Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения



2019-07-03 158 Обсуждений (0)
Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возрождающаяся в России система местного самоуправления должна стать одним из функциональных институтов системы народовластия.

В 2001 году в Российской Федерации насчитывалось более 12 тысяч муниципальных образований. Муниципальные бюджеты в этом году составили 17,5% объема консолидированного бюджета РФ. Из бюджетов муниципальных образований осуществляется финансирование значительных объемов социально значимых расходов и в первую очередь на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.

Однако более 2000 муниципальных образований еще лишены закрепленного Конституцией РФ пава самостоятельного формирования местных бюджетов и вынуждены работать по сметам.

В настоящее время бюджеты многих муниципальных образований принимаются с дефицитом. Третью часть доходов бюджетов муниципальных образований составляют дотации, субвенции и субсидии из бюджетов субъектов Федерации. Одной из причин этого являются завышенные нормы расходов, применяемые местными органами власти при формировании бюджета. Однако главная причина – низкий уровень доходной базы этих бюджетов и несовершенство межбюджетных отношений.

Действующая в стране система межбюджетных отношений сдерживает экономический рост, снижает ответственность руководителей субъектов Федерации и муниципальных образований за мобилизацию финансовых ресурсов, продолжает их иждивенческие настроения, создает социальную напряженность в обществе. Бюджетная политика в отношении субъектов Федерации сосредоточена сейчас на выравнивающей функции, реализовать которую полностью при столь ограниченных финансовых ресурсах затруднительно. В то же время почти не используется стимулирующая функция межбюджетных отношений, с помощью которой постепенно можно обеспечить условия для увеличения уровня социально-экономического развития. Между тем предпринятые в последнее время меры характеризуются усилением акцента только на выравнивающую функцию межбюджетных отношений, что не может обеспечить улучшение социально-экономического положения в стране.

Отсутствие стабильности в межбюджетных отношениях, громоздкость расчетов и усложненность анализа лишают субъекты Федерации возможности своевременно прогнозировать свои доходы на будущие периоды, строить свои взаимоотношения с бюджетами муниципальных образований.

Причиной дефицита бюджетов муниципальных образований является также практика передачи государственных полномочий органам власти местного самоуправления без соответствующей или далеко не полной компенсации дополнительных расходов.

Анализ действующего законодательства РФ и субъектов Федерации, относящегося к деятельности местного самоуправления, показывает, что одной из проблем этого института власти является нечетное разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Все это создает серьезные проблемы в работе органов власти муниципальных образований.

Поэтому для дальнейшего развития местного самоуправления необходима срочная разработка первоочередных мер, которые бы позволили стабилизировать финансовые основы бюджетов муниципальных образований, создали предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории соответствующих муниципальных образований, позволили гражданам РФ рассматривать местное самоуправление как реальный инструмент в решении насущных жизненных проблем. И в первую очередь необходимо четкое правовое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

На наш взгляд, чтобы разграничить полномочия государственной власти и органов местного самоуправления необходимо законом субъекта Федерации установить порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отраслях социальной сферы по обеспечению реализации переданных государственных полномочий на территориальном уровне и контроля за исполнением этих полномочий.

При этом было бы целесообразным:

Ø закрепить в Бюджетном Кодексе РФ право и возможность субъектов Федерации самостоятельно определять, в соответствии с общими принципами, свое бюджетное устройство, в том числе число уровней бюджетной системы с использованием понятия административно-территориальное (муниципальное) образование, непосредственно входящее в состав субъектов Федерации;

Ø закрепит расходные полномочия и налоговые полномочия районного уровня за субъектами Федерации;

Ø в соответствии федеральным законом наделить органы местного самоуправления определенными государственными полномочиями;

Ø установить минимальный перечень государственных расходных полномочий и отвечающие им налоговые полномочия подлежащие закреплению законом субъекта Федерации на долгосрочной основе за органами местного самоуправления.

К сожалению глава 11 БК РФ регламентирующая вопросы распределения расходов между уровнями бюджетной системы, не раскрывает сути понятия «расходные полномочия» и не устанавливает их разграничения.

 В результате региональные и особенно местные власти не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и вынуждены проводить политику выборочного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая задолженность.

