Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского



2019-07-03 1547 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок




«Дневник писателя» — явление уникальное в русской и мировой литературе.  В первом номере «Гражданина» за 1873 г. Достоевский объясняет цель создания такого «журнала в журнале» (по утверждению Г.М. Фридлендера) : «Буду и я говорить сам с собой ... в форме этого дневника. <...> Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься».
В публицистике того времени преобладали толстые журналы «Отечественные записки» , «Дело», «Народное дело», «Гражданин», «Русское богатство» и др. И в 1876 году среди них особняком встал журнал Достоевского, в объявлении о подписке на который было сказано: «Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных» (22; 136) И.Л. Волгин справедливо замечает: «О чем бы ни писал Достоевский, «общее» принципиально не отделено у него от "частного", "дальнее" от "ближнего". Страдания семилетней девочки и судьбы Европы вводятся в единую систему координат»

Внешняя структура произведения отчасти напоминает моножурнал. «Дневник писателя» выходит ежемесячно, в каждом выпуске обычно 2-3 главы, внутри главы есть несколько главок, снабженных парадоксально-ироничными названиями, состоящими из двух-трех, а иногда и из пяти-шести предложений. Эти длинные заглавия разделов как бы создают смысловое поле философствования, например: «Спиритизм. Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти»).
Необходимо отметить, что «Дневник писателя» обычно рассматривают как наиболее яркое проявление журнализма Достоевского. К особенностям его журнализма относят усиление газетного тематизма в произведении, риторичность, постоянное использование фигуры читателя, расширение полемики в публицистике, увеличение сенсационности и скандальности событий, усиление мелодрамматических эффектах повествования. Поэтому «Дневник писателя» это прежде всего  публицистика, направленная на диалог с читателем.
 Это не личный или интимный дневник в прямом смысле слова, который могли бы опубликовать после смерти автора, и не художественное произведение-это общение, разговор с читателем. Задача, которую ставил перед собой Достоевский, была поистине масштабной: он обращался ко всем русским гражданам со словом человека и мыслителя, много пережившего, мучительно стремящегося в диалоге с людьми (и с самим собой) найти ответы на «жгучие вопросы современности».

 

Содержание: 17 8 7 6 16 4
Стилевые 14 15 5 1 2 3
технич 13 13 11 10 9

Для сравнения можно сказать о дневниках Н.В.Гоголя или Л.Н.Толстого, которые были глубоко интровертны, а «Дневник..» Достоевского прежде всего был актом публичного диалога и лишь имитировал дневниковый жанр. Дневники Толстого и Гоголя- «диалог с самим собой», Достоевского- трибуна на выражения своих мыслей и общения с аудиторией. Необходимо отметить, что на обложке журнала было написано именно «Дневник писателя», а не «Дневник Достоевского», то есть воспринималось это не записной книжкой Федора Михайловича, а дневником писателя, публициста, где его личный опыт включается в атмосферу времени и отражает характер эпохи.

Особенности «Дневника писателя»

1) Публицистичность
Еще в 20-е гг. XX в. было замечено: «Дневник Писателя — по целям, заданиям своим — произведение прозаическое, публи цистическое. Потому необходимо помнить, что «ДП» - это журнал, имеющий своих подписчиков, определенный тираж, свою потенциальную и реальную аудиторию, установка на массовость. Являясь журналом, он преследовал гуманистические цели, стремился изменить общество в лучшую сторону, приближая его к своему идеалу. К тому же, наличие структуры в «Дневнике писателя» объясняется именно журнальной формой публикаций: автор заранее отбирает факты и события, которые и композицию, и сюжет каждого выпуска, и направление авторской мысли, и основную тему, и главную идею.

2)

3)
«Дневник» выходил самостоятельными ежемесячными выпусками, печатавшимися в типографии князя В. В. Оболенского. Иногда Достоевский приостанавливал работу над «Дневником», в связи с написанием романов.

