Классификации педагогических технологий
В теории и практике школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (Приложение 1). Анализ огромного количества источников (см. Список использованных источников) по проблеме позволил нам расширить классификации по определенным параметрам: I. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяют следующие классы технологий образовательного процесса [6, с.278]: 1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. 2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентрические) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропофилософские и теофилософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. 3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Не существует таких монотехнологий, которые бы использовали только один какой – либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплекса. Однако, своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название. II. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие технологии. III. По ориентации на личностные структуры: - информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); - операциональные (формирование способов умственных действий); - эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); - технологии саморазвития –(формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); - эвристические (развитие творческих способностей); - прикладные (формирование действенно-практической сферы (СБП)). IV. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие технологии, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии. V. По принципу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена следующая классификация технологий [3, с.218]: 1. классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное); 2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); 3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); 4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа; 5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное)- групповые, дифференцированные способы обучения; 6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); 7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение; 8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются: - традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой; - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; - программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. На данном этапе рассмотрения материала хотелось бы остановиться на сравнительных особенностях традиционной и инновационной систем педагогики (Приложение 2). VI. Важной стороной в технологии образовательного процесса является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяют несколько типов технологий. А) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект», «винтик» Б) Дидактоцентрические технологии, в которой также преобладают субъект - объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. В) Личностно-ориентированные технологии ставят в цент всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергаю принуждение. Д) Технологии сотрудничества реализуют демократическое равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Технологии сотрудничества делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Е) Эзотерические технологии основаны на учении об экзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – истине и путях, ведущих к ней. VII. По направлению модернизации традиционной системы образования выделяют следующие группы технологий: А) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений: это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы, как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др. Б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов Е. И. Пассова и др. В) Педагогические технологии на основе эффективности организации управления процессом обучения: - программированное обучение, - технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), - технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, В.Д. Шадриков), - перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), - групповые и коллективные способы обучения ( В.К. Дьяченко), - компьютерные (информационные) технологии и др. Г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материла: - укрепление дидактических единиц (УЕД) П. М. Эрдниева, - технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, - система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, - технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др. Д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори. Е) Альтернативные методы: - вальдорфская педагогика Р. Штейнера, - технология свободного труда С. Френе, - технология вероятностного образования А. М. Лобка. Ж) Многие из действующих систем авторских школ: - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, - «Русская школа» И.Ф.Гончарова, - «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, - «Школа-парк» М.Балабана и др. Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Таким образом, "педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, творческая направленность.
2 ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ": ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
2.1 Исторический аспект создания педагогических мастерских Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, получила название технология педагогических мастерских. Мастерская, или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, впоследствии в роли президента ЖФЭН стала его жена и соратник Одет Бассис. Теоретическая концепция и практика ЖФЭН активно используются во многих школах нашего государства. В педагогической печати сегодня появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории и практики "нового образования" в Беларуси, которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями. Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях [19, с.137]: 1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. 2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования. 3. Интенсивные методы обучения и развития личности. Для методов ЖФЕН характерны: а) отношение учителя к ученику, как к равному себе; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого. 4. Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка. Итак, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства [7, с. 86]. Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологии педагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на уроках в общеобразовательной школе. Художественно-творческое развитие детей в учебном процессе принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам грамоты, не на приобщение к какому-либо одному виду деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач: - развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; - направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия; - моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация; - создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия; - воспитание навыков импровизации; - формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия; - создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности; - всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта. Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил: 1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме). 3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания. 4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы. 5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся. 6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |