Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация полученных данных



2019-07-03 168 Обсуждений (0)
Интерпретация полученных данных 0.00 из 5.00 0 оценок




По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены в приложении. 

Таблица 1.

Общее число несовпадений по всему тесту.

Порядковый № испытуемого Общий результат по тесту %
1 Ира 29,3
2 Никита 55,2
3 Настя 55,2
4 Марина 24,1
5 Оксана 32,7
6 Дима 49,9
7 Валера 39,6

 

Таблица 2.

Общий средний результат по тесту Филлипса

девочки мальчики
35,3 48,2

 

Таблица 3.

Число совпадений по каждому из 8 факторов.

Факторы тревожности

1 2 3 4 5 6 7 8
1 22,7 54,5 30,7 33,3 33,3 0 0 75
2 81,8 27,3 38,4 16,6 83,3 80 80 62,5
3 72,7 36,4 38,5 83,3 83,3 60 40 50
4 36,3 45,4 53,8 66,6 33,3 40 20 50
5 36,4 36,4 30,7 33,3 66,6 40 20 37,5
6 49,9 36,3 53,8 49,9 49,9 60 60 50
7 49,9 36,3 53,8 16,6 33,3 60 20 62,5
Общее среднее 49,9 38,9 42,8 42,8 54,7 48,5 34,3 55,4

Условные обозначения:

1. Общая тревожность в школе;

2. Переживания социального страха;

3. Фрустрация потребности в достижении успеха;

4. Страх самовыражения;

5. Страх ситуации проверки знаний;

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 

 

Можно ли утверждать, что одна из выборок превосходит другую по уровню тревожности?

Подсчет ранговых сумм по выборкам учеников 1 класса

 (мальчики и девочки).

Девочки (n1 = 4)

Мальчики (n2 =3)

Показатель тревожности ранг Показатель тревожности ранг
32,7 3 55,2 6,5
29,3 2 39,6 4
24,1 1 49,9 5
55,2 6,5    
Суммы 141,3 12,5 144,7 15,5
Средние 35,3 48,2

 

Общая сумма рангов: 12,5 + 15,5 = 28

Расчетная сумма:

          7· (7+1)        7·8

Σ (R1) = ————— = ——— = 28

               2                2

 

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Мы видим, что по уровню тревожности более «высоким» рядом оказывается выборка мальчиков. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 15,5.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:

Н0: Группа мальчиков не превосходит группу девочек по уровню тревожности.

Н1: Группа мальчиков превосходит группу девочек по уровню тревожности.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U по формуле: 

     

                   nx · (nx + 1)

U = (n1 · n2) + ————— - Tx

                          2

 

где n1 – к -во испытуемых по выборке 1.

n2 – к - во испытуемых по выборке 2.

Тх – большая из двух ранговых сумм.

nx – х-во испытуемых в группе с большей суммой рангов.

                        3·(3+1)

 Uэмп = (4·3) + ————— - 15, 5 = 2, 5

                            2

Поскольку в нашем случае n1 ≠ n2, подсчитаем эмпирическую величину U и для ранговой суммы (12,5), подставляя в формулу соответствующее ей nx:

                        4·(4+1)

 Uэмп = (4·3) + ————— - 12,5 = 9,5

                            2

Для сопоставления с критическим значением выбираем меньшую величину U: Uэмп = 2, 5

По Таблице 2, Приложение 1 определяем критические значения для соответствующих n, причем меньшее n принимаем за n1 (n1 = 3) и отыскиваем его в таблице. Большее n принимает за n2 (n2 = 4) и отыскиваем его в таблице.

              Uкр = {

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп ≤ Uкр

Построим «ось значимости»

 

 

 

 


Uэмп = 2,5

Uэмп > Uкр

Ответ: Но принимается. Группа мальчиков не превосходит группу девочек по уровню тревожности.

 

 

Выводы

Мною было проведено исследование среди учащихся 1 класса (7-8 лет). Выявлено, что в данной группе детей с повышенной тревожностью нет. Выявлен средний уровень тревожности у 66,6 % мальчиков. У 33,3% мальчиков и 25% девочки наблюдается высокий уровень общей школьной тревожности. Низкая сопротивляемость стрессу выявлена у 33,3 % мальчиков. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, выявлен у 33,3 % мальчиков.

Гипотеза, предложенная мною в начале исследования, не подтвердилась. В данной группе мальчики не превосходят девочек по уровню тревожности. Но все же гендерные различия в проявлении школьной тревожности у учащихся 1 класса наблюдаются, хоть и незначительные.

Интенсивность переживания тревоги,  уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Общий средний результат тревожности по тесту у мальчиков – 48,2 %, у девочек – 35,3 %.

В младшем  школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем,  с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего  опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще  связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут  связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя.

Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д.

Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также  наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей,  директора школы и т.д. 

Заключение

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность  занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности,  продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая  из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше  соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом  следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться  разными эмоциями

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных  ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому  не предрасполагают.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная  особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует  свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая  полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении  является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление  неблагополучия личности.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.

Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его  недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным  ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Таким образом, вопросы изучения детской и подростковой тревожности  занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее  злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов  коррекции тревожного поведения.

Литература

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 1997 № 2.

2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

5. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

6. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. – 2001.

7. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.., 1996.

8. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И.Щербанова, М., 1987.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.

10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994

11. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990.

12. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. М. – 2003.

13. . Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В., Просвещение, 1991.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие., М.: Владос, 1996, с. 529.

15. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.

16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.


[1] Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, №2, с. 39.

[2] Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений. М. – 1998, с. 601.

[3] Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.// Ж. «Дошкольное воспитание», 1996, №4, с. 11.

[4] Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М. -1995, с. 138.

[5] . Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2  кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 1999. -  Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

 



2019-07-03 168 Обсуждений (0)
Интерпретация полученных данных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация полученных данных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)