Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Основные направления работы с младшими школьниками, повещавшими фольклорный ансамбль досугового центра определялись особенностями формирования речевой деятельности на занятиях и репетициях, спецификой языкового материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащихся начальной школы, необходимых для успешной и наиболее полной самореализации: - оценка ситуации предполагаемого общения, - вступление в контакт, - умение слушать, предполагающее владение нерефлексивным (умение «внимательно молчать») и рефлексивным (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирования) слушанием; - овладение вниманием аудитории, - владение вербальными и невербальными средствами общения, - оценка процесса общения, внесение необходимых корректив, - избегание конфликтных ситуаций, выход из конфликта, - оценка результатов коммуникативного акта. Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между его участниками. В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать предмет, составить рассказ по картинке, написать письмо товарищу и т.п.) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития коммуникативных навыков и умений и об эффективности используемых технологий. Итоговое тестирование выявило существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, вкусах и предпочтениях, произошедшие в результате применения разработанной методики совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков. Проведенные контрольный срез (март 2007 года) с использованием тех же методик, что использовались и на начальном этапе исследования, показал следующие результаты.
Таблица 4 - Общая оценка полученных результатов
Результаты итогового тестирования подтверждают возможность и необходимость использования игровых технологий для совершенствования коммуникативной компетенции младших школьников на внеклассных занятиях, а также использования специальных тренинговых занятий, проводимых квалифицированным социальным педагогом. Полученные данные позволяют говорить о том, что педагоги и воспитатели, работающие с детьми в условиях досугового центра должны решать следующие задачи по развитию коммуникативных навыков младших школьников: Обеспечить хорошую речевую среду для воспитанников. Создать речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи младших школьников. Развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи. Обеспечить правильное понимание и усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать имеющийся словарный запас. Вести постоянную специальную работу по развитию коммуникативных навыков, связывая ее с творческими занятиям. Создать в досуговом центре атмосферу, способствующую развитию высокой культуры речи. Таким образом, успех работы по развитию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов зависит не только от степени подготовленности младших школьников, но и в значительной мере от мастерства педагогов и воспитателей и их профессионализма. Заключение
Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с педагогами. Поэтому очень важно развивать у ребенка различные формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между преподавателем и учеником, между воспитателем и воспитанниками, между сверстниками. Именно с целью активного коммуникативного развития младших школьников мною была проведена методическая работа, организованная в 2006 – 2007 учебном году, которая позволила решить некоторые задачи развития коммуникативных умений учащихся начальной школы. Работа проводилась на базе досугового центра «Добрый дом» с детьми, являвшимися участниками фольклорного ансамбля «Василек». Ее цель: научить младших школьников эффективному общению, т.е. такому общению, при котором собеседник достигает своей коммуникативной цели - убедить, утешить, склонить к какому-либо действию и т.п. А для этого дети должны как можно больше сами говорить, общаться друг с другом, со взрослыми. Специальные исследования показывают, что речевые игры и тренинги на занятиях фольклорного ансамбля являются также важным средством активизации мышления школьников, благоприятно сказываются на обогащении социальных представлений, а также имеют несомненное воспитательное значение, в том числе в аспекте привития любви к родному языку и к русскому фольклору. Игровые техники и тренинги, проводимые с участием социального педагога, ставшие обязательной частью репетиционной работы, позволили эффективно и деликатно повысить уровень речевого развития участников ансамбля. Выполнение многих упражнений, в обычных условиях требующих от ребенка преодоления психологических барьеров, в процессе игры давалось меньшими усилиями или совсем легко. Поскольку при выполнении заданий был соблюден принцип «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», освоение нового и развитие имеющихся способностей происходило в комфортных психологических условиях, ребенок постоянно находился в ситуации успеха. Соблюдение принципа добровольности (работать или не работать над проблемой - выбор самого ребенка с пониманием всех вытекающих из этого выбора последствий), возможность выбора уровня сложности упражнений и посильность задания сделали возможным организовывать работу с опорой на формирующуюся внутреннюю мотивацию. В ходе работы положения, выносимые на защиту, нашли свое теоретическое и практическое подтверждения. Апробированная методика использования речеразвивающих игр и тренингов для развития коммуникативной компетенции младшего школьника во время внеклассных занятий неязыковой направленности в условиях досугового центра может быть рекомендована к использованию на факультативных и внеклассных занятиях, а также в системе дополнительного образования. Библиография
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Академия, 2001. 3. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998. 4. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 1998. 5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2002. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1995. 7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1993. 8. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. 9. Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной //Учительская газета. – 1994. - № 9. 10. Березина В., Ермоленко Г. Социальная педагогика в школе //Воспитание школьников. – 1994. - № 3. 11. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Просвещение, 1989. 12. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2001. 13. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000. 14. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Политиздат, 1998. 15. Вульфов В.З. Социальная педагогика в системе общего воспитания //Педагогика. – 1992. - № 5, 6. 16. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 17. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. психологические исследования. М.,1956. 18. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. 19. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: НГИК, 1994. 20. Запорожец А.В. Психология. – М.: Учпедгиз, 1961. 21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2001. 23. Краткий словарь психологических терминов / Сост. И.А. Стернин. – Горький, 1990. 24. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997. 25. Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974. 26. Корнев С.М. Организация досуга: что для этого нужно?//Веч. сред. шк. – 1999. - №6. 27. Каган М.С. Диалоги. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. 28. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996. 29. Куницына В.П. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. 30. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 31. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985. 32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Высш. шк., 1972. 33. Липский И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики // Педагогика, 2001. - №10. 34. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985. 35. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994. 36. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. – М.: Академия, 2004. 37. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2006. 38. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника. – 2000. - №10. 39. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1991. 40. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека. – М.: МГУ, 1987. 41. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1981. 42. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999. 43. Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985. 44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. 45. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 46. Социальная психология / Под ред. П.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Высш. шк., 1975. 47. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. 48. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. Приложение
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |