Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обработка и интерпретация результатов исследования локуса контроля



2019-07-03 219 Обсуждений (0)
Обработка и интерпретация результатов исследования локуса контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе исследовательской работы было установлено следующее:

1. Уровень субъективного контроля детерминирует внутреннюю или внешнюю направленность испытуемых по отношению к значимым событиям его жизнедеятельности и является показателем самосознания, определенным образом влияя на адекватность, высоту и устойчивость самооценки и самоотношения.

2. Выявились особенности личностных показателей самоактуализации подростков.

3. Шкалы локуса контроля указывают на источник (внешний или внутренний) ответственности за результаты жизнедеятельности личности в разных сферах, но не связаны, видимо, с контролем над самим процессом достижения этих результатов. На одном полюсе данного фактора — внутренний контроль над процессом — настоящее «планируется мною», «идет от меня», «зависит лично от меня», «зависит от моих усилий и способностей». На противоположном полюсе — внешний контроль над процессом — настоящее «планируется другими», «зависит от случая», «идет извне», «не поддается моему контролю». Внутренний контроль над процессом доминирует у нормальных и благополучных подростков. У девиантов же он выражен в гораздо меньшей мере, сопровождается столь же выраженным внешним контролем.

Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Шкалы локус контроля Дети из семей алкоголиков Результат Дети из обычных семей Результат
1 2 3 4 5
Шкала общей интернальности Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. 0 баллов 3 стена Считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом 38 баллов 6 стен
Шкала интернальности в области достижений     Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей -7 баллов 2 стена     Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленных действий, оценки в школе зависят в первую очередь от их степени подготовленности и их собственных усилий 14 баллов 7 стен  
Шкала интернальности в области неудач Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения   - 1 балл 3 стена Способны брать на себя ответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи и ведения 7баллов 5 стен
Шкала интернальности в семейных отношениях     Считают себя в некоторой степени виноватыми за семейную ситуацию, но ничего не могут изменить, надеются на других, склонны списывать все на стечение обстоятельств 2 балла 3 стена   Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность за ситуацию в семье, понимают, что необходимо уметь принять мнение другого человека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль. 13 баллов 6 стен  
Шкала интернальности в области производственных отношений. Склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению. - 4 баллов 2 стена Настроены на хорошие взаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе, будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности. 20 баллов 7 стен
Шкала интернальности в области межличностных отношений.     Не считают нужным предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев считают, что их никто не ценит, в ряде моментов открыто говорят, что это их не интересуют. 9 баллов 9 стенов     Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточного проявления интереса к сверстникам и дружелюбия, считают, что имеют влияние на друзей, последние прислушиваются к их мнению. 6 баллов 7 стенов    
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий врачей. - 6 баллов 1 стена Часть детей считают, что скорее всего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь, в тоже время, что правильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье - 2 балла 3 стена

 

У подростков обеих групп отмечается следующая особенность: собственное здоровье не является для них значимым измерением жизни (группа №1 - -6 баллов,1 стен), группа 2 - -2балла, 3 стена).

Интерпретируя УСК делаем вывод:

Группа №1.

Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения. Считают себя в некоторой степени виноватыми за семейную ситуацию, но ничего не могут изменить, надеются на других, склонны списывать все на стечение обстоятельств. Склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению – невезению. Не считают нужным предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев считают, что их никто не ценит, в ряде моментов открыто говорят, что это их не интересуют. Считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий врачей.

Вывод: у испытуемых преобладает экстернальный тип уровня субъективного контроля. В большинстве своем испытуемые убеждены, что успехи и неудачи являются результатом действия внешних сил, на которые невозможно оказать влияние.

Группа №2.

Считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленных действий, оценки в школе зависят в первую очередь от их степени подготовленности и их собственных усилий. Способны брать на себя ответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи и ведения. Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность за ситуацию в семье, понимают, что необходимо уметь принять мнение другого человека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль. Настроены на хорошие взаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе, будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности. Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточного проявления интереса к сверстникам и дружелюбия, считают, что имеют влияние на друзей, последние прислушиваются к их мнению. Часть детей считают, что скорее всего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь, в тоже время, что правильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье.

Вывод: В ходе обследования выявлено в целом среди подростков увеличение соотношения интерального типа к экстеральному. Подростки более склонны считать, что их достижения, прежде всего, зависят от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей. Для них не случайности или внешние условия, а собственные рациональные действия определяют успехи и неудачи.

Нетрудно объяснить эти различия условиями жизни подростков группы №1. Примером может быть следующая ситуация. У Оли и Леши К. – пьющая мать, отец в местах заключения. У подростков появилось желание покончить с собой. В результате недетских забот развились нерешительность, тревожность, мнительность, их пугает бесперспективность – «мы никому не нужны».

Данное состояние наблюдалось мной у 7 из 10 обследованных подростков из семей алкоголиков.

Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Т.е. происходит снижение роли семьи как социального института в жизни подростка, наибольшее влияние в этот период начинают играть ровесники.

Вследствие чего мы приходим к выводу, что следует специально учить подростков первой группы рациональным способам планирования своей жизни или «способам пространственно-временной организации деятельности личности, обеспечивающей достижение ее целей и реализацию ее смыслов» (Е.М. Мастюкова), т.е. хронотопам деятельности.

Необходимо, насколько это возможно, поощрять инициативу подростков группы №1 в процессе выполнения различных заданий, контролируя качество конечных результатов, создавать ситуация достижения успеха, снижать психологические нагрузки, помочь приобрести уверенность в своих возможностях, оптимистическое отношение к собственной жизни.

Я считаю что, это должно не только усилить инициативу, но и повысить ответственность, уровень внутреннего контроля над ходом своей жизни.

 


Заключение

 

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие.

Травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера: у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в личностные характеристики.

Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их. Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам. Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям. Особенностью этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в виде грубости, стремления досадить определенному лицу. Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них дается с большим трудом. Дети тяготятся пребыванием в школе, надоедают товарищам своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детей формируется дисгармонично, у них нет цельности переживаний, внутренняя неуверенность в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнее безразличие к окружающим - с чрезмерной ранимостью.

Анализируя теоретический материал, мы предположили, что искажение семейных отношений и воспитательного влияния в семьях алкоголиков на детей приводит к психическим и личностным отклонениям в развитии, а именно, к преобладанию у детей экстерального вида локуса контроля. Для проверки своей гипотезы мы использовали метод локус контроля Д. Роттера.

Данная методика позволила нам сравнить особенности субъективного контроля, являющегося особой личностной характеристикой группы подростков из семей алкоголиков, так и из нормальных семей.

В экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 3 задачи, выдвинутые для достижения цели работы.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости то которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к ситуационным воздействиям, и тех, чье поведение в основном определяется личными диспозициями. Принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения. В нашем исследовании использование данной методики позволяет, с нашей точки зрения, определить механизм функционирования социализированной личности, выявить источник регуляции поведения (внешний или внутренний).

Важным понятием, связанным с работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Я предполагаю, что такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство. Данную гипотезу я хотела бы проверить в дальнейшей работе с детьми, воспитывающимися в семьях алкоголиков.

 




2019-07-03 219 Обсуждений (0)
Обработка и интерпретация результатов исследования локуса контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обработка и интерпретация результатов исследования локуса контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)