В ходе разграничения налоговых полномочий было бы целесообразно также предоставить органам местного самоуправления право: 

Ø повышать действующие ставки налога на доходы с физических лиц (НДФЛ) с высоким уровнем доходов до %5 пунктов с направлением этих доходов на финансирование социально-значимых расходов, тем более что подобные примеры уже имеются в мировой практике;

Ø вводить сборы за право розничной торговли и парковку автомобилей.

В области социально-культурной сферы расходная часть бюджета должна стать инструментом выравнивания доступа граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.

Четкое определение статуса местного самоуправления и разграничения полномочий между уровнями государственной власти и органов местного самоуправления, как в целом так и в социальной сфере - серьезный стимул к улучшению обеспечения населения услугами учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной поддержки и других социальных учреждений.


Заключение

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты.

Местный бюджет – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Важное значение местные бюджеты имеют в осуществлении общегосударственных, экономически и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Расходная часть местных бюджетов наиболее отражает последствия экономических и социальных программ в стране.

В развитии рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочнения финансового положения муниципальных образований пока не происходит.

Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти МСУ широкой самостоятельностью потребуют расширения вопросов о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

В настоящее время отмечается социальная направленность местных бюджетов, и в этих условиях замечается опережение доходов над расходами, т.е. бюджетный дефицит.

Также рост дефицита может быть связан с нерациональными расходами и нерациональной налоговой политикой, превышением налоговой нагрузки.

В вопросах об уменьшении бюджетного дефицита в муниципальных образованиях мы предлагаем следующие пути решения:

Ø прежде всего, так как наше бюджетное устройство основано на принципе бюджетного федерализма, то необходимо предоставить местным бюджетам источник собственных доходов;

Ø поскольку основным источником доходов являются налоги, то крайне важно ежегодно повышать их собираемость естественно сокращать недоимку.

Проанализировав состав и структуру расходов местных бюджетов Калужской области видно, что в общем объеме местных бюджетов наибольший удельный вес имеют расходы на социально-культурные мероприятия, превышающие 86% в 2001 г., 77% - в 2002 г. и 77% в 2003 г. от общей расходов. Более 72% расходной части бюджетов в 2001 г. составляли расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение и физическую культуру, в 2002 г. – 58%, в 2003 г. – 50%.

Остальные статьи расходов из местных бюджетов финансируются незначительно, что встает преградой на пути общего развития области.

Анализ действующего законодательства РФ и субъектов Федерации, относящегося к деятельности МСУ показывает, что одной из проблем этого института власти является не четкое распределение полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органов МСУ. Чтобы разграничить полномочия власти необходимо на наш взгляд, законом субъекта Федерации установить порядок взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ в отраслях социальной сферы по обеспечению реализации переданных государственных полномочий на территориальном уровне и контроля за исполнением этих полномочий.

Четкое определение статуса МСУ и разграничение полномочий между уровнями государственной власти и органов МСУ, как в целом, так и социальной сфере – серьезный стимул к улучшению обеспечения населения услугами учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной поддержки, а следовательно улучшением благосостояния страны в целом.


Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Постановление Государственной Думы г. Калуги «О бюджете муниципального образования «Города Калуга»» на 2004 год от 2.12.2003 г. №287.

3. Актуальные проблемы экономики и финансов в РФ. /Материалы межвузовской научной конференции.

4. Бюджет государства и информационных технологий. Учебник/ Под науч. ред. Е.В. Бушмина – М.: Перспектива, 2001 – 436с.

5. Бюджетные отношения в Российской Федерации: Новые подходы к анализу и правовому регулированию/составление и общая редакция В.Н. Лексина, А.Н. Швецова – М.: Формула права, 2000.

6. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник/М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Вреблевской – 2-е изд., исправ. и перераб. – М.: Юрайт – М, 2001.Мышлева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003 – 268 с.

7. Сборник новейшего налогового и бюджетного законодательства (официальные тексты и вспомогательные примечания). Ростов на /Д: Феникс, 2000 – 544 с.

8. Финансово-экономические проблемы муниципального образования / Под ред д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Сычева и д-ра экон. наук, проф.К.И. Таксира – М.: Финансы и статистика, 2002 – 704 с.



2019-07-03 158 Обсуждений (0)
Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)