быть общественно опасным; - о квалификации действий лица, совершившего преступление, - о моменте допуска к участию в деле защитника (возраст обвиняемого, наличие у него физических и психических недостатков); - об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, поскольку некоторые из них тесно связаны с личностью обвиняемого и могут быть установлены лишь в процессе ее изучения; - о причинах расследуемого преступления и условиях, способствующих его совершению, без выяснения которых невозможно принимать меры к их устранению, то есть предупреждать преступления; - о виде и размере наказания, наиболее целесообразного для исправления и перевоспитания лица, совершившего преступление; - о виде исправительного учреждения, где лицо должно отбывать наказание в виде лишения свободы; - о наиболее эффективных методах работы по исправлению и перевоспитанию осужденного в исправительном учреждении [4; 72]. В некоторых случаях полученные в процессе изучения личности подозреваемого сведения помогут следователю разобраться в подлинных мотивах совершенного преступления. Уголовно-процессуальный закон обязывает лицо, производящее дознание, следователя, прокурора, суд при решении вопроса об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения учитывать наряду с другими обстоятельствами личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ) [1]. Типичные меры, используемые следователем при изучении личности подозреваемого по делу: - анализ личных документов подозреваемого лица; - допрос подозреваемого лица; - допрос потерпевшего; - допросы иных лиц (например, родственников, соседей, коллег и пр.); - установление личности по базам органов внутренних дел, документам как судебно-медицинских, так и судебно-психиатрических учреждений; - анализ архивных уголовных дел, а также других архивных материалов, которые относятся относящихся к прежним судимостям изучаемого лица; - обыск, выемка или осмотр по месту пребывания, жительства или работы подозреваемого; - назначение различных экспертиз; - истребование различных характеристик с места учебы, работы или службы [4; 73]. Из вышеизложенного видно, насколько важно, чтобы сведения, о личности подозреваемого были собраны в надлежащем объеме, исследованы с достаточной полнотой и эффективно использованы следователем при принятии процессуальных и иных решений по делу.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |