Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)



2019-07-03 1318 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) 0.00 из 5.00 0 оценок




Информацию о личности следователь получает, в основном, из материалов дела. Однако не всегда они содержат полные сведения. Чаще всего следователь ограничивается первичной информацией (ФИО, год рождения, семейное положение, место работы). Данные  характеристики очень поверхностны и сделать какие-либо выводы относительно следователя по ним затруднительно. Поэтому в итоге перед допросом следователь обладает базовым минимумом характеристик. Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) предполагает правильное разрешение вопроса о методах и источниках получения информации.

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) на предварительном следствии предполагает правильное разрешение вопроса о соотношении методов и источников получения сведений о личности. Известно, что под методом принято понимать способ подхода, путь познания, прием исследования. В отличие от метода источниками получения информации: чем-либо могут быть различного рода деятельность. Так, источниками получения сведений о личности подозреваемого (обвиняемого), являются, прежде всего, они сами, а также различные объекты, содержащие сведения об их свойствах. К ним относятся:

- другие подозреваемые (обвиняемые);

-  свидетели, потерпевшие;

- документы, материальные отображения свойств (фотографии, аудиозаписи, следы рук, ног, зубов и т.д.);

-  выделения человеческого организма (кровь, слюна, сперма и т.д.);

- различные компоненты человеческого организма в виде его частей (волосы, ногтевые пластинки и т.д.).

Следует различать процессуальные и непроцессуальные источники.

Процессуальные предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством; к ним относятся:

- показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля;

-  заключение и показания эксперта;

- заключение и показания специалиста;

- вещественные доказательства;

- протоколы следственных и судебных действий; иные документы (ст. 74 УПК РФ).

Не процессуальные - это все остальные источники, не требующие процессуального оформления и, следовательно, не являющиеся доказательствами.

Методы изучения личности на предварительном следствии нередко входят в тактическое содержание определенных процессуальных действий. В этом плане методы наблюдения и беседы являются частью тактического содержания опроса; анализ результатов деятельности и наблюдение в значительной мере определяют тактическое содержание осмотра места происшествия [8; 92].

Изучение материалов включает в себя анализ данных, полученных из протоколов следственных действий, постановлений, характеризующих материалов. Это позволяет следователю выстроить в голове стройную схему, увидеть пробелы и противоречия по некоторым обстоятельствам. Можно сказать, что особое место в изучении материалов занимают данные из протоколов обыска или осмотра места происшествия. Именно данные следственные действия позволяют понять механизм совершения преступления, выстроить версии произошедшего, определить круг лиц, предположительно совершивших преступление.

После добросовестной и полной информационной подготовки к  допросу, следователь может приступать к обеспечению организации допроса, продумыванию тактики и технического сопровождения. 

Исследуя вопрос о понятиях метода и источниках, соотношении между ними, отметим, что применение методов в рамках определенных источников, использование их в совокупности не стирают различий между конкретными методами и источниками. Каждый метод, каждый источник имеет свои существенные, специфические особенности, цели, задачи, условия применения.

При изучении личности участников расследования на предварительном следствии, проводимом в криминалистических целях, наиболее распространенными частными методами будут: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, метод обобщения независимых характеристик, анализ документальных данных, биографический метод, эксперимент [3; 241].

Распространенным методом изучения личности является метод беседы. Данный метод представляет собой обмен информацией посредством вербальных (речевых) средств общения между работниками правоохранительных органов и иными участвующими в деле лицами. Психологическая наука и практика сформулировали определенные требования, предъявляемые к методу беседы: плановость, целенаправленность, избирательность, индивидуальность. В области уголовного судопроизводства применение метода беседы и его содержание приобретают определенную специфику. Если в повседневной практике беседа осуществляется как равноправное общение нескольких лиц, то в уголовном процессе она модифицируется в своеобразный расспрос, когда следователь ставит вопросы, определяет темы, характер, содержание общения, а противостоящий участник общения отвечает на поставленные вопросы. Обычно метод беседы используется не сам по себе как чистый метод познания, а в комплексе с иными методами. При изучении информационных аспектов поведения и внешности человека сопутствующими беседе методами являются, как правило, наблюдение и эксперимент, причем используются они не иначе, как в рамках того или иного процессуального или непроцессуального действия, осуществляемого в ходе следственной и иной деятельности. Речь служит важным источником данных о личности человека. Вся информация, получаемая через изучение признаков устной речи, может быть разделена на смысловую и личностную. Последняя позволяет судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, половозрастных особенностях, чертах характера, образовании, интеллекте, месте проживания (диалекте) [7; 199]. Анализ различных признаков голоса позволяет также выявить эмоциональные и физиологические состояния субъекта, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека и даже раскрыть некоторые черты его характера, такие как уверенность или неуверенность человека в себе» [2; 17].

При изучении личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего применяются и другие методы исследования [5; 134]. К ним, в частности, можно отнести:

- антропологические, применяемые при изучении внешних признаков человека;

- кибернетические, применяемые при разработке различных поисковых систем с целью установления личности.

В научной литературе анализируются и различные нетрадиционные методы получения информации о личности участников расследования, например, такие как интуиция и сновидение [6; 130].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие «личность» является объектом не только юридического профиля, но и других отраслей наук.

В криминалистическом аспекте, изучение личности преступника можно подразделить на два основных вида. Первый состоит в собирании, получении информации о личности преступника, который еще не известен следствию. Это изучение часто является ограниченным, неполным и обычно представляет собой получение сведений лишь о некоторых качествах личности: о половых признаках преступника, некоторых его биологических и физических данных, определенных психологических особенностей, например, хитрости, жестокости, профессиональных и иных навыках, а также мотивах его действия. Такое изучение носит опосредованный характер.

Второй вид представляет изучение личности уже известного следствию преступника – подозреваемого (обвиняемого). В этом случае изучается совокупность психологических и социальных свойств и качеств личности преступника. Полученная информация используется для проверки выдвинутых следователем версий, а также распознавания подлинных мотивов совершенного преступления.

Выделяют процессуальные и непроцессуальные источники информации о личности подозреваемого (обвиняемого).

Процессуальные источники предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, к ним можно отнести: показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы. Непроцессуальные - это все остальные источники, которые не требуют процессуального оформления и, следовательно, не являются доказательствами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Кравчук О.М. Научные основы работы со звуковыми следами преступной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 17.

3. Криминалистика. Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2015. – 289 с.

4. Лозовский Д.Н. Методы расследования преступлений. – М.: «Юрлитинформ», 2010. – 168 с.

5. Макаренко И.А. Общая характеристика источников информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого // Вестник СГАП. 2016. № 6. С. 130-134;

6. Сатуев Р.С. Сновидение: криминалистический фантом или нетрадиционное средство получения значимой для выявления и расследования преступлений информации // Роль и значение деятельности Р.С Белкина в становлении современной криминалистики: Матер. междунар. науч. конф. (к 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина). М., 2012. – 267 с.

7. Топорков А.А. Фонологические аспекты как носители криминалистически значимой информации // Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. М., 2016. – 354 с.

8. Чурилов С.Н. Методика расследования преступлений. Общие положения. – М.: Юстицинформ, 2013. – 158 с.



2019-07-03 1318 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)