Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоги, используемые в торговле



2019-07-03 240 Обсуждений (0)
Налоги, используемые в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Так как специальные налоговые режимы были рассмотрены нами в предыдущей главе, в этой мы более подробно изучим основные налоги, применяемые в практике торговли. К таким налогам относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС), Налог на прибыль организаций, Единый социальный налог (ЕСН), Налог на имущество, Акцизы и Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Все характеристики налогов будут даваться по тем аспектам, которые касаются торговли и общественного питания, кроме основных понятий, не зависящих от рода деятельности предприятия.

Итак, начнем с одного из самых главных налогов в торговле –

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 второй части НК РФ).

НДС является косвенным налогом, то есть надбавкой к цене товара, которая оплачивается потребителем. Налогоплательщики (субъекты) – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а так же лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения является:

1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

3. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

При реализации товаров (работ и услуг) налоговая база определяется, как стоимость этих товаров (работ, услуг) по действующим ценам с учетом акцизов (для подакцизных товаров), но без включения в них НДС. На предприятиях общественного питания налоговая база определяется как выручка от реализации продукции в продажных ценах без включения в них НДС, то есть товарооборот без НДС.

Существует два вида налоговых ставок:

1. Основные ставки:

- 10 % - устанавливается на продовольственные товары и товары детского ассортимента, входящие в Перечень Правительства РФ.

- 18% - на все остальные товары

- 0% - используется при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта; при реализации драгоценных металлов и камней.

2. Расчетные ставки – применяются при исчислении налога, если налоговая база уже включает в себя сумму НДС (на предприятиях общественного питания товарооборот с НДС)

Определяется по формуле:

 


Установленная ставка НДС (основная) * 100%

Основная ставка + 100

 

Освобождаются от налогообложения:

- реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню Правительства РФ (важнейшие лекарства, витамины, жизненно-необходимые изделия медицинского назначения и т.д.)

- реализация продуктов питания студенческих и школьных столовых, столовых медицинских организаций и детских дошкольных учреждений (финансируемых из государственного бюджета)

- реализация предметов религиозного назначения.

Налоговым периодом по НДС признается квартал.

Налоговые вычеты: вычету подлежит сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров, работ и услуг на территории РФ (то есть сумма налога, уплаченная ранее в бюджет). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товара (работ, услуг) налогоплательщиком.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма НДС. Уплата налога на территории РФ производится за истекший период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль (Глава 25 второй части НК РФ)

Налогоплательщиками по этому налогу являются:

- российские организации,

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:

- для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

- для представительств иностранных организаций - доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов

- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.

Порядок определения доходов. Классификация доходов (ст. 248 НК РФ).

К доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации товаров, как собственного производства, так и ранее приобретенных, а так же выручка от реализации имущественных прав). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженных в денежной или натуральной формах (ст. 249 НК РФ).

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно ст.250 НК РФ, внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы:

1) от долевого участия в других организациях;

2) в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

3) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;

4) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

5) в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

6) в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации и др.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Статья 252. Расходы. Группировка расходов

1. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией

1. включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, приобретением и (или) реализацией товаров (имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

3) расходы на обязательное и добровольное страхование;

4) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

2. подразделяются на:

1) материальные расходы (расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, расходы на приобретение материалов, инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды и т.д.);

2) расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, единовременные премии, поощрительные начисления и т.д.);

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы (суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, расходы на сертификацию продукции и услуг, суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы).

Внереализационные расходы:

- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов по ценным бумагам;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы на услуги банков и др.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения:

- сумма начисленных налогоплательщиком дивидендов и другие суммы распределяемого дохода;

- суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисленных в бюджет;

- суммы взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;

Налоговой базой по налогу на прибыль является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговая ставка – 24%, из которых 6,5% идут в Федеральный бюджет, а 17,5% - в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом по Налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налогоплательщики предоставляют декларации по Налогу на прибыль и осуществляют платеж в бюджеты РФ не позднее 28-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Единый социальный налог (Глава 24 второй части НК РФ)

Налогоплательщиками по ЕСН являются:

А) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями).