4) Использование «малых» жанров»: в журналистском наследии писателя представлены многие жанры: статьи, очерки, заметки, полемика, сцены, литературная критика, рецензии, некрологи.

Широкая тематика

Тематика «Дневника писателя» чрезвычайно пестра: комментарии политических новостей и соображения о спиритах, рассуждения об о Европе и России, интеллигенции и народе, «шатости» русского общества, земстве, либерализме, адвокатуре, католичестве, русской литературе, идеале, детях, войне, европейской политике, и рецензии на новинки искусства, философия, история и личные воспоминания. Однако, темы не рассматриваются отдельно, каждая глава- это сплетение нескольких проблем, тесно связанных между собой. Например, социальная проблематика связана у автора «Дневника писателя» с решением философских вопросов о законах бытия и смысле человеческой жизни. Рассмотрим даже названия глав в «дневнике», уже в них можно видеть разностороннюю тематику: «ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. О БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ МЕДВЕДИЦАХ, О МОЛИТВЕ ВЕЛИКОГО ГЕТЕ И ВООБЩЕ О ДУРНЫХ ПРИВЫЧКАХ» или «ЕЛКА В КЛУБЕ ХУДОЖНИКОВ. ДЕТИ МЫСЛЯЩИЕ И ДЕТИ ОБЛЕГЧАЕМЫЕ. "ОБЖОРЛИВАЯ МЛАДОСТЬ". ВУЙКИ. ТОЛКАЮЩИЕСЯ ПОДРОСТКИ. ПОТОРОПИВШИЙСЯ МОСКОВСКИЙ КАПИТАН».. Но при всей политемичности писателя волнуют две проблемы. С одной стороны, его мучит нравственный хаос пореформенного общества: жажда богатства, накопление материальных ценностей, меркантильность, воровство, а главное — всеохватывающий процесс отделения личности от гражданских и политических интересов, разобщенность и бездуховность людей, а в результате — волна самоубийств. А с другой стороны, Достоевский не может принять совершающийся в стране буржуазный переворот как естественный ход русской истории, ему не верится, что предназначение России — явить миру образец обновления , «всеобщего согласия всех русских людей» на основе «Христовой истины», путем единения монархии и народа. Отсутствие четкой композиции и завершенности издания

6) Диалогичность
Как было отмечено, в «дневнике писателя» идет постоянный диалог Достоевского с читателм, сам автор это осознает ( в выпуске за 1876 год он открывает журнал словами «Два месяца уже не беседовал с читателем»). А.Денисова отмечает, что «условно диалогичность Достоевского  можно назвать дневниковой, поскольку, размышляя о «жгучих вопросах современности»,  Достоевский всегда пытался найти собственное понимание своего пути, своего слова, своей позиции. Это был диалог с самим собой: иногда со своим прошлым — и тогда на страницах «Дневника» появлялись фрагменты воспоминаний; часто происходила корректировка собственной позиции — в связи с новыми обстоятельствами; подчас это были своеобразные «разъяснения» — для других, — но и для себя, в первую очередь». СТР 222. Кроме внутреннего диалога есть и внешний, напрваленный на полемику с читателем и современными ему изданиями. Но нас интересует именно общение автора с читателем. Достоевский начинает вести этот диалог по самым ключевым вопросам, которые составляют идеологический стержень всех выпусков: состояние народа и необходимость единения с ним интеллигенции. Диалогичность проявляется в конструкциях типа ««согласитесь»,» я поговорю о ..»,» стоит сказать», «я забылся», «наверное, вы скажете» и .т.д. Интонация и тон также способствуют отклику читателей, здесь нет просто повествования или описания факта. Обязательно собственные мысли, риторические вопросы, брошенные читателю, резкие идеи, способные вызвать негодование, расстановка акцентов, постоянный анализ. Достоевский пишет так, что прочитать и остаться равнодушным –нельзя, более того дилогичность создает ощущение присутствия рядом с автором в момент его размышлений и ощущение того, что ты его единственный и верный собеседник, которому он доверет свои мысли и заблуждения. Развитию диалогичности способствует и язык написания, многотональность, вольность стиля. Притом Многотональность философствования «Дневника писателя» проявилась не просто в смене интонаций или, но и в изменении роли читателя: собеседника — наблюдателя — слушателя — оппонента — простодушно внимающего.
Примеры диалогичности:
1.
НЕЧТО ОБ АДВОКАТАХ ВООБЩЕ. МОИ НАИВНЫЕ И НЕОБРАЗОВАННЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. НЕЧТО О ТАЛАНТАХ ВООБЩЕ И В ОСОБЕННОСТИ «Впрочем, оставим; чувствую из всех сил, что заговорил не на свою тему. <…> Поговорю лучше о таланте; всё же я тут хоть капельку да компетентнее.»ю ИЛИ «Скажут мне, что если такие требования, то и жить нельзя. Это правда. Но во всяком таланте, согласитесь сами, есть всегда эта некоторая почти неблагородная, излишняя "отзывчивость", которая всегда тянет увлечь самого трезвого человека в сторону».

2. ЗОЛОТОЙ ВЕК В КАРМАНЕ : «Знаете ли, что даже каждый из вас, если б только захотел, то сейчас бы мог осчастливить всех в этой зале и всех увлечь за собой? И эта мощь есть в каждом из вас, но до того глубоко запрятанная, что давно уже стала казаться невероятною. И неужели, неужели золотой век существует лишь на одних фарфоровых чашках?

Не хмурьтесь, ваше превосходительство, при слове золотой век: честное слово даю, что вас не заставят ходить в костюме золотого века, с листком стыдливости, а оставят вам весь ваш генеральский костюм вполне. Уверяю вас, что в золотой век могут попасть люди даже в генеральских чинах. Да попробуйте только, ваше превосходительство, хотя бы сейчас..<…>. Вы смеетесь, вам невероятно? Рад, что вас рассмешил, и, однако же, всё, что я сейчас навосклицал, не парадокс, а совершенная правда...».
3. « О БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ МЕДВИДИЦАХ, О МИЛИТВЕ ВЕЛИКОГО ГЕТЕ И ВООБЩЕ О ДУРНЫХ ПРИВЫЧКАХ»
 Где-то диалогизм доходит до воплощения вымышленного диалога с читателем ( глава: «О чем это вы заговорили? спросит меня удивленный читатель.

-Я хотел было написать предисловие, потому что нельзя же совсем без предисловия.
-В таком случае лучше объясните ваше направление, ваши убеждения, объясните: что вы за человек и как осмелились, объявить Дневник писателя?

Но это очень трудно, и я вижу, что я не мастер писать предисловия. Предисловие, может быть, так же трудно написать, как и письмо.»

4. Пример из той же главы: « И в этом ужасно много странного. Неужели это безмыслие в русской природе? Я говорю безмыслие, а не бессмыслие. Ну, не верь, но хоть помысли. В нашем самоубийце даже и тени подозрения не бывает о том, что он называется я и есть существо бессмертное. Он даже как будто никогда не слыхал о том ровно ничего. И, однако, он вовсе и не атеист. Вспомните прежних атеистов: утратив веру в одно, они тотчас же начинали страстно веровать в другое. Вспомните страстную веру Дидро, Вольтера У наших полное tabula rasa,*[1] да и какой тут Вольтер: просто нет денег, чтобы нанять любовницу, и больше ничего.»

