Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России



2019-07-03 395 Обсуждений (0)
Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания [1, 265].

В России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

До принятия общей части Налогового Кодекса в Законе об основах налоговой системы выделялось четыре вида платежей налогового характера: налог, сбор, пошлина, другой (обязательный) платёж. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Преследуя цель выделения понятия налога из состава платежей налогового характера Конституционный Суд Российской Федерации в 1997 г. указал что налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные и внебюджетные фонды [2, 244].

Налоговая система, установленная Налоговым Кодексом, предусматривает два вида налоговых платежей: налог, сбор. Ещё до принятия общей части Налогового Кодекса в Российской Федерации в соответствии с её территориальным устройством сформировалась трёхуровневая система налоговых отчислений:

- федеральные налоги и сборы;

- региональные налоги и сборы;

- местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ); акцизы (глава 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ); единый социальный налог (глава 24 НК РФ); налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ); водный налог (глава 25.2 НК РФ); государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ).

Региональные налоги и сборы – это налоги и сборы субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: транспортный налог (глава 28 НК РФ); налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ); налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ) [3.258–279].

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Налог на прибыль предприятий и организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г.

Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.

Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 г. Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором». Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 гг. – годы военные.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

- с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 р. – 30%, до 15 тысяч – 41%, свыше 100 тысяч – 60%;

- с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% – ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90% [4, 147–185].

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета [5, 158].

В России налог на прибыль организации применяется с 1992 г. Первоначально ставки налога были довольно высокими (45%, 43%, 38%, 35%, 30%). При этом применялась широкая система льгот, которые делились на группы:

- малые предприятия первые два года не платили налог на прибыль, а третий и четвёртый год уплачивали по льготной ставке;

- инвестиционные льготы заключались в том, что 50% прибыли освобождалось от налогообложения, при условии, что прибыль направлялась на развитие предприятия;

- социальные льготы были связаны с направлением прибыли на социальное обеспечение коллектива;

- экологические льготы – не облагалась прибыль, направленная на природно-защитные мероприятия [6, 187].

С 2002 г. вступила в силу глава 25 НК РФ, которая отменила все льготы по налогу на прибыль, но при этом снизила ставку налога до 24%, затем произошло снижение до 20%. Несмотря на то, что ставку налога снизили, поступления в бюджет увеличились, благодаря отмене всех льгот [7, 142].

 



2019-07-03 395 Обсуждений (0)
Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)