Б) неиндивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Налоговой базой является сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Суммы, не подлежащие налогообложению:

1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. Все виды компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи;

4. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, направленным на работу за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из ФБ государственными организациями - в пределах размеров, установленных законодательством;

6. Суммы страховых платежей (взносов):

- по обязательному страхованию работников, осуществляемому в установленном порядке,

- по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

- по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

7. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ), помимо указанных выплат, также не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются (ст. 239 НК РФ):

1. Организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2. Следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

- общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;

Налоговый период - календарный год, а отчетные периоды - первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

 

Таблица 1 Ставки ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам (2007 г)

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет ФСС ФФОМС ТФОМС Итого
До 280 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 8120 руб. + 1% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

 

Таблица 2 Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет ФФОМС ТФОМС Итого
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 20 440 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 29 080 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3840 руб. 6600 руб. 39 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

 

Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет (ФБ) и каждый фонд. Сумма налога, подлежащая уплате в ФБ, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование - налоговый вычет, сумма которого не может превышать сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате в ФБ. По итогам каждого календарного месяца производится расчет ежемесячных авансовых платежей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм.

Уплата ежемесячных авансовых платежей и представление в региональные отделения ФСС сведения (отчеты) производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики представляют в налоговый орган Расчет о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, о суммах фактически уплаченных страховых взносов. Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН. Уплата налога (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями в ФБ и каждый из фондов.

Акцизы (Глава 22 второй части НК РФ)

Согласно ст. 179 НК РФ, налогоплательщиками признаются следующие лица, если они совершают операции, подлежащие налогообложению:

1. Организации

2. Индивидуальные предприниматели

3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;

- передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;

- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению:

1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.

3. первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.

4. ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара, причем по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, она увеличивается:

- на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи,

- на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров,

- на пополнение фондов специального назначения,

- в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту

- либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

А в отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налог на имущество (Глава 30 второй части НК РФ)

Налогоплательщиками признаются российские организации и представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность в РФ и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Согласно ст.374 НК РФ, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (для российских организаций) идвижимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (для представительств иностранных организаций).

Не признаются объектом налогообложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования;

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

- подлежащего налогообложению по местонахождению организации,

- имущества каждого обособленного подразделения организации,

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,

- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Освобождаются от налогообложения:

- общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации ряда товаров, работ и услуг;

- организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества.

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода. По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

 

3. Налоговое планирование на торговых предприятиях и оптимизация налогообложения

 

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств, в том числе, используя «пробелы» в действующем законодательстве.

Таким образом, налоговое планирование подразумевает законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Налоговое планирование бывает корпоративным и личным. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений организации (предприятия) для максимизации своего дохода и, следовательно, минимизации налоговых потерь.

Основными целями корпоративного налогового планирования являются:

- минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по всей совокупности уплачиваемых налогов.

- увеличение объема оборотных средств предприятия и, следовательно, рост реальной возможности для расширения объемов продаж и увеличения прибыли предприятия.

Личное налоговое планирование – выработка и оценка решений по минимизации личных налоговых выплат каждого налогоплательщика (физического лица) в отдельности.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей финансового планирования. В процессе налогового планирования происходит предварительный расчет вариантов сумм всех налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту, в зависимости от различных правовых форм ее осуществления.

Но тут существуют свои нюансы. Проблема налогового планирования в коммерческой организации существенным образом зависит от состояния бухгалтерского учета, который традиционно служит основой для взаимодействия организации с государственными контролирующими органами.

Дело в том, что существует некая усредненная статистическая модель деятельности организации, которая обычно рассчитывается государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. И, стараясь минимизировать налоговые отчисления, необходимо обращать внимание на существующие негласные нормативы сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены. Иначе, при резком их изменении или значительном несоответствии негласным нормативам организация рискует попасть под пристальное внимание налоговых органов или даже подвергнуться внеплановой проверке.

Таким образом, нужно максимально обезопасить себя в этом плане, для этого в первую очередь необходимо подготовить и ежемесячно корректировать специальную подборку нормативных правовых актов, федеральных, региональных и местных.

Налоговое планирование делится на стратегическое и текущее.

Стратегическое налоговое планирование включает:

- обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

- обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

- составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обязательств;

- варианты схем управления финансовыми, документарными и товарными потоками;

- сетевой график соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;

- обязательную оценку риска различных программ действий, проработку вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

- прогноз эффективности применяемых мер.

Текущее налоговое планирование — это:

- еженедельный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов к ним;

- составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;

- составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

- прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций и проводимой сделки.

Для этого нужны экспертные правовые системы, которые должны обновляться не реже одного раза в месяц; базы данных по налоговой тематике, которые можно формировать самостоятельно, используя соответствующие СМИ и Интернет; специальная литература, а также при необходимости, консультации экспертов консалтинговых компаний.