7) Разговорность, вольность стиля написания.
В связи с диалогичностью «Дневника писателя», явной оказывается и разговорность стиля написания. Использование свободных конструкций, разговрных выражений, эмоционально-окрашенныхслов- все это придает ощущение живой полемики, живой беседы с Достоевским.  Л. Волгина замечал: «С одной стороны, „Дневник“ преследовал как будто бы чисто публицистические задачи, с другой — осуществлял их при помощи особых „непублицистических“ средств.» Глава ««ПО ПОВОДУ ДЕЛА КРОНЕБЕРГА»: «В чем же фальшь? Во-первых, вот девочка, ребенок; ее "мучили, истязали", и судьи хотят ее защитить, - и вот какое бы уж, кажется, святое дело, но что ж выходит: ведь чуть не сделали ее навеки несчастною; даже, может быть, уж сделали! В самом деле, что если б отца осудили? Дело было поставлено обвинением так, что в случае обвинительного приговора присяжных отец мог быть сослан в Сибирь. Спрашивается, что осталось бы у этой дочери, теперь ничего не смыслящего ребенка, потом в душе, на всю жизнь, и даже в случае, если б она была потом всю жизнь богатою, "счастливою"? Не разрушено ли б было семейство самим судом, охраняющим, как известно, святыню семьи? Теперь возьмите еще черту: девочке семь лет, - каково впечатление в таких летах?» Или другой пример: «». Можно заметить, как свободно Достоевский строит предложения, использует восклицательные и вопросительные предложения, которые придают интонацию тексту, использует вводные конструкции. Никакой официозности и строгости, по-простому о сложном. Такая “разговорность” стиля подчеркивает особую доверительность, близость между автором и читателем (что не свойственно ни “официальной” прессе, ни даже жанру дневниковой прозы как таковому). Достоевский своей доверительностью, с одной стороны, ставит на первое место личность человека вообще, с другой – делает самого себя главным героем своего произведения.

8) Автор не фокусируется на одной конкретной проблеме, а записывает все мысли, пришедшие в голову- своеобразный поток сознания.
Выстраивание глав подобным образом ( сплетение разных тем, мотивов и символов) в «Дневнике писателя» ведет читателя к постижению взаимосвязи всех явлений и события под углом зрения универсальной, пока еще не состоявшейся, но возможной гармонии мира. Примером такой поточности может быть глава «ЕЛКА В КЛУБЕ ХУДОЖНИКОВ. ДЕТИ МЫСЛЯЩИЕ И ДЕТИ ОБЛЕГЧАЕМЫЕ. "ОБЖОРЛИВАЯ МЛАДОСТЬ". ВУЙКИ. ТОЛКАЮЩИЕСЯ ПОДРОСТКИ. ПОТОРОПИВШИЙСЯ МОСКОВСКИЙ КАПИТАН», когда Достоевский начинает просто с описания елки, которую посетил, но его мысли уходят далеко от торжества и приводят читателя к мысли о педагогике и Пушкине: «Из детей мне больше понравились самые маленькие; очень были милы и развязны. Постарше уже развязны с некоторою дерзостью. Разумеется, всех развязнее и веселее была будущая средина и бездарность, это уже общий закон: средина всегда развязна, как в детях, так и в родителях. <…>Жаль еще тоже, что детям теперь так всё облегчают - не только всякое изучение, всякое приобретение знаний, но даже игру и игрушки. Чуть только ребенок станет лепетать первые слова, и уже тотчас же начинают его облегчать. Вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении. Иногда облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупление.<…>
Что устрицы, пришли? О радость!
Летит обжорливая младость
Глотать...

Вот эта-то "обжорливая младость" (единственный дрянной стих у Пушкина потому, что высказан совсем без иронии, а почти с похвалой) - вот эта-то обжорливая младость из чего-нибудь да делается же?».

Но к этой особенности нельзя относится очень строго, в любом случае, «Дневник писателя» обладал внутренним единством авторского стиля, развития сквозных тем (теория «среды» и нравственная ответственность, социализм и христианство, народ и интеллигенция, значение искусства), общего пафоса, соединяющего религиозность мыслителя с рациональностью журналиста.



2019-07-03 1547 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)