Налоговая оптимизация включает в себя способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов.

Налоговая оптимизация может быть:

- перспективной (долгосрочной) – предполагает применение приемов и способов, снижающих налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности;

- текущей – предполагает снижение налогового бремени в каждом конкретном случае.

Пути оптимизации налоговых платежей:

1. применение налоговых льгот. По всем видам налогов и сборов в настоящее время насчитывается более 500 видов льгот, и, как показывает практика, не весь этот объем используется налогоплательщиками в полной мере.

2. оптимальная форма заключения договоров между партнерами предпринимательской деятельности с точки зрения налоговых последствий. Например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера.

3. цены сделок

4. отдельные элементы налогообложения. Например, снижение налоговых ставок ЕСН в зависимости от изменения налоговой базы в расчете на одного работника.

5. применение специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД и т.д.)

6. применение отдельных элементов бухгалтерской и учетной политики в целях оптимизации налогообложения.

При осуществлении своей деятельности организация должна создать определенную схему налогового планирования, которая позволит рассчитать варианты оптимизации конкретных налоговых платежей по отдельным видам налогов. При разработке такой схемы необходимо предусмотреть два варианта: основной и альтернативный.

Для выбора наиболее оптимального варианта можно использовать похожую таблицу.

 

Таблица 3

Наименование элемента налогового планирования Альтернативные способы учета
1. метод определения выручки от реализации А) кассовый (по мере оплаты) Б) метод начисления (по мере отгрузки)
2. оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов А) по полной себестоимости Б) по методу ФИФО В) по методу ЛИФО
3. установление границы между основными и оборотными средствами А) по предельной стоимости, равной установленному законодательством лимиту Б) по предельной стоимости, установленной ниже лимита.
4. начисление амортизации А) по установленным законодательством нормам линейным или нелинейным методом Б) по увеличенным нормам – ускоренная амортизация В) по пониженным нормам, но не более, чем на 50%
5. группировка затрат и включение их в себестоимость А) на прямые и косвенные, формирование полной и фактической себестоимости продукции Б) на условно-переменные и условно-постоянные, формирование сокращенной себестоимости продукции
6. начисление износа МБП А)100% износа при передаче со склада в эксплуатацию Б) 50% износа при передаче со склада в эксплуатацию и 50% при выбытии из эксплуатации
7. создание резервов предстоящих расходов и платежей А) не созданные резервы платежей Б) созданные резервы на оплату отпусков, премирование по итогам работы за год, ремонт основных средств и т.д.

 

В рамках учетной политики предприятия, возможность получения экономии путем снижения налоговых платежей, достигается за счет:

- применения ускоренной амортизации,

- изменения границы между основными средствами и МБП,

- оценки товарно-материальных ценностей,

- создания резерва по сомнительным долгам, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль,

- определения выручки кассовым методом (т.е. по мере оплаты расчетных документов), что так же приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебетовой задолженности за отгруженный товар.

Общая налоговая нагрузка юридического лица рассчитывается по формуле:

 

СНН=СНП/Д*100%, где

 

СНН – совокупная налоговая нагрузка,

СНП – совокупные налоговые платежи,

Д – доходы.

Налоговую нагрузку налогоплательщика можно рассчитывать так же с учетом обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям относятся:

- нагрузка на финансовые ресурсы

 

Нфр=СН/СГВБ, где

 

Нфр – налоговая нагрузка на финансовые ресурсы,

СН – сумма налогов,

СГВБ – среднегодовая валюта баланса.

- нагрузка на собственный капитал

Формула 5

 

Нск= СН/СК(за исключением заемных средств), где

 

СК – собственный капитал,

- нагрузка на прибыль до налогообложения

Формула 6

 

Ннп= СН/НП, где

 

НП – налогооблагаемая прибыль, то есть прибыль до налогообложения,

- нагрузка в расчете на одного работника

Формула 7

 

Н=СН/ЧР, где

 

Н – налоговая нагрузка на 1 работника,

ЧР – численность работников.

К частным показателям, характеризующим налоговую нагрузку относятся:

- нагрузка на реализацию,

- нагрузка на себестоимость,

- нагрузка на чистую прибыль.

Пользуясь данными расчетами, можно сказать, со стороны какого налога идет наибольшая налоговая нагрузка, и, следовательно, развивать налоговое планирование именно по этим направлениям. В связи с чем, эффективность применения схем налогового планирования значительно возрастает.



2019-07-03 240 Обсуждений (0)
Налоги, используемые в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоги, используемые в торговле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)